Задушевный разговор – 2
Давненько мы не говорили здесь о Душе. То, что думает о Душе автор этого сайта Вы, уважаемый читатель, уже знаете, а вот, что по этому поводу думают другие люди. Представляю Вашему вниманию статью из сайта «Русские вести» — «Забытые эксперименты с сущностями умерших животных». «Для многих понятие души, или сущности уже перестало быть религиозным термином. Но есть ли души у животных, и можно ли их увидеть? Оказывается, начиная с семнадцатого века (по официальной хронологии) проводились успешные опыты, позволяющие их наблюдать… Австралийский журналист Джон Маунт уже более 40 лет является страстным собирателем старинных книг и рукописей по избранной им тематике, а в круг его интересов входят алхимия, археология и филология. Результатами очередных поисков журналиста, проведенных на родине, а также в странах Старого и Нового Света, стали документы, повествующие об удивительных опытах и открытиях известных ученых, начало которым было положено еще три с половиной столетия тому назад. Известный английский писатель и физик-экспериментатор, сэр Томас Браун (1605-1682 годы) в ходе своих опытов обнаружил явление, которое он назвал «палингенезом… возрождением облика сожженного дотла растения». Он сжигал растение в окислительной среде, в результате чего происходила его кальцинация. После сожжения растения и превращения его в золу Браун отделял образовавшиеся соли от золы и после «специальной ферментации» помещал эти соли в стеклянный сосуд. То, что происходило дальше, Браун описывает так: «…под воздействием жара тлеющих углей или естественного тепла человеческого тела возникают точная форма и внешний вид (сожженного растения); после прекращения подогрева дна сосуда они внезапно исчезают». А вот что рассказывает об эксперименте с цветком очевидец этого «действа»: «…после… кальцинации он отделил соли от золы и поместил их (соли) в стеклянный сосуд, на него воздействовала химическая смесь (реакция), пока в процессе ферментации они не приобрели голубоватую окраску. Пылевидная смесь, которую всколыхнуло тепло, начала выбрасываться вверх, образуя при этом простейшие формы. Отдельные детали объединялись, и по мере того как каждая занимала предназначенное для нее место, мы стали отчетливо видеть, как воссоздаются стебель, листья и сам цветок. Это был бледный призрак цветка, который медленно возникал из пепла. Когда тепло перестало поступать, магическое зрелище стало меркнуть и разрушаться, и, в конце концов, все вещество опять превратилось в бесформенную кучку золы на дне сосуда. Теперь растение-феникс лежало в виде кучки остывшего пепла».
Другой известный британец, выдающийся ученый, профессор Джон Тиндаль (1820-1893 годы), прославившийся трудами в области молекулярной физики, акустики, теплопередачи и оптики, незадолго до своей кончины осуществил уникальные эксперименты, которые в наши дни, к сожалению, совершенно забыты, так же как и опыты Томаса Брауна. Тиндаль наполнял стеклянную трубку парами определенных кислот, солей азотистой и йодисто-водородной кислот. Затем трубка переворачивалась в горизонтальное положение и устанавливалась так, чтобы ее ось совпадала с осью пучка лучей электрического или сфокусированного солнечного света. Когда посредством регулировки взаимного положения трубки и пучка света достигалась их соосность, в парах начинали происходить удивительные явления. Облачка паров постепенно сгущались, преобразуюсь в цветные пространственные изображения животных, растений и других объектов, включая геометрические фигуры — шары, кубы, пирамиды. На одной из стадий в ходе экспериментов Тиндаль с изумлением увидел, как клубящиеся облачка внезапно превратились в «змеиную голову». А когда пасть змеи медленно раскрылась, из нее появилось облачко в виде длинного завитка, превратившегося в совершенный по форме змеиный язык. Как только это изображение пропало, на его месте немедленно образовалось новое, на сей раз великолепная по форме рыба — с жабрами, усиками, чешуей и глазами. Описывая полноту этого изображения, Тиндаль говорил: «Парность формы животного проявлялась во всей полноте, и не было такого кружка, завитка или пятнышка, которое существовало бы на одной стороне (фигуры) и не существовало бы на другой». «Парность», как ее понимал Тиндаль, могла в некоторой степени подтверждать достоверность эксперимента. Тот факт, что любая «парная» деталь изображения точно воспроизводится, то есть непременно бывают представлены оба глаза, оба уха, и т.д., предполагает, что изображения создаются целенаправленно, а не являются случайными событиями, как это происходит с облаками, иногда напоминающими очертания знакомых нам объектов.
Что касается «фокусирования» лучей, то, может быть, после овладения экспериментатором тонкостями настройки световых лучей определенные изображения могли возникать и по его воле? Здесь следует заметить, что в те же годы английский физик и химик, сэр Уильям Крукс (1832-1919 годы), будущий президент Лондонского королевского общества — одного из старейших научных центров Европы, — исследовал электрические разряды в газах и катодные лучи с использованием устройства, названного впоследствии «трубкой Крукса». Он обнаружил сцинтилляции, то есть световые вспышки, возникающие под действием ионизирующего излучения в люминофорах — органических и неорганических веществах, способных светиться (люминесцировать) под действием внешних факторов. В связи с этим недоброжелатели Тиндаля получили обширное поле деятельности для критики. Они утверждали, что наблюдаемое им явление легко объяснить механическим воздействием луча света, который естественным образом «взбалтывает» молекулы паров, формирует из них фигуры определенных очертаний — например, сферические, веретенообразные, — что, по мнению критиков Тиндаля, и было недавно продемонстрировано Круксом. Однако они забыли упомянуть тот факт, что в ходе своих экспериментов Тиндаль получал отчетливые изображения растений, ваз, морских раковин, рыб, змеиной головы и целого ряда других объектов. Оказывали собственные мысли Тиндаля влияние на ход эксперимента, или пары определенных химических веществ обладают способностью формировать изображения? Сейчас этого, по-видимому, никто не знает. Однако следует иметь в виду, что репутация Тиндаля была высока, он являлся членом и руководителем Королевского института в Лондоне, а также последователем и доверенным лицом Майкла Фарадея (1791-1867 годы) — выдающегося английского физика, основоположника учения об электромагнитном поле, иностранного почетного члена Петербургской академии наук. По мнению многих уважаемых людей, знавших профессора Джона Тиндаля, он был скромным и щедрым человеком, а его исследования, труды и лекции оценивались в научных кругах весьма высоко. Словом, это был не тот человек, который стремился видеть то, чего на самом деле не существовало.
Еще один интересный вид экспериментов, в некоторых отношениях аналогичных описанным выше (но, согласно современным стандартам защиты животных, политически некорректных), был осуществлен в 40-х годах XX века с использованием диффузионной конденсационной камеры Вильсона. Такая камера, заполненная газом или паром, обычно применяется для отслеживания траекторий атомов или субатомных частиц. Доктор Р.А. Уоттерс, директор Фонда психологических исследований имени Уильяма Бернарда Джонсона в городе Рено, штат Невада, выдвинул теорию, согласно которой душа человека или животного существует «во внутриатомном пространстве между атомами живых клеток». Он решил проверить свою теорию, применив для этого упомянутую камеру Вильсона. В камеру поместили крупного кузнечика и умертвили его с помощью эфира. Точно в момент смерти насекомого произошло расширение водяного пара, что, в свою очередь, привело камеру в действие, а возникшая при конденсации фигура была сфотографирована. Всего было проведено около 40 подобных экспериментов с подопытными лягушками и белыми мышами. Согласно Уоттерсу, во всех опытах, когда животное умирало, в камере возникало «теневое явление», совпадающее по форме с внешним видом животного. Вместе с тем, если животное оставалось живым, никаких «конденсационных фигур» на фотоснимках не появлялось. Так что же, Уоттерс фотографировал души этих созданий? И душа лучше всего запечатлевается на пленке именно в тот момент, когда она покидает свое тело (вместе с некоторым малым количеством вещества материального мира, все еще связанным с ней), а не спустя некоторое время?» (Вадим Ильин, фрагмент статьи «Забытые эксперименты» Журнал «Тайны XX века»).
«Что происходит с сущностями вымерших животных? Каждый живой организм имеет сущность. Причем, минимальное количество тел сущности — одно (эфирное) у простейших, примитивных организмов, максимальное — шесть (эфирное, астральное, первое, второе, третье и четвертое ментальные). Пока любой организм живой, физическое тело и сущность составляют одно целое. А что же происходит с сущностью этого организма, когда он умирает естественной или насильственной смертью?! Что происходит с сущностями всех живых организмов, которые жили или продолжают жить в течение четырех миллиардов лет существования жизни на Земле?! За это время появились и исчезли миллионы видов живых организмов. Часть из них продолжают составлять экологическую систему современной планеты. Миллиарды и миллиарды живых организмов жили и вымерли. Их уже нельзя увидеть в природе. Что же случилось с сущностями этих организмов?! Может быть, сущности тоже гибнут, с гибелью физического тела?! Если да, то, при каких условиях? Если нет, то, что с ними происходит после гибели физического тела, куда они потом уходят? Что с ними происходит дальше?.. Что случилось с сущностями животных вымерших видов, что происходит с сущностями животных видов, продолжающих жить в экологической системе Земли?.. В момент естественной или насильственной смерти любого живого организма происходит разрушение защитного пси-поля организма. Освободившиеся при этом формы материи создают всплеск энергии, который открывает большее или меньшее количество качественных барьеров между уровнями планеты. Образуется энергетический канал до первого закрытого качественного барьера и по этому каналу сущность данного живого организма втягивается на тождественный ее структуре уровень планеты. Сущности простейших и простых живых организмов, которых подавляющее большинство, попадают на эфирный план. Сущности остальных, в зависимости от уровня эволюционного развития каждого вида, попадают на разные подуровни нижнеастрального плана планеты. Сущности нескольких более высокоорганизованных видов живых организмов попадают, в момент смерти, на разные подуровни верхнеастрального плана планеты. Далее, в момент зачатия любого живого организма на планете, создается всплеск энергии в соответствии с генетическим потенциалом этого вида. Открывается соответствующее число качественных барьеров, формируется энергетический канал, по которому втягивается сущность существа, тождественного с этой генетикой. Происходит процесс, обратный процессу смерти.
По мере иссякания энергии, возникшей в момент зачатия, барьеры начинают закрываться, и через некоторое время все восстанавливается, как было до возникновения этого всплеска. После этого сущность начинает создавать из растущей биомассы себе новое физическое тело. И круг замыкается… Но, что же произошло с сущностями миллионов видов живых организмов, которые исчезли с лица Земли в ходе эволюции?.. Что же происходит с сущностями вымерших животных, которые в момент естественной или насильственной смерти, как и сущности всех остальных живых организмов по возникшим каналам попали на соответствующие уровни планеты?.. Для них уже никогда не будет всплеска, возникающего в момент зачатия потому, что некому создать этот всплеск на физическом уровне… Эти существа потеряли свой биологический фундамент. Без физического тела любое существо не способно к активной эволюции потому, что в физическом теле происходят процессы расщепления веществ, создается поток материй, идущий на все уровни сущности и обеспечивающий возможность активной жизнедеятельности и ее развитие. Не имея физического тела, сущность остается без постоянного активного источника энергии. То, что сущность может усвоить своими телами на других уровнях, достаточно лишь для сохранения целостности этой сущности. Поэтому, сущности вымерших видов, попавшие в такие условия, стали приспосабливаться к жизни на других уровнях. Причем, сущности разных видов нашли разные способы приспособления. Часть из них начали поглощать и использовать, как источник новой энергии для своего более активного существования, сущности других видов, попавшие в подобное состояние и не имеющие энергетической защиты на этих уровнях, или имеющие, но слишком слабую, которая не в состоянии обеспечить цельность этой сущности. Сущности, которые приспособились к жизни на других уровнях, назовем астральными животными. Некоторые астральные животные стали поедать не только сущности вымерших животных, но и сущности живых организмов, которые продолжали жить и развиваться на физическом уровне планеты. И опять же, их жертвами становились те сущности, которые не имели достаточно надежной защитной оболочки на время их нахождения на этих уровнях до очередного всплеска, возникающего при зачатии, который давал им возможность возвращения на физический уровень и наработки нового физического тела.
Другая часть сущностей вымерших животных создала симбиоз с живыми организмами, продолжавшими развиваться на физическом уровне. Чаще всего это сущности вымерших животных, более примитивные по своей структуре, чем животные, с которыми эти сущности создают симбиоз. При таком варианте приспособления, получается польза для всех… При зачатии, в момент энергетического всплеска в оплодотворенную яйцеклетку входит не только сущность, тождественная с генетикой этой клетки, но и одна или несколько сущностей вымерших животных со всех низших уровней планеты. И сущность, максимально близкая по своему качественному уровню с зиготой, входит в нее. Начинается активное развитие этой зиготы до того времени, пока качественный уровень развивающейся биомассы не станет выше уровня ее развивающей сущности. При этом возникает состояние, аналогичное состоянию смерти для этой сущности. Возникает всплеск, при котором эта сущность покидает развивающуюся биомассу и уходит на свой уровень. Следует отметить, что на время нахождения этой сущности в развивающейся биомассе, последняя принимает внешний вид зародыша животного, соответствующего этой сущности. После выхода первой сущности, в «свободную» биомассу входит сущность более высокоразвитого вида, которая может качественно согласоваться с развивающейся биомассой… Процесс повторяется вновь и вновь до тех пор, пока с развивающейся биомассой не согласуется генетически тождественная ей сущность, создающая себе тело по своему образу и подобию. В этой ситуации выигрывают все: сущности вымерших животных некоторое время пользуются развивающейся биомассой, накапливая потенциал для себя и в тоже время, активно развивая эту биомассу. А сущность тождественная с генетикой во много раз быстрее получает возможность создать себе новое физическое тело. Без такого симбиоза очень быстро вымерли бы виды, качественная структура сущности которых очень резко отличается от структуры зиготы. Без такого симбиоза была бы просто невозможна эволюция жизни, не появились бы высокоразвитые организмы и, естественно, невозможным стало бы появление разумной жизни…
Другая часть вымерших астральных животных приспособилась к новым условиям используя, так называемый, энергетический вампиризм… В чем суть этого явления?! Вспомним, что каждый живой организм обладает защитным пси-полем, которое обеспечивает максимально благоприятные условия для функционирования каждого многоклеточного организма, защищая его от воздействия других пси-полей. Кроме этого, защитное поле способствует максимальному накоплению энергетического потенциала из форм материй, возникших в результате расщепления пищи этим организмом. Так вот, энергетические вампиры, обнаружив животное с ослабленной или разрушенной пси-защитой, внедряются через нее в структуры сущности этого животного и забирают себе часть жизненной силы — энергетического потенциала, генерируемого физическим телом жертвы. При этом происходит значительно более быстрый износ, истощение физического тела, и такое существо гораздо быстрее погибает насильственной или естественной смертью. Такое энергетическое внедрение может быть, как периодическим, так и постоянным. Но чтобы создать подобное энергетическое внедрение, астральным животным необходимо «открыть», преодолеть качественный барьер между физическим и эфирным планами планеты, а в некоторых случаях, два барьера — эфирный и астральный. Для этого необходим потенциал. В разное время суток толщина этих барьеров различная. Максимальная плотность барьеров в дневное, минимальная — в ночное время суток. Минимальную плотность эти барьеры имеют между полуночью и четырьмя часами утра. Поэтому большинство энергетических вампиров — ночные хищники, выходящие на охоту с наступлением темноты… Кроме того, сама поверхность планеты имеет различную энергетическую структуру, которая, в свою очередь, влияет на толщину барьеров. Влияние может быть, как отрицательным (при котором толщина барьеров становится меньше в зонах с такой энергетикой), так и положительным (при котором плотность барьеров увеличивается). Таким образом, поверхность планеты имеет отрицательные зоны — отрицательные геомагнитные зоны, в которых эти барьеры отсутствуют или очень ослаблены даже в дневное время. Находясь в пределах этих зон, любой организм подвергается отрицательному воздействию, в том числе и воздействию астральных вампиров. Это приводит к быстрому ослаблению, истощению, а в дальнейшем, при длительном нахождении в этой зоне, быстрому разрушению организма. Вот почему, если комната, где спит человек, находится в пределах такой зоны, организм этого человека быстро слабеет, нет нормального сна и со временем у такого человека возникают серьезные заболевания, очень часто рак…
Таким образом, сущности вымерших животных, астральные животные, в приспособлении к условиям жизни на других уровнях планеты, приобрели несколько новых качеств: 1) способность поглощать и использовать в качестве необходимого потенциала, «пищи» находящихся на тех же уровнях сущности, у которых отсутствует или сильно ослаблена защитная энергетическая оболочка; 2) симбиоз с видами, продолжающими эволюцию на физическом уровне, посредством последовательной совместной эволюции зародыша, сущностями видов разного уровня эволюционного развития; 3) энергетический вампиризм, при котором сущности вымерших животных внедряются в тела и структуры сущностей животных, живущих на физическом уровне и имеющих слабую или разрушенную пси-защиту. При развитии жизни на планете, многие виды живых организмов были вытеснены из своих экологических ниш более приспособленными, прогрессивными видами. Они потеряли возможность развиваться на физическом уровне нашей планеты, но их эфирные и астральные тела продолжали существовать на эфирном и астральном уровнях, скорость эволюционного развития которых очень незначительна. Эти виды, в ходе своего развития на других уровнях, выработали ряд способов его ускорения. Один из них — симбиоз в развивающейся биомассе зародыша нескольких сущностей разного уровня эволюционного развития, которые последовательно входят в эту биомассу и эволюционируют ее до такого уровня, при котором сущность, тождественная с генетикой, может согласоваться с этой биомассой и создать себе новое физическое тело. Наиболее наглядный пример этого в природе — бабочки. Каждый из Вас любовался грацией и красотой бабочек. Но гусеницы всегда вызывали у всех некоторую, по крайней мере, неприязнь. Каким же образом из столь непривлекательной на вид гусеницы, «рождается» столь прекрасная бабочка?! Происходит метаморфоза, природа которой остается загадкой для современной биологии. Какова же разгадка этой тайны? Метаморфоза бабочки — это один из ярких примеров симбиоза двух видов в одной биомассе. Бабочка перед гибелью откладывает яйца, из которых выводятся гусеницы, по всем признакам относящиеся к отряду кольчатых червей. Гусеницы интенсивно нарабатывают объем биомассы, поедая растения, и структурно подготавливают ее для согласования с эфирным телом собственно бабочки. При этом физическое тело гусеницы распадается и из этой массы эфирное тело бабочки формирует себе физическое тело. После завершения формирования физического тела бабочки, она покидает куколку — метаморфоза завершается. Питаясь нектаром цветов и пыльцой, в конце своей жизни, бабочка откладывает яйца, из которых выводятся гусеницы. Цикл повторяется…
Если бы из яиц бабочки сразу же выводились бабочки, то они тотчас же погибли бы, потому что из яиц могли бы выйти только очень маленькие бабочки, для роста которых необходимо много пищи — нектара и пыльцы, которых в это время, еще нет. Кроме того, микроскопические бабочки не смогли бы выжить. Каждое дуновение ветерка уносило бы их очень далеко, и они бы просто не смогли летать по своему желанию и необходимости, а это привело бы их к быстрой гибели. Маленькие гусеницы прекрасно чувствуют себя на листьях трав, кустарников и деревьев, интенсивно поедая листья растений. При этом быстро нарабатывается нужное для бабочки количество биомассы. Таким образом, два разных вида живых организмов последовательно живут в одной биомассе. Такой симбиоз видов позволил им сохраниться в ходе эволюции жизни. Существует множество видов насекомых, у которых наблюдается аналогичный симбиоз сущностей двух разных видов — комары, жуки, пчелы, термиты и т.д. На других качественных ступенях эволюции жизни тоже наблюдаются подобные явления. Лягушки (класс земноводных) имеют две эволюционные фазы биологического развития — фазу головастика и фазу собственно лягушки. В фазе головастика в биомассе находится сущность (эфирное тело) рыбы. При этом не происходит полная трансформация биомассы под эфирное тело рыбы, так как биомасса имеет генетику лягушки. Эволюционное развитие сущности рыбы в биомассе с генетикой лягушки продолжается до тех пор, пока развивающаяся биомасса не достигает структурного и качественного уровня, более высокого, чем имеет сущность рыбы. Эфирное тело рыбы выходит из биомассы, которую оно развило, и входит эфирное тело собственно лягушки в биомассу с генетикой лягушки. Происходит трансформация биомассы по образу и подобию эфирного тела лягушки. Постепенно начинают отрастать сначала задние, потом передние лапки, отпадает хвост, видоизменяются внутренние органы и внешний вид живого существа. Все эти фазы наблюдал, наверное, почти каждый человек, но не задумывался, почему это происходит — все воспринимается, как само собой разумеющееся. Но окружающая нас природа неповторимо богата жизнью, загадками. Нужно лишь взглянуть внутрь себя, в природу более внимательно, и многое откроется из ее тайн…» (Николай Левашов. Фрагменты из книги «Последнее обращение к Человечеству»).
Как видите, автор далеко не одинок в своих мыслях о Душе. Даже Википедия не обошла этот вопрос своим вниманием. В соответствие с ней, Душа (от старослав. доуша) (греч. ψυχή, лат. anima) — согласно религиозным и некоторым философским учениям, бессмертная субстанция, нематериальная сущность, в которой выражена божественная природа и сущность человека, его личность, дающая начало и обуславливающая его жизнь, способность ощущения, мышления, сознания, чувств и воли, обычно противопоставляемая телу. По современным представлениям понятие души восходит к анимистическим понятиям об особой силе, существующей в теле человека и животного, а иногда и растения. С древних времен человек задавался вопросом о различии живого и неживого. В ходе развития мифологического мышления сформировалось понятие о душе как о некотором атрибуте живого существа. Наблюдение за дыханием живого, которое после его смерти исчезало, способствовало возникновению древних представлений о душе, как о дыхании, происходящем извне. Соответствующие наблюдения над кровью и прекращении жизни при большой ее потере привели к тому, что в крови видели носительницу души. Сновидения привели к представлению о душе как о субстанции, существующей независимо от тела. В связи с тем, что душа понимается как субстанция, ей сначала приписываются свойства тончайшего вещества, находящегося в крови, как было у большинства досократиков в греческой философии (Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит). По Платону, душа является бессмертной и нематериальной и предшествует существованию в физическом теле. До рождения человека душа созерцает идеи в нематериальном мире, а после того, как вселяется в тело, «забывает» их. Отсюда суждение Платона о том, что все знания — лишь воспоминание забытых идей, познанных душой до рождения. Аристотель называет ее первой энтелехией жизнеспособного тела; только разумная душа человека (дух) может быть отделена от тела и является бессмертной. В 1863 году Вильгельм Вундт прочел лекции об истории развития души человека и души животных. Вундт излагал проблемы психогенеза в своих работах «Grundzüge der physiologischen Psychologie» (1908-1911) и «Völkerpsychologie» (1908-1917). Сейчас, как и во времена античности и романтики, снова часто проводят различие между душой и сознанием. Для Паладьи и Клагеса душа является носительницей ритмично протекающих непрерывных жизненных процессов, в то время как сознание, в противоположность душе, «прерывно».
Аристотель различал три рода души: — растительная (способная к питанию и размножению); — животная (чьи функции — ощущение и передвижение); — разумная (свойственна только человеку, её функция — мышление). У человека есть все три рода души. По поводу двух первых Аристотель уверен, что они смертны и не переживают тела, по поводу разумной души — склоняется к тому, что она может существовать и без тела. Он пишет: «Итак, душа неотделима от тела; ясно также, что неотделима какая-либо часть ее, если душа по природе имеет части, ибо некоторые части души суть энтелехия телесных частей. Но конечно, ничто не мешает, чтобы некоторые части души были отделимы от тела, так как они не энтелехия какого-либо тела. Кроме того, не ясно, есть ли душа энтелехия тела в том же смысле, в каком корабельник есть энтелехия судна». Демокрит считал, что душа есть у всего, она присутствует даже у неодушевленных объектов (например, камней), только в очень малой мере. Душу он считал состоящей из атомов и смертной. Дыхание он полагал процессом обмена внутренней души с внешней: вдыхая, человек или животное наполняется внешней душой, выдыхая, оставляет в воздухе частицы собственной души. Поэтому душа изменчива. Состояние души зависит от подвижности составляющих ее атомов. В старости число подвижных атомов уменьшается. Эпикурейцы предполагали, что душа, как и тело, состоит из движущихся в пустоте атомов. Со смертью они рассеиваются. Эпикуру приписывают афоризм: «Смерть не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти ещё нет, когда же смерть наступает, то нас уже нет». Стоики также считали душу материальной и состоящей из тонкой пневмы. Поэтому они полагали, что душа умирает вместе с телом или в скором времени после него, распадаясь в пространстве. Душу стоики делили на восемь частей: — разум, управляющее начало, именуемое гегемониконом (располагается в голове, у человека это разум, у животных — инстинкты); — зрение; — слух; — обоняние; — осязание; — вкус; — голос; — способность к размножению. Стоики сравнивали душу младенца с «чистым листом папируса», таким образом, они являются авторами концепции «tabula rasa». После античного периода к исследованию души вновь обращаются Лейбниц, Шопенгауэр, Кант и Гегель. «Что же касается духов, или разумных душ, то хотя я нахожу, что в сущности,… со всеми живыми существами и животными происходит одно и то же (именно что животное и душа получают начало только вместе с миром и не кончаются наравне с миром), но все-таки в разумных душах есть та особенность, что их маленькие семенные животные, пока они не представляют собой ничего, кроме этого, обладают только обычными, или ощущающими, душами; но, как только те, которые, так сказать, избраны, путем действительного зачатия достигают степени человеческой природы, их ощущающие души возвышаются до степени разума и до преимуществ духов» (Лейбниц, Готфрид Вильгельм; Монадология).
Против христианского понимания души выступал Иммануил Кант. Апелляция к нематериальному принципу во имя разрешения вопроса о душе представляет собой, согласно Канту, «прибежище ленивого разума». Для него же душа есть предмет внутреннего чувства в его связи с телом, а не субстанция; теория же субстанциальности души должна уступить место теории о ее актуальности. В двадцатом веке преобладает тенденция интерпретации души как мистического понятия, несмотря на работы таких ученых, как Брентано, Фрейда (с понятием ид), Юнга, Ясперса и Габриэля Марселя, утверждающих, что любой человек переживает внутри себя импульсы и творческие жизненные стремления, не связанные напрямую со сферой рассудка. Для большинства христианских конфессий характерно представление о душе, как о сотворенной Богом бессмертной нематериальной сущности человека, носителе разума, чувств и воли (т. н. троичность души), составной неотъемлемой частью которой у человека является бессмертный дух. После смерти тела человека душа, согласно этим представлениям, продолжает полностью сознательное существование, и ее дальнейшая судьба определяется Богом на суде (сначала предварительном, затем Страшном), и дальнейшим местом пребывания души является либо рай, либо ад. Римско-католическая церковь, кроме этого, имеет учение о чистилище. Согласно пониманию некоторых христианских писателей (например, Тертуллиана), душа материальна (трактат De anima), другие же — Отцы Церкви, (например, Августин) считают ее духовной, как и в классической патристике преобладает понимание души как непространственной, нематериальной субстанции. В представлениях же автора этого сайта, Душа – материальна и бессмертна, и ею обладают все сущности нашего мира. Правда, всякая сущность нашего мира обладает Душой различной степени сложности. А материальным носителем всех самых разнообразных Душ нашей Вселенной, образующих Мировое сознание, является эфир (или нейтринное поле нашей Вселенной). Информация же передается вместе с импульсом движения частиц эфира («нейтринных матрешек») в результате их соударения.