Homo Argenteus: Новое мировоззрение

Вопросы образования

Вопросы образования

Предлагаю Вашему вниманию статью Елены Винокуровой — «Семь шагов «За правду в образовании»  (источник: https://nstarikov.ru/sem-shagov-za-pravdu-v-obrazovanii-122801). «Экспертным советом партии «За правду» при поддержке родительского и педагогического сообществ разработан проект «Образа будущего российского образования». Стратегия реформы «7 шагов за правду в образовании» была опубликована относительно недавно, работа по ее обсуждению только начинается, но она уже привлекает внимание, вызывает ряд споров и обсуждений. В том числе и вот такого толка: «Я политикой не интересуюсь, но вот программа, которую опубликовала партия «За правду», вызывает у меня любопытство. В ней семь шагов, каждый из них откликается во мне как в учителе, и очень хочется верить, что программа эта - не популистское заявление». Это почти дословный пересказ публикуемых материалов в образовательных блогах. Программу начинают читать, изучать, анализировать, она определенно вызывает интерес, привлекает повышенное и уважительное к себе внимание. Объяснение этому, конечно, есть. Программа не взялась неизвестно откуда. Она - результат кропотливой, долгой работы многих людей из различных сфер деятельности. Речь и об учителях, и о родителях, о представителях методических отделов, об управленцах в образовании самых разных уровней, от городских до региональных, о директорах школ, вузов и многих других. Люди объединялись в комитеты, формировали иные гражданские структуры, обсуждали проблемы, боролись с трудностями, пытались подойти к решению вопросов с разных сторон, учесть все особенности: региональные, местные. Годами занимались этим, десятилетиями. Так постепенно и собирались тезисы. Из самой жизни, из труда и ежедневной работы стали выкристаллизовываться самые важные вопросы. На каждый из семи пунктов ушло по году и более - это немало. Но именно так и собирается важное: по крупицам, по кристаллам. Одним из авторов, идеологов, ответственных за разработку программы, за ее представление, защиту и дальнейшую работу является Михаил Богданов, руководитель Родительского штаба партии «За правду», член ее Экспертного совета. Волею судьбы именно ему удалось послужить неким камертоном, «улавливателем» различных точек зрения, ракурсов, мнений и начать собирать все это воедино. По его словам, «браться за эту тему, не будучи специалистом, не поработав «в полях», невозможно». У него получилось именно так: работать много лет в роли учителя, методиста, представителя системы управления образованием, не забывая о роли родителя-общественника. И только находясь глубоко в системе, можно, наверное, даже сказать - находиться глубоко «в теме», можно брать на себя ответственность формулировать, обобщать чаяния людей, которые работают в этих самых «полях».

Чем еще принципиально отличается разработанная стратегия от ряда претензий к образованию, то и дело раздающихся из различных источников? Понятно, что проблемы есть, понятно, что есть и претензии. Важен и существенен подход к их решению или, если угодно, разрешению. Подход, предлагаемый партией «За правду», - системный. Он охватывает все и сразу. Не много ли, и хватит ли рук, условно говоря? А по-другому и не получится. Иначе все разговоры о проблемах образования останутся только разговорами. Растают в воздухе или истлеют на бумаге. Для того чтобы говорить, например, о ЕГЭ, нужно рассматривать не отдельно взятый госэкзамен, а то, как он влияет на общую программу образования, как распределяется время подготовки к единому экзамену по отношению к другим предметам. Сколько теряет ученик, усиленно занимающийся подготовкой к ЕГЭ? А сколько приобретает? И так далее, и тому подобное. Предложенные шаги призваны воздействовать на методики образования системно. Максимально учитывая сложность, объем, специфику, широту, огромное влияние на все слои населения, на настоящее и будущее. За каждым просто сформулированным пунктом программы стоит развернутая аргументация, которая будет представлена для дальнейшего обсуждения. Сами же проблемы похожи на айсберг. Верхушка, освещена ли она солнцем или подвержена шторму, время от времени видна всем. А вот глубинная часть скрыта от общественного внимания, не осознаваема большинством, и разрушающая сила, что заложена в ней, к сожалению, может стать очевидной слишком поздно. Программа служит также и цели вытащить на свет, показать, разъяснить скрытые проблемы и начать их общественное обсуждение. Сейчас мы видим результаты реформы образования, начатой тридцать лет назад. И не все из них до конца осознаем. Хотя падение уровня образования заметно всем. Педагогическое сообщество состарилось за эти годы и очень медленно восполняется. Педагогические вузы почти перестали выполнять свою важнейшую функцию - поставлять кадры. Всего несколько человек из выпуска остаются в профессии - а как иначе? Заработная плата педагога непривлекательна. Поэтому и закрываются школы. В некоторых регионах положение просто катастрофическое. Попытки же заменить учителя частным наставником, репетитором глубоко ущербны. Система образования имеет ряд непрерывных взаимосвязей с окружающим миром. Любое изменение в ней влечет за собой и множество разнообразных решений в различных сферах. Это необходимо осознавать. Но это не означает останавливаться. Нужно ставить конкретные цели, понятные всем, и добиваться их приближения, осуществления. Цели же, которые ставятся сегодня перед российским образованием, звучат неконкретно и размыто. «Попасть в десятку лучших образований мира», например. Но простите, где здесь мы? Где национальные интересы, где развитие регионов и прочее? Поэтому сформулированные семь шагов реформы образования - это наш внутренний, суверенный разговор. Партией «За правду» предлагается следующее.

Шаг первый: Отказ от любых форматов электронного обучения и запрещение заменять учителя (преподавателя) в государственной образовательной системе. Мы будем добиваться: — законодательного признания очной формы обучения как единственной формы работы в массовой школе с фиксацией важности воспитательного аспекта нахождения ребенка в коллективе, социализации учащегося; — отказа от использования методик и технологий цифровизации во всем, что касается человека (ребенка или учителя), запрещения использования в государственных образовательных организациях технологий, исключающих или замещающих учителя в учебном процессе; — прекращения внедрения «удаленки» под различными предлогами, в том числе для решения проблем «отсутствия учителей» или «нехватки мест» в школах; — запрета на использование в государственной школе цифровых профилей, цифровых следов, единых идентификаторов и связанных с ними информационных систем тотальной слежки, систем «интеллектуального сопровождения», баз данных на талантливых и «бесталанных» детей, систем «выявления профессиональных дефицитов» и прочих элементов скрытого сбора данных и потенциального деления людей на «перспективных» и «ненужных».

Шаг второй: Возвращение в систему школьного образования единых программ и построение на этой основе строгой и справедливой системы оценки учебных результатов. Единство основных учебников и программ: — обеспечит единство освоения учебной программы на всей территории страны и даст возможность безболезненного перехода ребенка из класса в класс или из школы в школу; — даст возможность сбалансировать учебный процесс и избавиться от учебников, не дающих знания, а создающих избыточную нагрузку, в частности - заменить действующие учебники начальной школы; — обеспечит возможность выстроить единую систему требований к знаниям учеников и упростит работу учителям и их профессиональную подготовку, избавит учителя от ненужной бумажной работы по созданию и сопровождению отдельных программ для каждого класса; — позволит создать единую систему оценивания учебных успехов, позволит выдавать аттестат по окончании школы на основании единых требований и единых выпускных экзаменов. При этом мы не призываем к тотальному единообразию школ. Мы говорим о гарантированном государством уровне фундаментального образования, качественного и современного. В дополнение к нему должно быть обеспечено разнообразие «профильных школ», лицеев, гимназий и прочих государственных учебных заведений, которым дано право организовывать обучение по повышенному уровню освоения отдельных предметов, обеспечиваемому дополнительными учебными часами и соответствующими учебно-методическими материалами.

Шаг третий: Гарантированное обеспечение бесплатными местами в детских садах, школах, среднем специальном и высшем образовании всех детей нашей страны. Наши цели в этом направлении работы: — ликвидация 2-й и 3-й (такое еще есть!) смен в школе, ликвидация позорных для XXI века «санузлов на улице» (такое тоже есть!), обеспечение всех детей страны местами в образовательной организации в шаговой доступности без необходимости тратить на дорогу в школу по нескольку часов в день; — внесение таких норм и правил в области градостроительства, чтобы исключить возможность введения в строй «человейников», жители которых вынуждены довольствоваться возможностью обучать детей в переполненных классах и не имеют возможности посещать дошкольное образовательное учреждение в шаговой доступности; — расширение сети учреждений СПО с целью обеспечения возможности бесплатно получать профессиональное образование для всех, кто этого желает и не планирует идти в вуз. Существующая сегодня сеть учреждений СПО явно не обеспечивает эту потребность, и как результат - растет доля платного обучения в техникумах и колледжах; — мы будем добиваться включения раздела «Образование» во все стратегические федеральные программы развития регионов или отраслей промышленности для того, чтобы иметь возможность планирования профориентационной и учебной работы в регионах. Невозможно обеспечить развитие страны, не планируя заранее то, как именно мы будем готовить кадры для работы на строящихся предприятиях или развивающихся территориях; — мы будем добиваться поэтапного сокращения доли платного образования на всех уровнях: от дошкольного до высшего - с конечной целью полностью ликвидировать платное образование в государственных образовательных организациях. Социальное государство обязано обеспечить бесплатное образование для всех своих граждан и предоставить для этого бесплатные учебные места.

Шаг четвертый: Обеспечение государственной защиты и поддержки педагогического корпуса путем законодательного закрепления статуса государственного учителя (воспитателя, педагога). Законодательное закрепление нового статуса государственного учителя (воспитателя, педагога) обеспечит: — единство социальных гарантий для педагогических работников, в частности возврат к единой «тарифной сетке» по зарплатам и отказ от «подушевого финансирования» образовательных организаций. Мы должны исключить современную пагубную практику «учительского рабства» в регионах (с разницей в зарплатах работников школ между Москвой и остальным «замкадьем» в несколько раз) и бюджетного манипулирования со стороны финансовых органов управления; — возможность выстраивания гибкой системы профессиональной карьеры педагогического работника: от момента вхождения в профессию (через соответствующую практику студентов в школе или детском саду) до выхода на заслуженную пенсию или при наличии объективных показаний - лишения статуса; — системное решение вопросов социальной и общественной защиты педагогических работников. Любые попытки унижения или посягательства на социальные гарантии государственного учителя (воспитателя, преподавателя) должны расцениваться как вызов обществу и государству.

Шаг пятый: Ликвидация бюрократической «надстройки» над школой, учреждением СПО или вузом и непрофильной деятельностью учителя. Мы считаем необходимым помочь школе избавиться от непрофильной деятельности и бессмысленной отчетности. Учитель должен работать с детьми, а не писать отчеты. Поэтому мы: — будем осуществлять «народный контроль» за реальной бюрократической работой учителя и школы, собирая эти сведения силами школьных родительских комитетов и добиваясь от их имени избавления учителя от ненужного и отвлекающего от работы с нашими детьми бумаготворчества и непрофильной деятельности; — считаем целесообразной ликвидацию Рособрнадзора и сокращение надзорных и контрольных мероприятий в школах, включая бессмысленные ВПР, исследования «качества» и участие в международных рейтингах: нам нет нужды сравнивать себя с кем-то за рубежом, нам нужно решать свои задачи в образовании, а не мериться рейтингами; — выступаем за кардинальное сокращение штатов управленцев, бухгалтеров, юристов, экономистов, опутавших образование своей деятельностью в виде распухающей год от года отчетности про «энергоэффективность», «борьбу с коррупцией», «очистку сточных вод», «антитеррористическую защищенность», ежедневные (!) мониторинги заболевших. Образовательные организации должны быть избавлены от непрофильной деятельности раз и навсегда; — стоим на твердой позиции, что учитель (педагог, воспитатель) должен посвящать все свое время работе с детьми. Он не должен выполнять выходящие за пределы его профессиональных задач и компетенций роли - например, такие как организатор олимпиад, представитель инспектора отдела по делам несовершеннолетних, военкома или санитарного врача. Следует избавить учителя от сторонних, не связанных с педагогической деятельностью обязанностей и нагрузок.

Шаг шестой: Вернуть в школу созидательный труд, коллективизм и методы воспитания Макаренко и других выдающихся учителей прошлого. Учитель, педагог - это прежде всего воспитатель, творец будущей личности: он неизбежно влияет на формирование личности, а школа в целом, как социальный институт, обеспечивает социализацию будущего члена общества. Поэтому мы: — считаем необходимым вернуть в систему образования лучший опыт отечественных педагогов-воспитателей: А.С. Макаренко (трудовое воспитание), В.Н. Сороки-Росинского (коллективизм), И.П. Иванова (коллективно-творческое дело), который не только доказал свою эффективность в деле воспитания гражданина и человека, но и обеспечил сохранение наиважнейших традиций нашего общества; — полагаем, что ключевые качества личности, на формирование которых должна работать система образования, - это воля, целеустремленность, уважение к труду, уважение к традициям семьи и Родины. Но главное, нашему обществу будущего нужен человек-творец, а не человечек-потребитель или человечек-функция (раб или робот); — выступаем против формализма в вопросах воспитания: никакая «программа воспитания» не даст результатов, если она будет реализовываться только на бумаге; — выступаем за возрождение показавшего свою эффективность в советской школе института «шефства» (прикрепления школ к предприятиям региона, в первую очередь градо- и системообразующим). Данная практика обеспечит решение множества текущих вопросов - таких, как поддержание потребностей школы (тех же текущих ремонтов или приобретение расходных материалов для уроков труда), вывоз детей на экскурсии автобусами предприятия, профориентационная работа (то есть формирование регионального кадрового резерва) и так далее.

Шаг седьмой: Отказ от ЕГЭ в нынешней форме, создание новой модели итоговой аттестации в школе и приемных испытаний в вузе. Мы считаем необходимым: — замену ЕГЭ (ОГЭ) на государственный выпускной экзамен для выпуска из школы и государственные вступительные испытания для приема в учреждения СПО и вузы; — проведение в школе выпускных стандартизированных экзаменов с едиными для всей страны требованиями к качеству знаний выпускников. Формат экзаменационных испытаний должен быть разным для разных предметов (сочинение, решение задач, исследовательская работа и так далее); — проведение при поступлении в учреждение СПО или в вуз вступительных испытаний различного формата (билеты, сочинение, решение задач и заданий, творческий конкурс и так далее) в зависимости от требований той профессии, которую хочет освоить абитуриент; — установление на федеральном уровне основных требований по группам профессий и проведение по ним либо стандартизированных испытаний вне учреждения СПО или вуза, результат которых может учитывать учреждение СПО или вуз, либо их использование в основе испытаний, которые проводят сами вузы и учреждения СПО. При этом учреждениям профессиональной подготовки дается право выбирать модель приема (свои испытания или зачет баллов абитуриента, полученных на внешнем испытании). Программа - это «Образ будущего», в которое партия «За правду» предлагает переместиться всей нашей огромной многонациональной страной» (Винокурова). Автор всегда выступал и выступает против любых партий, ведь они не объединяют людей, а разъединяют их. Однако к истинно патриотическим партиям, в том числе, и «За правду», он относится вполне благожелательно. А прочитав ее программу по образованию в России, он и вовсе зааплодировал. Другое дело, что все перечисленные «шаги» должна претворять в жизнь власть, а не партия (партия может лишь помочь), а вот с этим в России сегодня большие трудности. Так что и эту программу нам придется отложить до 2024 года, хотя начать ее исполнять, по мнению автора, надо было еще десяток лет тому назад. Обычно люди в подобных ситуациях задают риторические вопросы по типу: «А где Вы были раньше?» И на этот вопрос, хотя он и риторический, есть полноценный ответ – там же, где и сегодня, но тогда мы были еще неспелыми. А сегодня уже созрели.  Как ни крути, но в любом случае, «плод должен созреть». Вот ребята и созрели. Зато нынешняя власть уже переспела, и ее пора «срывать». Однако спокойно это можно сделать только в 2024 году, а современной России беспокоиться ни к чему. Уж больно русский народ эмоционален и привык решать все свои проблемы «кулаком в лоб». А России этого совсем не надо. Ну а бывших правителей следует поблагодарить и отправить на заслуженный отдых.

А вот что по этому поводу думают «свободные люди». Предлагаю Вашему вниманию статью Эль Мюрида — «Родители пришли в ужас от жуткой школьной подготовке их детей». «Более половины родителей заявили о беспрецедентном отставании учеников по образовательной программе, показало исследование группы сервисов «Актион Образование». Вот что карантин животворящий делает. Родители, наконец, смогли обратить свое внимание на детей и обнаружили, что нынешнее образование выглядит как-то совсем иначе, чем они себе это представляли. Впрочем, ни малейшего удивления это вызывать не может. Действует установка, озвученная еще бывшим министром образования Фурсенко: «Нам нужны идеальные потребители». А теперь, в связи с проводимой массовой зачисткой среднего класса (точнее, того, что у нас под этим подразумевается), и потребители не нужны. Крепостной – ну какой из него потребитель. Теперь уже в открытую реализуется небезызвестный план «Ост», по которому грамотность должна находиться на уровне, достаточном, чтобы прочитать приказ господина бургомистра. У оккупантов свои приоритеты, а нынешняя кремлевская власть – банальные оккупанты. Удивительно ждать от них чего-то другого. 30 лет оккупации – достаточный срок, чтобы получить первые видимые результаты политики, проводимой еще со времен младореформаторов Ельцина. Крах системы здравоохранения, который стал очевиден в этом году, вынуждает задаться вполне резонным вопросом: если майские указы Путина уничтожили российскую медицину как систему, то неужели они как-то иначе подействовали вообще на всю социальную сферу? На образование, культуру, науку, социальное обеспечение? Да нет же. Цель майских указов одна – сократить расходы на бесполезное население. А то, что выживет после людоедских экспериментов Путина и его подручных, должно быть приведено к полной нищете и покорности. Тупое, безмозглое, хронически больное, нищее и постоянно голодное стадо рабов – идеал народа для нынешней власти. А так как чувство прекрасного есть даже у нее, она перекраивает страну согласно своим представлениям. То, что их чувство прекрасного выглядит страшновато, говорит лишь о том, что другого у них нет» (Мюрид). Прочитаешь подобную статью, и задумаешься – вроде все правда, но сразу чувствуется подвох. В чем же состоит этот подвох? А все в том же – одна критика не может привести ни к чему положительному, нужны еще и предложения, а их попросту нет. Как раз в этом и заключается главная особенность «свободных людей» — они только критикуют и ничего не предлагают. Слава Богу, хоть партия «За правду» не состоит из подобных «свободных людей». А вот еще одна подобная статья от Александра Рослякова — «Под дном». Сочинение В.В. Путина».

«Главное достижение Путина за 20 лет его власти: в 2020 году число россиян за чертой бедности достигло без малого 20 миллионов. Помните пьесу Горького «На дне» из тяжелого предреволюционного прошлого? Так вот, Путин пошел дальше, глубже – и создал свою: «Под дном». Но как ему это удалось? Многие причину видят в очевидном: полчище офшорных олигархов, народившихся при Путине с его явного благоволения и облепивших эдакой раковой опухолью всю нашу страну. Но другие возражают: полноте! Что вы до этих олигархов докопались! Даже если все их миллиарды отнять и поделить на число ртов в РФ, выйдет ерунда: как уже эксперты посчитали, по 243 тыс. руб. на рот. Ну, смогут голодранцы месяц-другой пошиковать – и снова в зад… Но дело-то все не в величине доходов этих мироедов, а в способе их извлечения и циркуляции. Деньги – вода, которая может крутить могучие турбины экономики, а может просто бежать мимо, в зарубежные офшоры и швейцарские банковские отстойники. Сама она всегда ищет более легкий путь, и чтобы работала на национальную экономику, ее надо путем искусственно построенных плотин поднять наверх и загнать в тоннели с гидроагрегатами. На практике это – целая система барьеров, которая, скажем, не дает тому же сырью просто утечь за рубеж в обмен на легкие, но недостаточные для общего благоденствия деньги, коих хватит лишь на толстосумов. А заставляет внутри страны продавать по дешевке топливо и энергию – что необходимо для функционирования своих производств, но страшно невыгодно владеющим ресурсной базой путинским проглотам. И в преуспевающих странах таких барьеров, загоняющих финансовые потоки на службу всему обществу, масса. От прогрессивного налога, достигающего 60% – до жесточайшей сельхозрегламентации, запрещающей не только использовать сельхозземли не по назначению, но и нарушать на них научно выверенный севооборот. Хотя многие сельские жители нынешней России не знают даже, что это такое. А без того и будет этот дикий, поддонный капитализм образца 19 века с бешеным разрывом меж доходами бедных и богатых, что построил Путин, пойдя самым легким путем и дав полную волю своим любимым олигархам. И беда даже не столько в том, что они сами варварски нагребают в свой карман, сколько в том, что насаждают сплошь их рваческую, варварскую идеологию, несовместимую ни с каким научно-техническим развитием…

И все-таки совсем без этих государственных барьеров невозможно: не скованная ими жизнь станет ползучей и неуправляемой. Вот Путин на 20-летие его власти и решил воздвигнуть свой «большой барьерный риф»: набор самых диких гражданских запретов, принятый Думой по его наказу в этом «черном» декабре. Теперь нельзя будет под страхом тюрьмы и сумасшедших штрафов ругать власть в Интернете и подавать знаки неудовольствия ей на улице – зато полицейским можно почем зря стрелять в людей… Но шаг вполне логичный: экономически население опущено под дно – больше нигде в Европе нет таких позорно нищенских зарплат и пенсий, как в России. Осталось лишь загнать его туда же и политически, превратив граждан в рабов режима. Ибо негоже голопузым туземцам жить по законам предназначенной для белых людей демократии. Так что просим всех в новом году на всероссийскую премьеру новой постановки по пьесе дорогого Владимира Владимировича «Под дном»!» (Росляков). А между тем, «Россия — уникальная страна с уникальным народом» (Валентин Днепров). «Россия — страна хороших людей. Сбережем хороших людей — сохраним уникальную цивилизацию. Большинство зарубежных гостей сочинской Олимпиады и чемпионата мира по футболу поразились количеству хороших людей в России. Какова природа восторга? Контраст на фоне стереотипа, нарисованного русофобскими СМИ? Думаю, причин несколько. Первая — СМИ. Вторая — за границу выезжают не более 7% россиян. Большинство из них — «цивилизованные или европеизированные» русские, а они — другие. Ищет недвижимость, чтобы рядом не было русских. Открывает счет в банке — прячу для детей от «русской мафии» или «кровавой гэбни». И самое смешное, когда упакованный дядя пытается заискивать перед местным официантом или поломойкой. Вот и получается — даже продвинутый иностранец до прибытия в Россию ни разу не видел русского. Разве, кому-то здорово повезло. Третья — психология европейца: успешный человек ближе к Богу, что для русского — дикость. Русский знает, что грешен. Редкий русский бандит — беспредельщик, а среди европейских и американских юристов, менеджеров, журналистов беспредел, в нашем понимании поведения — норма. Студентов-менеджеров в американских университетах обучают, что отдавать долг партнеру, который не пригодится завтра или попал в затруднительную ситуацию, контрпродуктивно, а по-нашему это беспредел. Решения арбитражных судов по «Газпрому» в спорах с Украиной и Польшей, затягивание решения по суверенному долгу Украины, суд по «Боингу», делу ЮКОСа, торговая война, высосанные из пальца поводы для санкций — тому подтверждение. Мелких, непубличных дел, где беспредел — норма, сотни.

Когда ждали танки на Днестре — отношение к русским в Европе колебалось от ровного до восторженного. Кто знает Европу не по лубочным картинкам туристических маршрутов, а изнутри и не потратил, а заработал копейку, тот понимает, о чем речь. Плохо дружат с самопожертвованием. Только русский солдат идет в бой умирать за Родину. Европеец убивает за национальные интересы. В телевизоре — либо кудахканье по поводу потерянного поколения, либо восторги от цивилизованной молодежи. Посмотрите на лица солдат — участников Парада на Красной Площади, вежливых людей в Крыму, добровольцев Донбасса, летчиков и офицеров ССО в Сирии, конструкторов «Искандеров», физиков из Сарова, школьников из «Сириуса», фигуристов и гимнасток, пересмотрите фото молодых Героев России… Поймете, Бог по-прежнему хранит Россию. Посмотрите школьные конкурсы, спортивные соревнования, понаблюдайте за детьми, идущими из школы домой. Каждый — ангел. Высокий лоб, светлая улыбка и готовность посильно помочь прохожему, попавшему в затруднительную ситуацию. Ничего не меняется. Денег как не хватало, так и не хватает, однако новогодний стол накроют и будут самыми красивыми в мире. Посмотрите, как они любят и защищают детей. Только в России избыточная любовь к детям — норма. Только после смерти мамы россияне понимают, что стали взрослыми. Только наши — опора мужу. Готовы прощать и устраивать быт. А сколько умниц, созидателей прорывных технологий, врачей и сестер милосердия, работающих сутками в «красной зоне», учителей, несущих знания и свет нашим детям за маленькое вознаграждение. Они в следствии и в судах, на кафедрах университетов и в научных лабораториях, за штурвалами истребителей и стратегических бомбардировщиков, в экипажах боевых кораблей и разведке. Россия выжила и победит благодаря женщинам. Низкий поклон. Родившиеся в перестройку не должны были выжить или поголовно уйти в бандиты. Будь они немцами или французами — умерли бы, американцами или итальянцами — ушли бы в мафию, а они русские, живут повседневными проблемами, как жили их предки сто и тысячу лет назад: защищают Родину, созидают, рожают и воспитывают детей, осваивают космос и Заполярье, спасают армян и русских Донбасса от геноцида… Оглянись вокруг. Послушай, о чем говорят. Они успевают читать, знают историю, интересуются театром и кино и главное — светлые лица и ни тени растерянности в глазах, а ведь именно они хранят и развивают страну.

Большинство пожилых россиян живет нелегко. Самые приличные несут двойное бремя — не шикуют и главное — не могут объяснить внукам, почему не толкались локтями в 90-е, когда «царь» Борис призвал: «Обогащайтесь». Перестройка застала в горячей точке, ты был офицером и не мог продать потенциальным противникам секретный блок, список своих друзей, самолет или танк? «Бакатин продал систему технологического уровня XXII века, будучи директором ФСБ, Калугин — списки агентуры, будучи генералом, Кох — конструкторские бюро, будучи министром, Чубайс — заводы и рудники, будучи правой рукой БНЕ», — скажет внук, а то и уточнит: «Может, ты струсил, дед?» Ты уволился из армии, вложил выходное пособие в маленькое дело, много работал и дело пошло, но рейдеры с европейским воспитанием разрушили твое дело. Ты не стал убивать. Может, ты струсил, дед? Не оправдывайтесь. Подрастет — поймет, а сегодня помогите ему с учебой и защитите от недетских проблем. Коронавирус вдвойне обидел старичье, но где вы видели истерики от пожилых. Зайдите в «Пятерочку», общественный транспорт, клинику — парад достоинства и социальной дистанции. Разве Лолита «запустит шептуна?», но ее «несло» и в лучшие времена. «Россию надо пользовать», — извергал ее черный рот. Кого-то из вас подрезал на трассе лихач, обидел невниманием чиновник или чванством политик, облил грязью в радиоэфире или на странице газетенки тупой хам, называющийся журналистом, услышали детский мат — бывает. Во-первых, большинство этих людей — европейцы, живущие в параллельном мире. Во-вторых, их меньшинство. В-третьих, отнеситесь к убогим снисходительно. Не все «кастрюлеголовые» неисправимы. Есть вы, ваши дети и ваши родители, и нас большинство. Не верите мне, что русские — лучшие, пересмотрите отзывы о России и русских от иностранцев, посещающих загадочную планету по имени «Россия». Выпьем за хороших людей! Вместе мы — сила!» (Днепров). Вот и получается, что соответствующее образование должен получать не только разум человека, но и его дух. Такое образование называется воспитанием. И занимается этим образованием окружающий человека социум. Сначала семья, потом школа и улица, затем трудовой коллектив, новая семья, и так — до самого конца жизни человека. Понятное дело, что результат такого образования зависит, прежде всего, от особенностей того или иного народа – его менталитета или «обобщенного сознания» в авторской терминологии. И это образование является самым главным для человека. Слава Богу, что с этим видом образования в России – полный порядок. Ну а над образованием разума придется еще поработать.