Новая государственная идеология
Предлагаю Вашему вниманию статью от автора из «Края будущего» — «Как удержаться у власти». «Люди, случайно получившие власть, своими действиями недвусмысленно говорят о полном непонимании происходящего. Даже в относительно стабильной ситуации они испытывают подсознательную неуверенность. Это проявляется в отсутствии тонких решений. Такой правитель не понимает, как создать систему, которая в целом могла бы сама себя контролировать, а он только осторожно, без резких движений, поправлял бы ее работу. Непонимание выливается в приоритет простых, прямых и грубых действий в стиле «заставить», «запретить», «держать и не пущать». Человеку кажется, если очень строго сказать (и указ соответствующий выпустить), детали, образующие систему, начнут совершать не свойственные их природе действия. Например, люди с установкой «брать от жизни все», услышав крик начальника, вдруг начнут думать «не как взять у общества, а как дать ему». Хозяин лошади может забить животное палкой насмерть, понуждая нести непосильный груз. Но лошадь при всем желании не прыгнет выше головы. Если хозяин продолжит упорствовать, по итогу и груз останется на месте, и лошади не будет. Силовой стиль управления, под коим мы понимаем любое управление в ручном режиме, в критической ситуации бывает иногда единственным выходом. Но если этот стиль становится нормой, очень скоро возникает система, где правитель должен лично заниматься всем. Прикол в том, что ничего подобного правитель создавать не хотел. Напротив, он хотел создать абсолютно другое — гармоничную систему, для работы которой не требуется стоять над ней с палкой. Но получилось то, что получилось. Чем дольше практикуется ручной режим, тем большая нагрузка ложится на одного человека. В поисках выхода он вынужден прибегать к еще более простым, то есть грубым решениям. Из мечтателя, каким был во время прихода к власти, он превращается в прораба на стройке, орущего матом на иностранных рабочих, поскольку иного языка те не понимают. Этим он еще больше ослабляет систему, одновременно усложняя ее для себя. Однажды возникает ситуация, когда буквально все лежит только на его плечах. Теперь правитель представляет собой что-то вроде подпорки. Он планировал ее временной, но судьба так сложилась, что она вынуждена быть постоянной. Теперь это больше не правитель, а администратор. Стоит ему отойти в сторону, все рухнет, похоронив под собой правителя. Он держится из последних сил, понимая: если выпадет из «седла», его оппозиция затопчет. Остается только подождать, когда нагрузка превысит человеческие возможности. В какой-то момент правитель опустит руки, ибо поймет: от его усилий уже ничего не зависит. Количество запросов, которые система ему посылает для обработки, превышает его силы.
Трагикомичность ситуации в том, что вокруг правителя много прихлебателей и дружков, но все они еще меньше понимают, что такое управление. Никто не говорит об этом прямо, но все понимают: они не являются правителями (поскольку знать не знают, что такое управление государством). Они просто баловни судьбы, и свое место понимают исключительно как кормушку, откуда нужно выжать максимум, пока она не захлопнулась. Пребывание на не своем месте рождает на подкорке страх и чувство беззащитности, если ситуация вдруг развернется не в их пользу. Преодолевая этот страх, такая власть с первого дня начинает запасаться материальными активами за пределами системы, правителями которой числится. Виноват ли случайный правитель в том, что его окружает такая команда? Нет, потому что при идейном вакууме другого состава людей не может быть. С одной стороны, любому человеку, захватившему большой ресурс, нужна для его удержания пропорциональная команда. Если у него есть идея, он собирает единомышленников (как Ленин собирал коммунистов). Если идеи нет, он собирает личных знакомых, родственников и однокашников, расставляя их на ключевые посты. Насколько они соответствуют этим постам — второй вопрос. Первый: я их лично и давно знаю. При таком кадровом подходе власть формируется из обычных обывателей с двумя извилинами – «где денег взять и на что их потратить». Подчиненные главного начальника тоже формируют себе команды, и тоже по такому же признаку — из своих. В идеале — если свои не воруют (бонусы в конце года им дает шеф). На практике однокашники не довольствуются бонусами. Очень скоро они осваиваются, выказывая растущие аппетиты и претензии на большую самостоятельность. У тех, кто далеко продвинулся по иерархичной лестнице, появляются мысль при счастливом стечении обстоятельств шефа скинуть. Система постепенно превращается в придворную грызню, где все воюют против всех. Идеологический вакуум не оставляет современному правителю шанса вести иную кадровую политику. Концентрация во власти «родственников» (по масштабу и глубине мышления не отличающихся от среднестатистических обывателей) создает специфическую атмосферу. Они по умолчанию понимают власть разновидностью коммерции и иного не могут помыслить. Зачем власть? Ну, это же так очевидно — чтобы украсть. Даже школьники сегодня это знают. Что уж про взрослых говорить. Российская демократия является феодализмом, но странным. В этой системе личный успех прямо пропорционален близости к власти. Чем ближе к правителю — тем больше у вас ресурса. Чем вы дальше от первого лица — тем ресурса у вас меньше.
При классическом варианте близость к первой фигуре определяла степень родства, потом заслуги перед государством, и на последнем месте — личное знакомство. При российском феодализме все определяет степень личного знакомства с властью. Классического феодала окружали как слабые фигуры (родственники и знакомые), так и сильные (заслужившие свой статус делами). Сильные уравновешивали слабых, что позволяло сохранять конструкцию в относительно устойчивом положении. Современного феодала окружают только личные знакомые, так или иначе попавшие в поле его зрения. Они не имели возможности сделать большие дела, по которым был бы виден уровень их адекватности. Чтобы делать большие дела, нужна большая идея. Никакой идеи у них нет. В условиях безыдейности люди могут проявиться только в умении вести бюрократическую борьбу. Безусловно, это требует определенных талантов, но, когда власть формируется только по этому признаку, общество обречено. Если предположить: первые фигуры понимают глубину происходящего, знают, что без кардинальной трансформации системы им не выжить, а значит экономики и, в конечном итоге общества, — их знание ничего не меняет. Мало самому понимать. Нужно еще другим так объяснить, чтобы они дали сломать выстроенную ими систему, которая их кормит. Человек может отказаться от части, чтобы не потерять целое. Например, даст отрезать себе ногу, чтобы сохранить жизнь. С коррупцией и прочими социальными пороками такая же ситуация. Главные коррупционеры могут поступиться своими интересами и отказаться от очередной яхты, если распознают опасность потерять все. Насколько это реально? Ни насколько, нулевая реальность. Большинство ключевых фигур насколько сильны и ловки, настолько и неглубоки. Это люди с местечковым мышлением. Они уверены, все как-нибудь обойдется, а если и нет, то с деньгами спасут себя. Ничего не остается, кроме как силой проломить сопротивление властных кланов. Но для этого нужна превосходящая сила. Сопротивление одной группировки можно преодолеть, опираясь на другую группировку. Допустим, но что это даст? Вырастет ресурс той группировки, на которую правитель опирается. Но так как единой идеи, которая могла бы выступить объединяющей платформой, нет, внутри привилегированной группировки скоро возникнут противоборствующие группы. И все повторится.
Процесс смены шила на мыло опасен тем, что рождает ситуацию, которая может закончиться падением самого реформатора. Непродолжительную реформаторскую активность очень скоро сменит понимание: не будить лихо, пока оно тихо. Когда правитель это осознает, он акцентируется на аппаратной эквилибристике, изо всех сил сохраняя систему сдержек и противовесов. В такой ситуации ни о чем, кроме как удержаться в «седле», он думать не может. Правитель оказывается как бы в жидкой глине. Сначала у него есть свобода действий, но по мере затвердевания глины, ее становится меньше. Когда глина окончательно застывает (эпоха застоя), правитель лишается возможности пошевелиться. Окружение как бы сковывает его. Если даже допустить у него какие-то конструктивные намерения по реформированию системы, все они будут натыкаться на интересы группировок. Его друзья, против совокупности которых он не может пойти, ибо вплетен в сложившуюся систему, могут на словах поддерживать его инициативы по борьбе с коррупцией и прочее, но… не в области своих интересов. Они как бы говорят ему: «ты иди наводи порядок там, в другом месте. А у нас не нужно, у нас все отлажено и поделено, правила игры прописаны. Это наша поляна, с которой мы кормимся. Мы тебе поаплодируем за идею, но на этом наш вклад в борьбу с коррупцией (с самими собой) закончится. Потому что наша цель пребывания во власти — пополнение личных закромов и наслаждение жизнью». Таким образом, корысть и жадность играют не на пользу системы. Интересы общества игнорируются. Единственная реальность, достойная внимания «правителей», — передел ресурса между группировками. Борцы за власть впиваются друг другу в глотку, ничего не видя и не слыша кругом. Сиюминутная победа — высшая цель. Все остальное — ерунда, демагогия, обряд, который непонятно зачем нужен, но на всякий случай его нужно придерживаться (бормотанье типа, не мы заводили, не нам отменять). Правитель понимает: замена одних фигур, ориентированных на сиюминутное благо, другими, имеющими точно такие же ориентиры, во-первых, не имеет смысла, во-вторых, невозможна. Глина твердеет, и возникает колосс на глиняных ногах. Однажды от него потребуются не свойственные ему движения. Будучи припертым к стенке, он попробует сделать эти движения, с чего начнется его лавинообразное крушение. Но, что делать, чтобы приостановить подобные процессы, возникающие при вышеописанной системе власти?
Для начала необходимо обратить внимание на неразрывную связь между властью и принципом ее формирования. Например, принцип формирования наследственный, когда легитимность власти определяется степенью родства. Принцип выборный — легитимность власти определяется через соблюдение выборных процедур. Нарушение принципа ведет к возмущению системы и устранению нарушителя. Если создать политическую систему, при которой легитимность власти будет определяться посредством всенародных выборов, возникает зависимость власти от выборов, что требует свободного доступа к СМИ. Демократическая власть сохраняется до тех пор, пока проводит выборы. Стоит нарушить это правило, и власть утрачивает легитимность. Далее два варианта развития событий: 1) власть создает принципиально новую систему (как демократы или большевики, заменившие монархию республикой); 2) приходит лояльная системе власть. Первый вариант возможен, если есть ресурсы (в первую очередь команда, способная это сделать) и понимание, на что менять существующую систему. Все это требует мировоззренческой идеи. Но демократическая система устроена таким образом, что не пропускает в себя идейных людей. Выборный принцип приводит к рулю только разношерстные команды. Они чужды всякой идеи и понимают государство как источник прибыли, не более. Все разговоры о благе народа — риторика. Если появится идейная команда, нацеленная на построение новой системы, она может прийти к власти двумя путями: 1) через нарушение правил системы, иначе говоря, вооруженным путем; 2) через соблюдение правил системы, то есть через выборы. Первый вариант в современных условиях практически неосуществим. В банановой республике это возможно, в серьезном государстве исключено, поскольку региональная система встроена в мировую, изолироваться в таких условиях смерти подобно, да и не получится. Есть еще масса причин: например, отрицание обществом новой системы. Чтобы общество приняло систему, его нужно к этому готовить. Потребуется много времени и ресурс, которым располагает только государство. Но так как новая команда попадает в общество, сформированное предыдущей властью, она должна учитывать сложившееся представление о легитимности, иначе будет отторгнута. Можно привести еще массу примеров, доказывающих нереальность силового решения. Остается легитимный вариант. Идейная команда может получить власть через выборы. Но с этого момента ее легитимность зависит от систематического проведения выборов. Пусть они примут ритуальный характер, вопрос в другом: подтверждая легитимность своей власти, новая команда, как и прежняя, будет зависеть от свободы СМИ. Выходит, если во власть придет идейная команда (а прийти она может только через выборы), она будет вынуждена позиционировать себя всенародно избранной. Частота выборов, которые ей придется проводить, не позволит донести свою идею в массы и переформатировать им сознание.
Нельзя подтверждать свою легитимность выборами и одновременно вести антидемократическую пропаганду. Максимум, на что может решиться такая власть, это на увеличение срока правления и смену риторики (греческое «демократия» сменят на национальный синоним «народовластие»). Любая демократическая власть вынуждена внушать: каждая кухарка может управлять государством (а уж власть выбирать тем более). Это единственный вариант, позволяющий оправдать всенародные выборы власти. Иначе все рушится. Поэтому ни один выборный правитель, даже понимающий абсурд подобных утверждений, не перестанет их пропагандировать. В итоге большинство, которое и определяет легитимность власти, уверится в том, что оно действительно может выбирать власть. Это закрепляется риторикой о правах и свободах. Следующий шаг: конкурентная борьба, в которой народ выберет победителя. Не важно, что реально выборов нет. Важна их видимость, шоу со всеми атрибутами и интригами. Термин «недемократический» становится отрицательным, термин демократический — положительным. Демократические правители, общественные деятели, журналисты, ученые и вообще все, кто находятся в сфере политики, словно сговорились рассуждать о том, чего не существует, как о существующем. Все участвуют в спектакле. Упор на вторичных вещах, например, на правильном подсчете голосов, из которого устраивают глобальное шоу, как недавно было в США, никогда не акцентируясь на сути явления — манипуляции, именуемой выбором. Между пришедшими к власти «правителями» начинается передел сфер влияния. Так как обвинять друг друга в безыдейности и шкурных интересах себе дороже, борьба сводится к выяснению, кто больше демократ. В такой атмосфере попытка ограничить свободный доступ к СМИ мгновенно рождает обвинение в уклонении от демократии со всех сторон. Возмущается оппозиция, мечтающая подсидеть власть. Возмущаются владельцы СМИ, видящие в этом угрозу бизнесу. На отступника дружным фронтом начинается атака, что в перспективе приводит к его выпадению из политической реальности. Практически все подсознательно понимают этот момент и не пытаются даже думать плыть против течения. Совокупность указанных мероприятий образует необходимый эффект — свободный доступ ко всем типам информационных носителей. В системе нет механизма, позволяющего перекрыть информационные каналы. Если завтра большинство поймет для себя опасность бесконтрольных СМИ, это ничего не изменит. Просто эфир будет забит общими словами и «круглыми столами». В итоге тему заболтают и махнут на нее рукой.
Опыт показал: если человеку указать на бутафорию выборов, и, допустим, он поймет, это ничего не изменит. Он продолжит понимать выборы шансом поменять плохую власть на хорошую. Без выборов такого шанса нет, и это важнее любых аргументов. То, что сами выборы — иллюзия, человек пропускает мимо ушей. Не важно, что нет возможности поменять власть. Важно, что, кажется, будто такая возможность есть. Виртуальная реальность укрепляется виртуальными доказательствами, и реальная действительность вместе с логикой уходят на второй план и исчезают. При проведении выборов власть может ограничивать противников в доступе к СМИ. Это разрешается, поскольку не ломает сути системы. Любая правящая группировка в любой демократии использует административный ресурс в свою пользу. В итоге создается гарантия свободного доступа к информационным каналам. Возникает мировая демократическая система, идеально соответствующая доктрине информационного захвата мира и установлению мировой власти. Чтобы не появилось силы, способной поколебать модель, демократию нужно распространить на весь мир. Операция идет под прикрытием борьбы с терроризмом, за права и свободы. Для полноты картины отметим: на многие темы сегодня существует негласный запрет на размышления. Например, рассуждения о корнях, а не бантиках, демократии не рекомендуются. Тема смысла жизни табуирована наравне с темой терроризма. Можно скандировать лозунги, но нельзя серьезно анализировать» («Край будущего»). Автор представленной выше статьи очень последовательно и правдиво обрисовал ситуацию, возникающую, рано или поздно, в любом демократическом государстве. Именно это и произошло со всем современным миром, включая Россию. И вывод из этой статьи напрашивается только один – БЕЗ ГОСУДРСТВЕННОЙ ИДЕОЛОГИИ (концептуальной власти) НЕВОЗМОЖНО ПОСТРОЕНИЕ СТАБИЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА. А из этого вывода следует нехитрое следствие – либо современная Россия примет новую Конституцию с новой государственной идеологией, либо она обречена на развал (как, впрочем, и все остальные страны нашего мира). Ведь те идеологии, которые есть у некоторых стран, уже давно не соответствуют нынешнему времени, а стало быть, можно считать, что их тоже нет. Вы, наверняка, спросите – а откуда может появиться эта самая «новая государственная идеология»? Только из одного места – из «народной идеологии»! А какова «на вкус» идеология русского народа? Надо признать, что ее вкус довольно пикантный – русский народ, как мечтал о коммунистическом обществе еще при царе-батюшке, так и сегодня продолжает мечтать о том же. Так что, как ни крути, а новая государственная идеология России должна быть коммунистической.
Другое дело, что Маркс с Энгельсом «наворотили» в свой «коммунизм» много неверного (автор абсолютно согласен с мнением КОБовцев о том, что марксизм является «ложным имитатором пути к коммунизму»). И уж совсем точно, что их «коммунизм» никак не соответствует нынешним временам (как – никак, а с тех пор прошло уже более полутора века). Но все это можно исправить, было бы желание. Но чтобы сделать это правильно, надо сначала честно ответить на вопрос — «Кто контролирует экономику нашей страны и есть ли он, «правильный капитализм», о котором мечтают большинство россиян?» («RUSLOVO.RU»). «Знаменитый швейцарский педагог Песталоцци рассказал следующую замечательную притчу. «Был пруд, где жило несколько щук-людоедок и тысячи мелких рыбешек, которых щуки глотали массами. В конце концов, мелким рыбкам надоело постоянное истребление, и они собрались, чтобы обсудить свое положение. Они постановили послать к щукам в знак протеста комиссию. Повелитель щук принял комиссию милостиво и сказал, что щуки хотят сделать все возможное, чтобы помочь мелким рыбкам. Посовещавшись между собою, щуки вынесли решение позволять одной из каждой тысячи мелких рыбешек становиться щукой. Рыбешки поблагодарили щук за щедрость и уплыли довольные. Отныне каждая рыбешка надеялась стать счастливицей и превратиться в щуку». Сколько раз я встречал эту мысль и в комментариях и в статьях других авторов Дзена — мол все беды России от того, что капитализм у нас «неправильный» и как только мы построим настоящий, западный, то сразу заживем как у Христа за пазухой. Ошибочность таких рассуждений состоит в том, что люди воспринимают капиталистические страны как суверенные в экономическом плане государства. Однако и между странами есть градация — страны эксплуататоры и страны, работающие на этих эксплуататоров. В ООН на данный момент насчитывается 193 страны, большинство из которых имеют все основные признаки капитализма — частная собственность на средства производства, свобода предпринимательства, рыночные отношения и пр. Только вот более или менее «благополучных» стран наберется всего десятка два. Другие же находятся в той или иной экономической зависимости от этих стран, являясь их донорами. А вот сам процесс закабаления этих стран прекрасно описал Нечволодов в своей книге «От разорения к достатку» еще в 1906 году, приведя слова, ссылку на которые я могу дать только в комментариях.
Словом, не за красивые глазки и не только для получения прибыли от процентов дают кредиты международные финансовые организации. Главное, чтобы экономики этих стран стали работать на экономики стран-эксплуататоров. А дальше, как говорится, «вход рубль, выход — два». Но как тут выйдешь, если большая часть экономики уже контролируется транснациональными компаниями. Именно ТНК сейчас принадлежат самые популярные бренды в нашей стране. А значит, от них во многом зависит благополучие наших граждан — от зарплат на предприятиях, до цен в магазинах. Многие кивают на страны Скандинавии — мол, вон, где настоящий социальный капитализм. Однако «скандинавский социализм» создавался как буфер между СССР и остальными капиталистическими странами. Скандинавский социализм мог быть построен только на деньги и под патронажем всего глобального Запада. Вообще-то, конкуренция стран и компаний на Западе не носит хаотического характера. Рыночная экономика в реальности действует только на уровне мелких компаний и только в отдельные промежутки времени. Скандинавским странам были определены некоторые направления, связанные с машиностроением, рыболовством, приборостроением (сотовые телефоны, бытовая электроника и т.п.) и отдельными видами товаров (например, датские детские конструкторы «Лего»), которые не создавали конкуренции на западном рынке. Только вот противостояние закончилось и поэтому в данный момент «скандинавский социализм» вступил в стадию «десоциализации»… Что же касается понятия «правильный капитализм», то оно одинаково абсурдно, как и понятие «честный вор». Большую часть товаров, которые мы приобретаем, производят лишь десять наиболее влиятельных мировых корпораций: Nestlé S.A., Cargill, Inc., PepsiCo, Inc., Kraft Foods, Inc., Coca-Cola, Kellogg’s, P&G, Mars, Inc., General Mills, Inc., Unilever. Совокупные доходы этих корпораций превышают объемы ВВП большинства стран мира, составляя порядка $ 4,2 трлн. ТНК контролируют примерно 80% технологических нововведений и ноу-хау. Под контролем ТНК находятся отдельные товарные рынки: 90% мирового рынка пшеницы, кофе, кукурузы, леса, табака и железной руды, 85% — рынка меди и бокситов, 80% — рынка чая и олова, 75% — рынка сырой нефти, натурального каучука и бананов. Мир давно уже поделен и место каждой страны, в том числе и нашей, давно определено. Развиваться можно лишь в указанных рамках. Наверное, это и есть «правильный капитализм»… («RUSLOVO.RU»).
Тем не менее, правильный капитализм возможен, и мы с Вами уже жили при нем. И называется он — социализмом (или социальным капитализмом). Другое дело, что нам пришлось жить в условиях «бандитского социального капитализма» (кстати, сегодня мы живем в условиях «бандитского индивидуального капитализма»). Увы, в любой банде комфортно чувствуют себя только бандиты. А нам необходимо построить в России «цивилизованный социальный капитализм», который автор этого сайта и называет «государственным коммунизмом». Что это такое, и «с чем его есть», автор уже писал на страницах своего сайта, и не раз. Однако в этой главе автор хотел поговорить не о нем, а о влиянии любой концептуальной власти на стабильность государства. Согласно определению КОБа (авторов из Концепции общественной безопасности), «концептуальная власть является высшим всеобъемлющим уровнем социального управления, основанном на едином понимании общего хода цивилизационного развития в рамках заданных нравственных ориентиров». А «управление по полной функции — это целостный процесс управления, начинающийся с выявления фактора среды, вызывающего потребность в управлении, и целеполагания в отношении этого фактора. Только такой процесс завершается достижением намеченных целей». Увы и ах, но «управления по полной функции» в современном мире не наблюдается нигде. И не потому, что власть предержащие – очень глупые люди. А потому, что сама нынешняя власть, причем, во всем современном мире, построена неверно. Вы, наверняка, спросите – а где верно? Ответ предельно прост – в живой природе. Пока любое живое целое функционирует в нормальных условиях, всеми его составными частями управляет соответствующее местное самоуправление. Команды центральной управляющей структуры начинают превалировать над командами местного самоуправления только во времена чрезвычайных ситуаций (резкого изменения условий окружающей среды). Ну а всякая человеческая власть лишена этого чрезвычайно важного преимущества, вот она и «захлебывается» от избытка поступающей к ней информации.
Тот же самый эффект мы наблюдаем и при отсутствии концептуальной власти. Если концептуальная власть есть, она автоматически управляет всем целым (государством) все время его нормального функционирования. А центральная власть нужна лишь для координации работы различных ветвей власти, и для управления государством в чрезвычайные периоды. Ну а любая власть в современном мире поставлена «с ног на голову» — даже если в какой-то стране нашего мира хорошо функционирует местное самоуправление, например, в Швейцарии, оно, в любом случае, находится в подчиненном положении, вне зависимости от условий окружающей среды. Таким образом, что бы сделать современную власть правильной, необходимо переложить всю полноту власти (в условиях нормального существования) в руки местного самоуправления. Другими словами, все вновь принимаемые законы должны обязательно утверждаться местным самоуправлением, если, конечно, они касаются его юрисдикции. Увы, этого в нашем мире нигде нет, и никогда не было. Вот и получается, что практически все страны современного мира, в том числе, и Россия, находятся в состоянии ПАРАФРЕНИИ — болезни, которую еще в XIX веке описал немецкий психиатр Эмиль Крепелин. Состояние больного — пограничное между акцентуацией и шизофренией — характеризуется сочетанием двух видов бреда: «бреда величия» и «бреда воздействия» в форме мании преследования. Смотрите сами. Кто виноват во всех бедах США? Прежде всего, Россия. А кто виноват во всех бедах России? Прежде всего, США. А что же, на самом деле? Виной всему является отсутствие концептуальной власти. В Советские времена такая власть существовала и там, и там, а сегодня ее попросту нет. В России ее запретили в новой Конституции, а в США эта концептуальная власть («американская мечта») уже «пережила сама себя». Согласно определению американской мечты Джеймса Траслоу Адамса в 1931 году, «жизнь должна быть лучше, богаче и полнее для каждого, с возможностью для каждого в зависимости от способностей или достижений», причем, независимо от социального класса или обстоятельства рождения. Американская мечта коренится также и в Декларации независимости, которая провозглашает, что «все люди созданы равными» с правом на «жизнь, свободу и стремлению к счастью». Кроме того, Конституция США продвигает аналогичную свободу в Преамбуле: «обеспечить Благословения Свободы себе и нашему потомству». Ну и где эта свобода? «Где, где, в Караганде!» А непрерывный поток информации, поступающий во власть со всех сторон, все сильнее и сильнее усиливает это психическое заболевание. И хотя от самой шизофрении не умер еще ни один человек, от ее последствий людей погибло предостаточно.
А в заключение этой главы предлагаю Вашему вниманию статью от «Hi — News.ru» — «Эффект Манделы: ошибка памяти или связь с параллельной вселенной?» «Некоторые люди убеждены, что помнят, как южноафриканский лидер движения борцов за гражданские права Нельсон Мандела умер в тюрьме в 1985 году. Народ скорбел, его жена произнесла памятную надгробную речь. Все это было в новостях. Многие люди помнят, как это произошло. Вот только на самом деле Мандела был освобожден из тюрьмы в 1990 году и даже возглавлял страну с 1994 по 1999 год, а умер относительно недавно в 2013 году. Правда, однако, не смутила консультанта по вопросам сверхъестественного Фиону Брум, которая в 2010 году обнаружила, что ее ложные воспоминания о смерти Манделы разделяет большое количество людей. Столь радикальное несоответствие между воспоминаниями и реальностью Брум объясняет теорией Мультивселенной – гипотетическим множеством всех возможных реально существующих параллельных вселенных, полагая что коллективные воспоминания на самом деле не являются ложными, и что она и другие, помнящие прошлое люди, на самом деле находились в параллельной вселенной с другой временной шкалой, которая каким-то невероятным образом пересеклась с нашей. Но как «Эффект Манделы» объясняют ученые? Итак, после того как Фиона Брум в 2010 году обнаружила, что огромное количество людей помнят несуществующие похороны Нельсона Манделы, многое в мире изменилось. Магазины вдруг стали называться по-разному. Логотипы выглядели иначе. Название любимых продуктов и сладостей, например жвачек, писались по-разному. Любимые персонажи в фильмах говорили строчки по-другому, а песни заканчивались по-новому, не так, как раньше. Все потому, что интернет, обладая уникальной способностью объединять людей, быстро вывел «Эффект Манделы» в тренды. Так, одна популярная теория гласит, что после запуска Большого адронного коллайдера в 2008 году в CERN, Европейской организации по ядерным исследованиям, крупнейшей в мире лаборатории физики высоких энергий, появился раскол во времени. Конечно, у сторонников этой теории нет абсолютно никаких доказательств, но некоторые истинно верующие считают, что существуют бесконечные вселенные, тесно связанные с нашей, и мы перемещаемся из одной вселенной в другую, так как наша временная шкала находится в постоянном состоянии потока (что бы это не значило). Несмотря на то, что путешествие между вселенными выглядит привлекательно и пользуется особой любовью у создателей фильмов и мультсериалов, Эффект Манделы вряд ли можно объяснить с помощью квантовой механики. На самом деле, как отмечают многие ученые, ответ необходимо искать в сложном устройстве и работе человеческой памяти. Как ученые объясняют Эффект Манделы? В 1970-х профессор Университета Калифорнии Элизабет Лофтус и ее коллеги провели большое исследование ложных воспоминаний и эффекта дезинформации.
Ложные воспоминания – это память о вещах, которые мы никогда не испытывали на самом деле. Примечательно, что изучение этих явлений началось задолго до Лофтус, во время разработки очень важных теорий о памяти и конструировании знаний. Например, британский психолог Фредерик Бартлетт в 1932 году обнаружил, что люди неправильно запоминали информацию из истории, которую они читали давно и устанавливали связи – практически строили догадки – между правильной и неправильной информацией. В одном из первых исследований, которые провели Лофтус и ее коллеги, ученые прибегли к внушению — одному из методов психотерапии. Исследователи внушили испытуемым, что в детстве те потерялись в торговом центре. Интересно, что в ходе других исследований, например, работы ученых из Теннесси, испытуемым внушили ложные воспоминания о том, что те в детстве чуть не утонули, но спасатели их спасли. Полученные в ходе нескольких исследований из разных стран результаты показали, что внушение прошло успешно с половиной испытуемых. Теории и объяснения Эффекта Манделы столь же многочисленны и разнообразны, как и сами эффекты. «Движущей силой эффекта Манделы является внушаемость или склонность верить в то, что другие считают правдой. Как это ни удивительно, но сам факт восприятия человеком ложной информации может дискредитировать подлинность уже «записанного» в мозге воспоминания. Именно поэтому в суде уполномоченные лица протестуют против «наводящих вопросов» которые заранее предполагают конкретный ответ. Вот пример наводящего вопроса: «Вы помните фильм Шазам 1990-х годов, в котором Синбад играл роль джинна?» не только подразумевает, что такой фильм действительно существует, но и может внушить ложное воспоминание о факте его просмотра в прошлом» – пишет в статье на Aeon Кейтлин Аамондт — докторант кафедры неврологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Таким образом, большинство эффектов Манделы связано с ошибками памяти и социальной дезинформацией. Тот факт, что многие неточности тривиальны, свидетельствует о том, что они являются результатом избирательного внимания или ошибочных выводов. Важно отметить, что все вышеописанное не означает, что эффект Манделы нельзя объяснить с помощью теории Мультивселенной. Действительно, понятие параллельных вселенных согласуется с работами квантовых физиков. Но пока не установлено существование альтернативных реальностей, психологические теории кажутся гораздо более правдоподобными» («Hi — News.ru»).