Homo Argenteus: Новое мировоззрение

Настоящий человек

Настоящий человек

Предлагаю Вашему вниманию третью статью Артема Караваева о «психодинамике» под названием — «Почему мало просто взять на себя ответственность?» «Здравствуйте, друзья, это третья популярная статья на тему «психодинамики», напомню, что в прошлой статье речь шла об ответственности за свои поступки и вообще за свою жизнь, а далее предлагалось подумать, достаточно ли просто взять на себя ответственность для того, чтобы жизнь людей в целом стала лучше. Тогда я сказал, что недостаточно, и вот теперь предлагаю выслушать мои аргументы. Для начала давайте разберемся в том, а что вообще значит «взять на себя ответственность»? Обыденный смысл этого процесса сильно отличается от реального, поэтому требует предварительных разъяснений. Вспомним, что такое «психодинамика». Если кратко, то это когда «каждый делает что хочет, а в результате получается то, что получается», подробные примеры того «что получается» вы как раз видели в двух предыдущих статьях. На мой взгляд, ответственность начинается тогда, когда человек понимает, что его действия влияют на всех остальных людей, и что даже самые, казалось бы, незначительные вещи в нашем мире имеют очень серьезные последствия, так как умножаются на количество людей, которые эти вещи делают. Помните пример с мусором на пляже? Одна пластиковая бутылка действительно мало кому помешает, а вот умножьте ее на тысячи туристов — и получите гору мусора. Ответственность каждого человека начинается тогда, когда он ясно осознает, что все его действия ВСЕГДА имеют существенные последствия. Во-первых, потому что они суммируются с аналогичными действиями других людей, во-вторых, если человек сам по себе имеет в обществе значимую роль, то его действия уже сами по себе являются значимыми. Кроме этих двух примеров можно еще привести третий, связанный со временем: человек посеял небольшие семена сейчас, а крупный урожай вырос потом. Так, выдающийся физиолог Геннадий Андреевич Шичко сказал (не дословно), что алкоголизм начинается не с первой выпитой рюмки, а с первой рюмки, которую ребенок увидел в руках своих близких. А это означает, что одна ваша рюмка (всего одна) иногда приводит к последующему употреблению еще десятков, сотен, а то и тысяч рюмок детей, когда они дорастут до возраста свободного употребления (а зачастую еще раньше). Вот так: один ваш пример — и сотни, и тысячи повторений других людей. Еще раз, чтоб вы прочувствовали драматизм ситуации: ОДНО ваше действие или ваша привычка так или иначе проявляется в реальности в многократно умноженном виде. Однако это не все.

Бездействие — это тоже особая форма действия, когда человек сознательно решает не предпринимать никаких действий. Так, например, он может попустительствовать злу, просто позволяя ему свершиться. Теперь умножьте бездействие на число бездействующих людей и получите выражение «психодинамики» в поговорке «бездействие большинства порождает вседозволенность меньшинства». Но если вы знаете об этом, то стоит ли жаловаться на то, что кто-то где-то «украл» или «развалил»? Многие косвенно к этому причастны. Банальный и грубый пример: вы вряд ли довольны тем, что домашние животные устраивают из городского тротуара или парка туалет, содержание которого нередко остается на подошве ваших ботинок. Ваша ответственность в этом примере в том, что вы в большинстве своем не делаете замечаний хозяевам домашних животных, которые не убирают за ними, а если это бездомные животные, то вы не предпринимаете мер по их удалению с улиц. Например, не жертвуете деньги (или еду) для питомников брошенных животных, и эти питомники просто загибаются «сами собой». Точнее, в результате вашего бездействия. Таким образом, повторюсь, еще одним важным элементом ответственности является не только осознание процесса «умножения» своих действий на число совершающих это действие человек, но и «умножение» своего бездействия на то же число. Как можно наглядно представить себе такое вот «умножение» своих действий и бездействий, чтобы лучше понять как оно работает? Пара примеров уже была подробно рассмотрена раньше, но давайте включим их в общий список. — Большие пробки на дорогах создаются незаметными индивидуальными автолюбителями. У каждого своя маленькая машинка, а в сумме они умудряются заполонять десятки и сотни квадратных километров дорожного полотна каждый день, попутно повышая объем углекислого газа в атмосфере. — Замусоренный пластиком океан — это результат многолетних усилий индивидуальных потребителей, каждый из которых в целом производит вроде бы не так много мусора. — Многие люди не прочь сжигать мусор на своем участке (в том числе пластик и другие токсичные при горении отходы). Такая логика социального поведение через механизм «психодинамики» получает свое материальное воплощение в форме мусоросжигательных заводов. Представьте, что один завод — это умноженный на сто тысяч один такой индивидуальный «сжигатель мусора» на даче. Вот этот маленький «сжигатель» дымит и портит жизнь соседям, которые целый час дышат едким дымом. Когда мы помножили такого «сжигателя» на (условно) сто тысяч, получили один такой сжигательный завод, который портит жизнь тем, кто живет рядом. Ведь завод нужно обязательно поставить недалеко от населенного пункта или прямо внутри, а-то как же иначе-то? Ведь и индивидуальный «сжигатель» тоже далеко в поле не уходит, чтобы там все сжечь, правда? Опять получаем умножение индивидуальной ошибки на большое число.

— Некий человек решил, что «его хата с краю». В результате этот человек, и вместе с ним остальные такие же люди получают вседозволенность тех, кто позволяет себе малоприятные для всех нас действия, прикрываясь властью. Ведь кроме жалобы на власть многие люди НЕ пытаются совершать действия, которые помогли бы власти понять где она не права, а значит, их мнение не будет учтено. А их позиция типа «пусть сначала все остальные начнут делать, тогда и я буду» — это и есть прямое воплощение «психодинамики», так же как позиция типа «они все равно нас не слушают». — Почти никто из трезвых людей не борется за трезвость достаточно активно, им кажется, что этим должны заниматься другие люди: отдельные активисты, общественные организации или даже государство. К сожалению, таких активистов и организаций мало, они не справляются, государство тоже не справляется, потому что оно в целом обслуживает интересы большинства, а большинство предпочитает пить и курить, либо просто лояльно относится к этому явлению. Результат очевиден: большинство людей не защищено от действий пьяных людей и от табачного дыма. Снова получаем, что пассивность одного такого человека, ведущего здоровый образ жизни, умноженная на число таких людей дает то, что вроде бы простейшая проблема, связанная с алкоголем и табаком, никак не может быть решена, и страдают от нее ВСЕ, в том числе и трезвенники. Еще раз: даже самые незначительные действия (и бездействия), будучи умноженными на количество людей, совершающих их, становятся целой стихией, которая по цепочке обратных связей возвращается КО ВСЕМ людям. Ответственность начинается с ясного осознания этого простого факта. Ну а что происходит с человеком, когда он принял на себя ответственность? Например, он больше не может ругать других людей за те или иные поступки, потому что понимает, что отчасти и сам виноват в том, что люди их совершают. Он будет принимать обстоятельства такими, какие они есть, смиренно относиться к происходящему, потому что будет ощущать свою причастность к этому, сохраняя трезвость ума, он будет стараться адекватно определить фактор среды и свою роль в нем, а не паниковать и жаловаться на обстоятельства. Но принимать обстоятельства — НЕ значит соглашаться с ними. Такой человек не может ругать власть, своих соседей, вообще кого-либо. Он понимает, что если кто-то не прав, его можно попробовать научить, а если научить не получается, то нужно объединить усилия с другими людьми и обучать с позиции большей власти, вплоть до того, чтобы включить какие-то положения в государственную учебную программу. Если человек это делать отказывается, то, на мой взгляд, он не вправе даже высказывать недовольство по поводу того, что «кто-то» неправильно учит его детей, ведь он сам этого хочет своим бездействием, своей пассивностью.

Но как я уже сказал раньше, просто взять ответственность — мало. И это хорошо видно даже из последнего примера. Вот взял человек на себя ответственность за то, что образовательная программа не вполне адекватна современным реалиям, а дальше-то что? Ведь он не знает, как это исправить. На мой взгляд, очевидно, что многие ошибки совершаются из-за невежества. Можно быть хорошим и порядочным человеком, осознавать, что своим существованием уже приносишь определенные проблемы, стараться действовать осознанно, но ведь этого недостаточно. Так, например, хороший и порядочный человек может не догадываться о том, о чем я писал в первой статье по данной теме: что он путем взятия кредита немножко ворует деньги у всех остальных людей, напрягает экономику и увеличивает инфляцию. Тогда ему нужно ликвидировать свое невежество в этом вопросе и постараться жить без кредитов с процентами. Вот, например, нашлись же ответственные люди, которые поняли проблему, повысили свою грамотность в вопросах экономики и создали кооператив совместных накоплений, позволяющий покупать без кредитов с процентами. Вот это пример настоящего проявления предлагаемой схемы: увидел проблему — взял ответственность (понял свою вину) — ликвидировал свое невежество — решил задачу (или помог ее решить). При этом такой кооператив не печатает деньги из воздуха, а работает с той денежной массой, которая в противном случае просто лежала бы у людей под матрасом в ожидании своего часа «икс». Давайте еще примеры. Хороший и порядочный человек может быть недостаточно осведомленным о качестве продуктов на полках магазинов, по какой причине будет искренне и с заботой кормить свою семью вредной пищей, а потом удивляться, почему дети много болеют. Взять на себя ответственность здесь мало, нужно научиться разбираться с тем, как работает еда и почему, затем научиться выбирать ее правильно, а позже, если есть возможность, всячески способствовать распространению здорового питания в обществе, открывать свои магазины, а может и производить свои продукты, пробиваться на рынок и радовать людей. Хороший и порядочный человек, который взял на себя ответственность за чистоту своего города и мест отдыха, который не мусорит в общественных местах, может не подозревать, что когда он выбрасывает по одному пакету мусора каждый день, то это ничем не лучше, чем просто бросать мусор в воду на пляже, просто разница в том, что эти его пакеты будут лежать где-то в другом месте, где он этого не видит, или же улетучатся в атмосферу и попадут в почву после сжигания, что едва ли сильно лучше. Он не знает, что существуют концепции, применяя которые можно уменьшить объем выбрасываемого на свалку мусора до килограмма в месяц (говорю по себе) и даже меньше, если еще постараться. К таким, например, относится концепция типа «Ноль отходов». Сейчас мало кто ею владеет, поэтому довольно трудно бывает отыскать продукты в «правильных» упаковках (годных для относительно безвредной переработки в России) или магазины, где они продаются вообще без упаковки.

Вот даже сейчас наверняка многим читателям, которые впервые услышали про «Ноль отходов», кажется, что я говорю именно о переработке мусора и о его раздельном сборе. Я часто сталкиваюсь с подобным заблуждением. На самом деле в этой концепции переработка и раздельный сбор стоят на предпоследнем месте из списка действий, которые нужно совершить, чтобы производить меньше мусора. Первые четыре позиции занимают гораздо более эффективные приемы. И вот, когда человек ликвидировал свое невежество и стал выбрасывать такой же пакет мусора не каждый день, а каждые полгода, он может научить этому других людей, начать создавать свой продукт, потребление которого не создает отходов, или даже открыть целый магазин соответствующего направления. Но пока он не знает, что есть «ноль отходов», он будет искренне и добропорядочно выбрасывать много мусора и не знать о его дальнейшей судьбе, считая, что это его уже не касается. Есть еще много чего такого, чего люди не знают и даже не представляют себе. Отсутствие этих представлений в совокупности с бешеным ритмом современной жизни, когда просто некогда заниматься глубоким самообразованием и просвещением, делает невозможным улучшение нашей жизни только тем, чтобы стать «хорошим ответственным человеком». Есть забавное наблюдение: слово «невежество» по-английски звучит как «ignorance», что, в свою очередь, может иметь контекст «неприятие во внимание», то есть ОСОЗНАННЫЙ активный процесс! Чувствуете к чему я веду? Невежество — это добровольный отказ повышать свою информированность. Более того, слово «ответственность» можно было бы написать через «Д»: «отВЕДственность», от слова «ведаю», то есть «знаю». Таким образом, просто «делать хорошие дела» — недостаточно. Более правильно будет признать, что «я ничего не знаю о мире», и начать ликвидировать свое невежество; не просто «быть хорошим», а намеренно и активно самостоятельно искать то, где и в чем ты разбираешься плохо и как можно это исправить. Овладев новым знанием, нужно не зажимать его в себе, а осуществлять действия, направленные на улучшение общества с применением этого знания. Научился сам — научи другого! Таким образом, друзья, я призываю вас, к тому, чтобы начать делать жизнь нашего общества лучше по следующей схеме: взять на себя ответственность за свои действия и понять то, как происходящее в нашем мире косвенно связано с вашими действиями (и бездействиями) — осознать свое незнание в том вопросе, который вас волнует — ликвидировать свое невежество — научиться самому поступать правильно — помочь научиться другим поступать правильно. Но без давления, и без ненависти, а спокойно и рассудительно, принимая жизнь, других людей, и себя в этой жизни так, как есть» (Караваев).

Собственно говоря, никаких откровений Караваев не открыл, однако он заострил внимание своих читателей на повседневных делах и их обязательном ОСОЗНАНИИ. Ведь, чем человек отличается от животных, в первую очередь? Именно способностью к осознанию – животные живут, прежде всего, согласно своим природным инстинктам, а человек (после осознания чего-либо) может поступать наперекор своим природным инстинктам. И эту «свободу выбора» ему дает именно способность к осознанию того или иного явления, поступка или даже всей своей жизни и жизни всей планеты. И мы с Вами, уважаемый читатель, поступаем в соответствие с предложенными Караваевым рекомендациями, хотя многие из нас никогда не задумывались об этом. Почему? Потому что это забито в нашем менталитете (в обобщенном сознании русского народа), а сам народный менталитет можно назвать «осознанным инстинктом народа». Недаром люди говорят: «Привычка – вторая натура». Увы, очень многие люди не верят в существование «обобщенного сознания» той или иной общности людей. И не верят только по одной причине – они разучились осознавать весь окружающий их мир, и остановились на осознании очень небольших, близких им частей этого мира. Более того, они бы пошли и дальше, вплоть до самого предела – осознавать только себя самого, однако влияние окружающей среды, буквально, заставляет их, осознавать не только себя, но и ближайшее окружение. Автор же этого сайта, как и Вы, уважаемый читатель, устроены по-другому, и нам с Вами интересно осознавать все происходящее в мире, пускай, лично нас это происходящее и не касается. И опять прав Караваев – любого человека касается ВСЕ, ЧТО ПРОИСХОДИТ В НАШЕМ МИРЕ, даже если он сам в это не верит. Людей в современном мире стало очень много, а потому, каждый поступок каждого человека на Земле обязательно затрагивает и всех остальных ее жителей. Именно это обстоятельство автор и имеет в виду, когда говорит о «кризисе ноосферы». Об этом же говорит и Караваев. «Овладев новым знанием, нужно не зажимать его в себе, а осуществлять действия, направленные на улучшение общества с применением этого знания. Научился сам — научи другого!». Именно этим мы с Вами здесь и занимаемся.

Тем не менее, большинство людей на Земле продолжают оставаться «вульгарными материалистами» на протяжении всей своей жизни, исключая детство, и не верят во многие представленные здесь мысли. Например, они категорически не верят в то, что научившись «синхронистическому мышлению», они станут вершителями, и у них станет получаться все, за что они возьмутся. Почему же не верят? Да, только потому, что им лениво учиться и приятно называть себя красивым ученым словом – «материалист». А между тем, в этом слове нет никакой красоты и учености. И называя себя так, человек признается миру в скудности своего духовного мира. Однако осознать это для подобных людей – тоже лениво! В общем, как ни крути, а «лень раньше нас родилась». Все животные – ленивы по своей природе (делать что-то их заставляет только жизнь). То же самое можно сказать и о человеке, которому не интересен мир. Зато заинтересованному человеку лень никогда не грозит, ведь делать что-то, его заставляет не жизнь, а интерес к миру. Автор является именно таким человеком, и потому, он называет себя «естествоиспытателем», к чему и Вас призывает, уважаемый читатель. И помните главное – испытывать надо не мир, а самого себя в этом мире. А чтобы научиться этому, необходимо в первую очередь, обучиться «синхронистическому мышлению», то есть убедить самого себя в существовании Мирового сознания, и заставить и себя, и Мировое сознание, общаться друг с другом. И тогда дела точно «пойдут на лад», уверяю Вас. В любом случае, информация от Мирового сознания будет поступать к Вам в виде образов (она и сейчас поступает, просто Вы не замечаете этого). А чтобы «заметить» такую информацию, надо научиться ее расшифровывать (осознавать). Именно для этого Ваше сознание и оснащено разумом, главной работой которого является разделение единого образа на составные части, и их логический анализ поодиночке. И если основной массив информации Вашего подсознания из-за своей огромности базируется в Вашей Душе (в Мировом сознании или «едином пси-поле Земли»), то разум человека при его жизни базируется, прежде всего, в его головном мозгу. Именно по этой причине, Душа живого человека – всегда ребенок. И она взрослеет (у нее появляется разум) лишь после смерти человека (физического носителя сознания на Земле). И в этот авторский тезис современные люди тоже не верят, причем, по тем же самым причинам, о которых мы говорили выше. Таким образом, хоть современный человек и считает себя чуть ли не Царем природы и Богом, по своей сути, он ближе к животному, чем к Богу. Оттого и происходят все «заморочки» на Земле. Откажитесь от «вульгарного материализма», и Вы сразу почувствуете себя значительно лучше и свободней. А что делает современный человек? Он ищет свободу там, где ее вовсе нет – в животных инстинктах! Вот Вам общий портрет всех современных либералов (или «либерастов») на нынешней Земле.

Животная свобода и свобода человека – это совсем разные сущности, однако очень многие люди этого не понимают. Вот и получается, что животные подсознательно жалеют, что они не такие умные, как человек, а человек – что он не такой «свободный», как животные. Однако «каждому – свое», человек всегда обязан оставаться человеком, а животные – животными. Хотя и у тех, и у других присутствуют все черты сознания, характерные как для животных, так и для человека, просто в разных пропорциях. Именно поэтому, автор в чрезвычайных ситуациях всегда «отключает» свой разум (надо уметь делать и это), и превращается в «одиночного хищника». Зато все остальное время он проводит, скорее, как «общественное животное», а не как хищник. А главное, всегда помнит, что он – человек. И это, действительно, «звучит гордо», особенно, когда этот человек стал «вершителем». И не только своей судьбы, но, в какой-то мере, и судьбы всего мира. И опять, многие люди в это не поверят, и добавят, что сказано слишком пафосно и самоуверенно. А что такое самоуверенность? Согласно Википедии, самоуверенность — необоснованная уверенность в отсутствии у себя минусов и отрицательных свойств характера. Следует отличать от понятия «уверенность в себе» — свойства личности, ядром которого выступает позитивная оценка индивидом собственных навыков и способностей, как достаточных для достижения значимых для него целей и удовлетворения его потребностей. С ростом самоуверенности и уменьшением страха появляется склонность к рискованному поведению. Слишком уверенный в себе человек может приуменьшать реальные риски и не обращать внимания на реальные угрозы, искажая, например, представления о своем здоровье (так, самоуверенный человек может искренне полагать, что он может безнаказанно курить и злоупотреблять спиртным). Высокая уверенность часто порождает и питает ложные надежды (например, люди необоснованно полагают, что смогут легко отказаться от вредных привычек). Резюмируем, самоуверенность – это слишком большая уверенность в себе. Однако встает вопрос – а кто определяет, большая или небольшая уверенность в себе, и в какой мере? Ответ на этот вопрос может быть только субъективным, и никаким иным. Более того, откуда автор Википедии взял, что «самоуверенность – это необоснованная уверенность в отсутствии у себя минусов и отрицательных свойств характера». Ведь чем человек больше «уверен в себе» (ВЕРИТ в себя и в свои силы), тем он лучше знает все свои черты характера. И эти черты не бывают лишь положительными или отрицательными, они – такие, какие есть. И если какая-то одна из черт характера не нравится человеку, он запросто может исправить ее в нужную сторону. Причем, чем больше уверенность в себе, тем проще у него получится это сделать. Да, автор – самоуверенный человек, но именно эта самоуверенность и помогла ему, в свое время, сделать множество нужных вещей, например, бросить пить спиртное, начать принимать серебросодержащие препараты и т.д. и т.п. К слову сказать, данная черта характера во многом зависит от степени развития сознания человека — чем выше сознание, тем больше уверенности в своих силах.

Таким образом, настоящий человек – это, прежде всего, самоуверенный человек. А уверенность – это, прежде всего, сила Веры человека во что-то. А Веры не бывает без знаний! Сначала надо получить какие-то знания, и только потом в них можно поверить или не поверить. А, кроме того, настоящий человек обязательно является «человеком слова», иначе говоря: «сказал – сделал». Автор в своем детстве был довольно «забитым мальчиком», и больше всего он ценил в окружающих его людях именно это свойство – выполнять все ими сказанное, да и сам пытался стать таким же человеком. Однако и в этой черте характера есть свои плюсы и минусы, ведь воспитывая в себе данное свойство, любой человек, хочет он того или нет, начинает следить за своими словами и эмоциями, и поневоле становится более черствым и жестким. Ведь сказав что-то (неважно, наедине с собой или в присутствии других людей), он буквально вынужден исполнять сказанное. И если он «на эмоциях» скажет, что убьет кого-то, ему придется убить этого человека, иначе он перестанет чувствовать себя «человеком слова». Другими словами, у него пропадет Вера в себя и свои силы. А человек без Веры – это уже животное, без разницы – «общественное животное» или «одиночный хищник». А потому, Вера (иначе долговременная память человека) стоит выше и его разума, и его подсознания. И именно Вера определяет судьбу человека. Если в матрице Веры человека заложена примерно такая же информация, что и в матрице Веры Мирового сознания, Мироздание будет помогать ему во всех его начинаниях. Ну а «на нет, как известно, и суда нет». А потому, человеку нужна не сила Веры (ведь эта сила — вторична), а прежде всего, правильность его Веры (и это – уже первично). А потому, и к верующим в Бога людям (но не к фанатикам) автор относится, с одной стороны, с большим почтением, а с другой стороны – с некоторым недоверием (а верна ли их Вера?). Но первая сторона всегда берет верх, ведь любой человек общается с Мирозданием образами, и любой человек видит их по-своему, точно так же, как любой человек по-своему видит и окружающий его мир. А то, что окружающий нас мир выглядит для всех людей одинаково, это – давнишнее заблуждение человечества. Мир для всех людей — разный, просто люди умеют договариваться друг с другом, что и как называть. Другими словами, мы с Вами опять уперлись в тему «терминов и их определений». И эта тема – самая главная в общении людей друг с другом. Учитывая, что человек не может существовать вне общества, его третьим обязательным качеством должна стать правильность употребления употребляемых терминов. А за это отвечает разум человека. Таким образом, сильнее всего в человеческом сознании — Вера (автор называет ее «остовом сознания»), на втором месте по силе стоит подсознание, и только на третьем – человеческий разум. Впрочем, мы с Вами уже договорились, что сила – вторична, и главное не в ней, а в правильности ее использования. Как говорится, «заставь дурака Богу молиться, он себе лоб расшибет».

«Синхронистическое же мышление» как раз и заключается в одновременном и синхронном использовании все составных частей человеческого сознания – и разума, и подсознания, и Веры. Все эти части сознания должны не соревноваться друг с другом своей силой, а наоборот, помогать более слабым составным частям сознания стать более сильными. Другими словами, каждый человек должен помогать своей Верой и подсознанием – своему же разуму. Только в этом случае, любая Ваша мысль приобретает физическую мощь в нашем физическом мире. И всякое дело, которое Вы задумали, обязательно воплотится в жизнь «рано или поздно, так или иначе». Ведь мысль первична, чтобы по этому поводу не говорили материалисты. Сначала появляется мысль, и только потом появляется дело (какой-то процесс). Вы, конечно же, можете не поверить и этому тезису. Но, зачем? – задайте себе этот вопрос. Одно дело – уличить своего оппонента в обмане, и совсем другое дело – «просто так» не поверить ему. Самым же лучшим способом поведения любого «настоящего человека» является всем известный метод: «доверяй, но проверяй». А теперь поговорим о «Zero waste» (рус. «Ноль отходов»). «Ноль отходов» — это набор принципов, направленных на сведение к минимальному количеству мусора посредством многоразового использования предметов и вещей. Целью Zero waste является прекращение отправки любого мусора на свалки, в мусоросжигатели или в океан. В настоящее время лишь 9 % пластика подвергается вторичной переработке. Zero waste — это сохранение всех ресурсов путем добросовестного производства, потребления, повторного использования и восстановления всех предметов, упаковки и материалов. Ничего из того, что опасно для окружающей среды или здоровья человека, не должно сжигаться, закапываться, сбрасываться в воду или попадать в атмосферу. Концепция Zero Waste — это целостный, системный подход, который нацелен на массовые преобразования: он требует кардинально изменить способы использования материалов. Отсутствие мусора достигается не только благодаря вторичной переработке и повторному использованию. Главное — это полное переосмысление принципов производства и распределения сырья. Сторонники Zero Waste полагают, что для изменения способов производства, упаковки товаров и выбора материалов необходимо государственное регулирование. Они утверждают, что отсутствие отходов существенно уменьшит загрязнение окружающей среды и снизит расходы, поскольку спрос на сырье упадет. Автор может добавить сюда только одно – только подобный подход к производству и потреблению может спасти наш сегодняшний мир от «кризиса ноосферы» и гибели всего современного человечества.

За прошедшие годы образ жизни Zero Waste получил широкое распространение. По всему миру появились тысячи каналов социальных сетей, блогов, магазинов без упаковки, и организаций. И, в свою очередь, это быстро развивающееся массовое движение создало спрос для крупных корпораций, таких как Unliever и Procter and Gamble, на создание альтернативных продуктов для многоразового использования. Изменение человеческих привычек и поведения является центральной проблемой, преодоление которой необходимо для перехода к Zero Waste. Критики Zero Waste указывают на то, что материал может быть многоразовым, органическим, нетоксичным и возобновляемым, но при этом этически уступать продуктам одноразового использования. Например, пакеты, сделанные из шкурок тюленя или шкуры тигра, теоретически соответствуют определению Zero Waste, но вряд ли превосходят одноразовые пластиковые пакеты. Противоречие между применением природного сырья и созданием эффективных отраслевых методов переработки отходов является еще одной сложностью на пути к Zero Waste. Многие люди смотрят на природу как на лучший образец инновационных материалов и системы производства. Другие указывают на то, что промышленные продукты по своей природе не являются натуральными (например, мономолекулярные химические и пластмассовые материалы) и извлекают значительную выгоду из промышленных методов повторного использования, тогда как методы, требующие естественного разложения и восстановления, в данном контексте представляются нерациональными. Безотходная технология предполагает цикличность использования материалов, тем самым уменьшив потребность в местах под мусорные свалки. С помощью безотходной технологии будет сокращено количество токсинов, выпущенных в воздух и воду. Готовая продукция будет проверяться на наличие химических веществ в процессе производства. Поддержка циклической жизни продуктов поможет снизить потребность в создании и использовании мусорных свалок. В свою очередь это уменьшит случаи респираторных заболеваний и врожденных дефектов, вызванных токсинами со свалок. Zero Waste также поможет сохранить местную окружающую среду и источники питьевой воды, предотвратив попадание загрязнителей в экосистему. Некоторые утверждают, что ключевым компонентом Zero Waste является переработка, другие это отрицают и утверждают, что идея заключается в повторном использовании. Однако нужно и то, и другое. Кстати, 90 % исходных материалов становятся отходами еще до того, как готовый продукт покинул фабрику. Примерно 80 % всех товаров оказываются на свалке в первые полгода своего существования, а значительная часть энергии, воды, транспортных услуг бесполезно теряется, не доходя до потребителя. Принципы Zero Waste экономят природные ресурсы (благодаря сокращению потребления). Все ресурсы, которые добывает или производит человек, используются вновь и вновь. Таким образом, в экономике Zero Waste нет отходов, а есть вторичные материальные ресурсы.

В книге Zero Waste Home: The Ultimate Guide to Simplifying Your Life by Reducing Your Waste ее автор Беа Джонсон предлагает свою версию — (Откажись, Сократи, Используй заново, Перерабатывай, Компостируй). Метод, который она разработала за годы жизни без отходов и использовала для уменьшения количества отходов, чтобы они помещалась в банку для пинты, в настоящее время широко используется людьми, предприятиями и муниципалитетами во всем мире. Именно так и должен жить каждый «настоящий человек», причем не только в будущем, а уже сегодня. Ведь «кризис ноосферы» уже разразился в современном мире (он начался более века назад, когда цивилизационный ранг человечества превысил отметку 0,5), и без подобного отношения к жизни он может только разрастаться, что, собственно, и делает. И все перечисленные выше способы, предложенные Беа Джонсон (плюс снижение рождаемости там, где она превышает всякие разумные границы), можно объединить всего в четыре слова – «простое воспроизводство всего человеческого». Однако это может сделать отдельный человек или отдельная семья, но никак не все общество «индивидуального капитализма» в целом. Перейти к «простому воспроизводству» по силам только коммунистическим обществам, и никакого другого пути развития современного человечества автор просто не видит. ЛИБО ТАК, ЛИБО НИКАК! И Вы, уважаемый читатель, должны понять это, в самую первую очередь.