Homo Argenteus: Новое мировоззрение

Экономика, как точная наука

Экономика, как точная наука

Предлагаю Вашему вниманию статью А. Берберова «Об экономических «колдунах» (источник: https://ss69100.livejournal.com/5325496.html). «Дурак!» – «Сам дурак!» – вот уровень дискуссии между сторонниками капитализма и социализма. Причина такого низкого уровня – в том, что стороны обычно хвастаются достижениями своего строя, и указывают на провалы у другого. Этим можно заниматься бесконечно. Взять список фамилий в городе, и начать выяснять – сколько Петровых повысили свое благосостояние после реформ, а сколько снизили, кому из Смирновых стало лучше, а кому хуже жить, и т.п. А в чем ошибка такого линейно-сравнительного подхода? В том, что разговор идет обо всем, о чем угодно, вокруг да около механизма, кроме как о самом обсуждаемом механизме… Кто-то выиграл, кто-то проиграл, так бывает в любой лотерее, и важно не об этом думать, а о том, куда все идет, о тенденции. Как говорится, лучше бедно плыть, чем богато тонуть. То есть место в шлюпке гораздо дороже каюты-люкс на «Титанике», если он тонет… Исходная идея социализма в том, что обеспечение людей может быть организовано на началах Разума. Может быть, не сразу – мы ведь многого еще не знаем о жизни, и даже о самих себе, мы можем ошибаться, выстраивая системы гарантированного снабжения – но, с помощью науки, логики и опыта, мы в итоге сумеем взять свое снабжение в собственные руки. Стать из заложников у стихий – самодостаточными хозяевами своих судеб. Капитализм, спекулируя на разного рода неудачах, конструкторских провалах и временных неудобствах, на ошибках и неуютности строительных площадок – настаивает на том, что ЭКОНОМИКА НЕПОЗНАВАЕМА. То есть мы ей не только сейчас не управляем – мы вообще ей никогда управлять не сможем. Она все время будет выкидывать непредсказуемые коленца, вроде «Великой Депрессии». Или мировых войн (что, впрочем, неразрывно связано с кризисами глобального рынка). В этом смысле рыночники понимают экономику не как науку, не как сферу рационального познания, а как совокупность ритуалов, способных умилостивить смутную и малопонятную волю рыночных богов-демонов. Что делает экономиста «рыночным»? Его принципиальный отказ от точности измерений, решительный разрыв с определенностью и предсказуемостью прогноза. Их наука – констатация «мы не знаем, как это работает». И мы несем вам вместо знания – это вот незнание. Мы подобны пифиям, предсказателям древности, медиумам – некоторые из нас непостижимым образом иногда предсказывают кризисы или грядущие цены. Иногда даже точно. Но как они этого добились – неизвестно.

Непознаваемость и неуправляемость – две стороны одной медали. Мы не знаем, не зная – не управляем, не управляя – не контролируем. То, что происходит – происходит «объективно», вне нашей воли. И в этом – думают рыночники – «естество» рынка. И отчасти правы. Цивилизация действительно неестественна, потому что искусственна. Человек рождается с умением дышать, но не с умением читать. Точно так же он рождается с инстинктами стяжательства, но без врожденных способностей работать в плановой экономике. В любой другой науке попытки свести все знания человека к «естеству» его базовых зоологических инстинктов вызвало бы осуждение и смех. Почему же не в экономике? Чем эта наука «рыжая»? О чем нам, по сути, говорят рыночные экономисты? — Есть – говорят – злые всесильные демоны, и понять их нельзя. А вот разозлить можно. И если вы их не будете злить – они будут вас кушать понемногу. Так, одного из ста. А вот если вы их раззадорите – они вам устроят «голодомор»! То, что демонов рынка (на самом деле, человеческого подсознания, мотивационных систем) можно разозлить – мы охотно верим. Но почему же, друзья, их нельзя понять? Совсем-совсем изучению и препарированию не подлежат?! Подлинное познание, когда оно свершилось – ретроспективно и перспективно. Оно умеет непротиворечиво объяснять прошлое и вместе с тем предсказывать будущее. Изучив, например, ядовитые грибы, мы знаем, можем объяснить, почему погибли те, кто их кушал, и мы предотвращаем отравления, опираясь на это знание. Вместо этого экономисты-либералы говорят нам: — Мы не знаем, как и почему что-то происходит. — И не верим, что когда-нибудь сможем узнать, изучить это. А потому мы не можем управлять процессами. Ведь они непознаваемы. И мы обречены вечно жить в заложниках у непостижимых событий, которые случаются неожиданно, потому что мы бессильны понять их причины и механизм их действия. Вместо того чтобы строить экономику – мы обречены ее угадывать, заниматься вместо научной организации труда гаданиями на кофейной гуще или на бобах, чем и занимаются, оставив общество на бобах, все либеральные экономисты: — Кризис то ли будет, то ли не будет… Он будет то ли сильным, то ли не очень… Цены на нефть, может быть, вырастут, но вдруг и упадут, и т.п.

За апологетикой рыночной экономики очевиден тезис о принципиальной непознаваемости как мира вообще, так и человеческих отношений, общественного устройства в частности. Хорошую жизнь нельзя построить, запланировав, как планируют дом или мост! В ней можно только случайно, необъяснимым образом оказаться, «если звезды будут благоприятствовать», но вылетишь ты из нее точно таким же непостижимым образом. Научные подходы к вопросу обустройства и улучшения жизни рыночники заменяют откровенным шаманизмом, магизмом, камланиями и бубнами колдунов. При этом активно используя ошибки и сбои ученых при попытках построить жизнь научно, на началах разума. — Вот! – вопят шаманы – мы же говорили, жизнь непостижима и непознаваема! – всякий раз столкнувшись с чем-то недоизученным, ошибочно вычисленным или недопонятым учеными. Так рыночники ставят знак равенства между конкретными ошибками в расчетах планирующих органов (разум и планирование – синонимы) и принципиальной, «вечной» непознаваемостью процессов в экономике. — Мы никогда не сможем ими управлять – говорят рыночники – ибо понять их невозможно! Остается только гадать и делать магические пассы – чем все либеральные экономисты и занимаются, заранее оговорив, чтобы с них не требовали «точности в прогнозах». Потому что они, хоть и зовутся докторами экономических наук – на самом деле не ученые, а обкурившиеся психоактивных веществ пифии, вещающие откровения таинственного оракула всегда надвое. Рыночная идеология = агностицизму. В ее случае агностицизм особенно безумно выглядит, потому что речь ведь идет не о бесконечно удаленных уголках Вселенной, а об отношениях людей, которые, якобы… люди понять не могут. В этой бредовой картине мира люди как-то живут и производят продукты, и обмениваются ими, но, хотя все это делают люди – понять, как они это делают, они не в силах. И не то, чтобы сегодня, а вообще никогда! То есть они и живут, и взаимодействуют, и производят и торгуют то ли во сне, то ли в состоянии какого-то транса. — Делать-то делаю, а как – не могу понять! Если только предположить, что человек может понять, как, каким образом делается экономическое благополучие и экономическое развитие – из этого сразу же вытекает смерть рыночному мистицизму. Как только мы поймем, мы тут же начнем управлять, опираясь на свое понимание процесса, а это – уже плановое производство, основанное на знании дела.

В чем разница между электриками и экономистами? Электрики монтируют оборудование, которое дает электричество, когда человеку это нужно, и сколько нужно. То есть я щелкаю выключателем – и свет загорается. Снова щелкаю – и он гаснет. Если бы электрики были такие же, как наши либеральные экономисты, то они бы поставили включение и выключение света в зависимость не от воли человека, а от таинственных процессов в рубильнике. Я хочу включить свет (экономический рост), но он не загорается – и почему, никто не знает. Я хочу, наоборот, выключить, а он вдруг вспыхивает в сто солнц, и снова все гадают – чего ему вдруг поблазилось?! То есть экономическая машина у либералов (а экономика – совокупность машин, приставленная к дарам природы) – это такая машина, которая не подчиняется человеку, а живет собственной жизнью. Она работает, когда хочет, и отключается тоже, когда ей вздумается. Что остается человеку? Молится, уповать, гадать и пытаться подстроится под непредсказуемые ритмы этой машины. Ибо воздействовать на нее силами разума ему запретили. Она, видите ли, непостижима! Почему-то у электриков вполне постижимы реакции их оборудования, а у экономистов – нет! Не зная устройства машины экономики, и запрещая себе его узнать, либералы не могут справиться и с поломкой. Если экономическая машина сломалась, и перестала предоставлять людям блага производства, то либералы начинают вокруг нее камлать, шаманить, заклинать ее всякими заклинаниями, типа: — Изыди, инфляция! Прииди, инвестор! А что, собственно, инвестор? Если он человек – то значит, и ты можешь сделать то, что он делает. Потому что один человек может повторить то, что делает другой человек. А раз так – можно справиться и без него, лишь бы знать, что нужно делать! А если инвестор не человек – тогда кто? Дух? Призрак отца Гамлета?! За экономическим либерализмом отчетливо стоит первобытно-магическое мышление, самых низших ступеней развития сознания. Человек на этой стадии только поклоняется силам природы или проклинает их, но нет осознания силы Разума, нет сознательного действия, гарантированно добивающегося изученного следствия, запуская изученные его причины. Не понимая производства – человек думает, что производство какое-то волшебство, мистическое таинство, отсюда и сказки про «экономические чудеса», сменившие в голове дегрода экономические технологии.

А ведь методология в любой науке одинакова: источники, логика, эксперимент – и выход на устойчивое повторение изученного эффекта. Если не знаете, как сделать людей благополучными – изучайте. А если знаете – чего дурака валяете с бубном прыгая?! В любой науке есть проект на бумаге, есть экспериментальная модель, и есть в итоге серийная модель с гарантированным действием. Почему у вас экономика – исключение?! Она не самая сложная из наук, она требует простейшего сбора простейших и легко доступных данных. Я не думаю, что Запад этого не понимает. Там серьезные научные школы, и там это понимают. Я думаю, что причина магизма либералов – в… собственно магизме! То есть в их стремлении быть магами, в стремлении не разъяснить «профанам» суть дела, а наоборот, запутать их. Чтобы попрочнее удерживать свое превосходство и свои привилегии. Фокусник, который объяснил, как он делает свой фокус – уже не кажется волшебником, да и просто не интересен. Либеральные экономисты не хотят быть учеными. Они хотят быть магами, колдунами, оракулами, таинственно-колдовскими, и оттого представляющимися всемогущими фигурами, которые ведут диалог с непостижимыми, потусторонними силами. Именно по этой схеме происходит современное обнищание в США и Европе, когда либеральные экономисты бессильны объяснить постоянное снижение уровня жизни относительно ХХ века. Только по официальным данным США, явно приукрашивающим события в целях пропаганды «средний класс» в США, численность которого пытаются исчислять из формальных критериев дохода в тысячах долларов в год, стремительно беднеет – даже в абсолютных цифрах среднего дохода. (С 2001 по 2014 годы, к примеру, снижение доходов составило 4%, то есть около $2 тыс. в год, при значительном росте цен на все без исключения). Официальную цифру нижней границы принадлежности к среднему классу – что-то около $45 тыс. годового дохода – можно смело забывать. Даже доход в $100 тыс. в год пишет Рик Эдельман, финансовый консультант в корпорации Fairfax, автор книги «Обычные люди, необычные капиталы» уже не позволяет в столице ни оплачивать обучение детей в колледже, ни даже откладывать на собственную старость. «Раньше было лучше» – всеобщее мнение в США, оно и побудило выдвинуть президентский лозунг: «Сделаем Америку великой СНОВА (или ОПЯТЬ», из чего ясно, что американские избиратели считают свое величие утраченным)» (Берберов). И современная мировая экономика очень сильно напоминает автору этого сайта экономику тамплиеров. Вот что по этому поводу пишет Елена Бухтеева в своей статье «Как тамплиеры занимались «бизнесом».

«Оффшорная зона» ордена тамплиеров охватывала значительную часть Малой Азии. Храмовники не платили налоги и не делились с церковью. Если житель средневековой Европы грезил сокровищами, безусловно, наибольший интерес для него представляли крепости тамплиеров. Здесь хранились золото, серебро и другие «бонусы», полученные в результате крестовых походов. Правда, командорства тщательно охранялись, и простой смертный не мог добраться до заветных сокровищ. «Бедные воины Христа и Храма Соломона» со временем стали крупными землевладельцами. Им принадлежали роскошные замки в разных уголках Европы. Добычи у храмовников было достаточно; так, например, в 1204 году крестоносцы разорили Константинополь, в поисках ценностей рыцари даже вскрывали могилы высокопоставленных чиновников. Стремясь совершить богоугодное дело, монархи выделяли ордену земельные участки, горожане — помещения, а сельские жители — скот и зерно. В одном только Париже XII века тамплиеры контролировали до трети городских заведений. Местные жители часто отдавали ценные вещи на хранение тамплиерам под залог. Кроме того, храмовники за вознаграждение присматривали за имуществом своих товарищей, когда те отправлялись в поход. Вот только рыцари не всегда возвращались, и в этом случае их имущество переходило смотрителю. «Бизнес» тамплиеров развивался в нескольких направлениях. Ключевым стали ссуды. Так, например, французский король Филипп IV Красивый занял у тамплиеров 500 000 франков, чтобы сыграть свадьбу дочери Бланки. Было, впрочем, одно щекотливое обстоятельство. Дело в том, что Рим запрещал начисление процентов под страхом отлучения от церкви или изгнания из государства. Тамплиеры обходили эти запреты, искусственно увеличивая размер ссуды, пользуясь услугами клиентов или получая от них подарки. Они тщательно вели документацию, все бумаги составлялись в двойном экземпляре. На заре финансовых свершений орден брал 10% годовых, позже процент вырос. Если деньги «терялись» на обратном пути, заемщику предъявляли штраф — от 60% до 100% от всей суммы. Многие предпочитали пользоваться услугами тамплиеров — еврейские ростовщики вели бизнес на менее выгодных условиях. Как правило, они работали с мелкими клиентами и брали 25−40%. Альтернативу предлагали итальянские кредиторы, но и в этом случае речь шла о высокой процентной ставке. В Италии были популярными морские займы; купец брал определенную сумму и возвращал ее с процентами по возвращении в порт. Если плавание было опасным, ставка вырастала до 50%. В плавании купец мог потерять все свои деньги, и морские ссуды были сопряжены с большим риском. Тамплиеры действовали прогрессивнее, чем их итальянские «коллеги». Во-первых, они учли то обстоятельство, что клиента могли в любой момент ограбить. Во-вторых, пускали деньги в оборот, приумножая свои богатства. Решением стал безналичный расчет — векселя. Специальные знаки делали их подделку невозможной. За операцию с векселями храмовники брали небольшой сбор. Бумаги учитывались в «бухгалтерии» тамплиеров.

Еще один «бизнес-проект» тамплиеров — контроль за безопасностью дорог. Изначально орден создавался для охраны паломников на пути в Иерусалим. Странников защищали от грабителей, и эта услуга предоставлялась не безвозмездно: рыцари получали прибыль с хозяйства паломников, пока те отсутствовали. Так, в одном из документов начала XII века рассказывается о ссуде для супружеской пары, которая направилась в Святую землю. Тамплиеры также «подрабатывали» курьерами, доставляя срочную корреспонденцию. Стоит отметить, что в Европе XII-XIII веков путешественники обычно платили за проезд, тогда как по землям тамплиеров можно было перемещаться свободно. Несмотря на это, рыцарей недолюбливали. Они владели огромными богатствами и не платили налоги, тогда как среднестатистические европейцы находились в кабале, выплачивая разнообразные сборы. Среди них были и весьма необычные, например, налоги на ночлег и на заключение брака. Для английских подданных особенно разорительными стали инициативы короля Ричарда I. Современники приписали ему циничное высказывание: «продал бы Лондон, если бы мог». На плечи католиков ложилось финансирование крестовых походов. «Саладинова десятина» в 1188 году обязала жителей Франции и Англии отдавать десятую часть движимого имущества и годового дохода во имя подвига рыцарей. От сбора освобождались лишь те, кто присоединился к крестоносцам. «Саладинова десятина» значительно обогатила казну; только в Англии удалось собрать около 70 тысяч фунтов. В 1245-м жители французских и английских городов отдавали 10% на финансирование крестовых походов. Эти сборы ложились на ремесленников и крестьян тяжелым бременем. Сотрудничество с тамплиерами было выгодным для аристократов. Им можно было передавать «проблемные» земли, владение которыми грозило судебным разбирательством. Опасаясь тяжбы, знать передавала имущество во временное пользование тамплиерам. К финансовой помощи ордена обращался, в том числе, Папа Римский Александр III. Король Франции Филипп Красивый задолжал тамплиерам сотни тысяч франков. Ситуация осложнялась тем, что он был должен и Риму. Папа Климент V, между тем, был обеспокоен растущим влиянием ордена и его независимостью. В 1307 году французский монарх разгромил тамплиеров при поддержке понтифика. Рыцарей обвиняли в мошенничестве, незаконных сделках с землей, заговоре против короны и оргиях с участием подростков. Магистра ордена Жак де Моле сожгли на костре. Имущество храмовников арестовали. По мнению ряда историков, к этому моменту сокровищницы опустели — часть богатств вывезли за пределы Франции сразу после начала процесса. Аргументируя свою версию, исследователи указывают на несметное количество золота, внезапно появившееся у английского монарха. Другие специалисты полагают, что орден находился в экономическом упадке с середины XIII века. Некоторые ищут сокровища тамплиеров и сегодня — в лесах, подвалах замков, старинных церквях. Выдвигаются и фантастические версии; так, некоторые кладоискатели полагают, что реликвии заложили в фундамент старой Москвы» (Бухтеева).

Прочитав эту статью и сравнив экономику тамплиеров с экономикой нынешнего финансового капитализма, нетрудно заметить, что эти экономики чрезвычайно похожи друг на друга. Если в IXX  и XX веках капитал, в основном, вращался вокруг тогдашних производств, то сегодня он вращается исключительно вокруг банков, а производствам достаются лишь «крошки с барского стола». А это уже перебор, ведь и банки появились именно для того, чтобы обслуживать производства, а не наоборот. Короче говоря, нынешняя мировая экономика вернулась к феодализму, и ее рыночная непредсказуемость объясняется, в первую очередь, «самодурством» отдельных финансовых феодалов. Только в этом случае, становится понятна нынешняя риторика о том, что современным миром управляет чуть ли не сотня отдельных семей (крупнейших феодалов). Так что, хотим мы того или нет, но развитие нынешнего «индивидуального капитализма» завело современный мир в «тупик средневековья». И выход из этого тупика только один – уничтожение одних феодалов другими, точно так, как это произошло и с тамплиерами. И этот исход абсолютно предсказуем, несмотря на непредсказуемость нынешней экономики. Данный процесс может самостоятельно остановиться только тогда, когда в мире останется лишь один феодал! Правда, есть еще один исход, который был попросту невозможен в средневековье. Этот исход заключается в построении в отдельно взятой стране (скорее всего, в России, она много лучше других подходит для этого) «государственного коммунизма» (цивилизованного социального государственного капитализма). В этом случае благосостояние всех Российских граждан станет значительно выше, чем где-то еще в мире. И мир, нехотя и «со скрипом», но будет вынужден-таки построить что-то подобное и во всех остальных странах. Не потеряют своей государственности только те из них, которые сделают это первыми. Ну, а «кто не успел, тот, как известно, опоздал». В любом случае, все эти изменения будут происходить на подсознательном уровне человеческой психики. А что такое человеческое подсознание? Это причудливая смесь подсознаний «общественных животных» и «одиночных хищников». Подсознание одиночного хищника будет толкать людей к «лучшей жизни за счет других», а подсознание общественного животного – к «лучшей жизни для всех». Именно эти подсознательные векторы и направят человечество к построению «государственного коммунизма», причем, как раз в тех обществах, в которых и проживают конкретные люди, желающие изменений больше других. При этом сработает и основная привычка подсознания человека: «кто не успел, тот опоздал». Понятное дело, что в этом процессе будет играть свою роль и разум человека, однако подсознание всегда сильнее разума (даже у современного «высокоразумного человека»). Другими словами, как ни разумен человек, а природа свое, все равно возьмет, тем более что она сильно обижена на современное человечество («кризис ноосферы», однако).

«Самодуры», понятное дело, никуда не денутся, однако их влияние на экономику значительно сократится. И экономика нового мира станет уже управляема и прогнозируема, то есть, превратится в точную науку. Останутся без каких-либо серьезных изменений «спрос и предложения на рынке», вот только рынок этот перестанет быть стихийным, им станут управлять государства. И главным персонажем этого нового рынка станет уже не конкуренция, а компромиссные решения, принимаемые различными государствами с учетом не только своей выгоды и желаний, но и выгоды и желаний партнера. В любом случае, любая конкуренция, в конце концов, всегда вызывает войну, а компромиссные решения, наоборот, сохраняют мир. В общем, как ни крути, а сегодня «Пришло время России» (Сергей Лебедев — Лохматый). «Старый мир рушится на глазах. Теряют власть некогда всесильные общественные организации и институты, каждый старается сам отхватить себе часть гегемонии, возникают новые союзы. Думаю, что все это будет проходить проверку трагедиями. К сожалению, только так человечество находит в себе силы поддерживать баланс. Война в Карабахе, если угодно – Арцахе, показала все это. Это не первая война за Карабах на нашей памяти. Из-за конфликта между Арменией и Азербайджаном были созданы переговорные группы, под присмотром и мониторингом ОБСЕ. Эффект от мониторинга ОБСЕ мы видим на Донбассе, результат нулевой. Ну как «нулевой? Статистический! ОБСЕ просчитывает сколько и каких снарядов выпустила каждая сторона, какие разрушения, сколько убито, сколько ранено. Но нам нужен МИР, а подсчитать мы сами в состоянии. Но времена изменились. И президент Турции на собственном опыте понимает – Европа не та, институты международные беззубые, а значит можно воспользоваться случаем и начать расширять собственную империю. Подзуживаемый Эрдоганом Азербайджан ввязывается в боевые действия против сил непризнанного даже Арменией Карабаха и продвигает свои войска, забирая территорию, которая служила буферной зоной между Карабахом и Азербайджаном. Я понимаю победные реляции политиков – это их хлеб, правда, замешанный на чужой крови. Я понимаю отчаяние армянских солдат и радость азербайджанских. Но также я понимаю горе мирных граждан. На Донбассе, где я уже больше шести лет, самое ужасное для меня было – смерть детей, смерть стариков, смерть не военных, гражданских людей. Смерть от снарядов, смерть от сопутствующей войне разрухи, голода, эпидемии. А что ОБСЕ и Минская группа с участием стран Запада? А ничего! Одни выразили возмущение, другие ведут подсчеты выпущенных снарядов и жертв, а Макрон практически кричал: «держите меня семеро, я сейчас этого султана на кардан намотаю»…

И опять НИЧЕГО! Люди продолжают гибнуть, и конца войне не видно. Но времена изменились. Пришла Россия. Поздно? А может не поздно? Думаю, многие пожившие во время войны, были бы рады, если бы она прекратилась через полтора месяца. В Карабах возвращаются беженцы. И чтобы там не кричали на армянских площадях те, кого не было в Карабахе, мнение выживших и спокойствие мирных – важнее любой военной риторики, тем более неподкрепленной действием. И это я не простым армянам, которые тысячами записывались в добровольцы, это я к правительству и пустобрехам с площадей, орущим: «Россия у нас украла победу». Времена изменились, Россия возвращает свое могущество. Россия ставит свои войска в Закавказье. И это гарантия мира в регионе. Но это лишь пока Россия сильна! А слабой она может быть только изнутри, чего и добиваются раскалывающие общество через СМИ деятели различного рода. Россия показала, что может не только вести переговоры, но и военной силой подтвердить свои полномочия и интересы. В это время в Европах вздохнули: война окончена, все утряслось. Нет! Не утряслось! А Россия сделала то, чего не сделала международная Минская группа, не смогли сделать беззубые ОБСЕ и дряхлеющая Европа. И никто добрым словом не вспомнит ни Европу, ни международные организации в Карабахе, а Россию не забудут. Мир изменился. После того как Россия принесла мир в Карабах, который не смогли принести ни «великие» американцы, ни Макрон, ни ОБСЕ, центр силы еще больше сместился в сторону России. И уже ясно одно: в новом мире сила и слово России будут обладать огромным весом. И не будет ни одной международной организации, имеющей значение, в которой не будет России. Наступает время нового мира, в котором нет надежды ни на США, ни на Европу, ни на ОБСЕ, но есть надежда на Россию. На честь и твердое слово русского человека» (Лебедев). В общем, недаром Мироздание так жестко тренировало именно русских людей, оно готовило их к выполнению специальной миссии. И миссия эта заключается в построении в России самого первого в мире коммунистического государства, что называется — «всем на зависть, себе на удивление». Концепт этой миссии уже давно заложен в менталитете русского народа (в обобщенном сознании народа), однако его еще требуется расшифровать (осознать), и для этого требуется не только сильный разум и желание народа, но и определенное время. Увы, обобщенное сознание народа не может быть сильным, что называется, по определению (оно всегда среднее). Вот и приходится привлекать к этой работе отдельных неглупых людей. Так что, можете, смело считать себя, уважаемый читатель – призванными на службу Мирозданию.

Понятное дело, что главная работа по осознанию концепта будущего развития человечества принадлежит автору этого сайта. Однако и у Вас, уважаемый читатель, работа ничуть не проще – мало того, что Вы должны самостоятельно (и до конца) осознать данный концепт, так еще и внедрить свои собственные мысли по его поводу в сознание окружающих Вас людей (у автора наблюдаются трудности как раз в последнем деле). И всем вместе, нам надо повышать свою компетенцию по экономическим вопросам, и не по программе сегодняшней «вышки», а, скорее, по советским учебникам. Там, кстати, и сегодня можно найти много «разумного и вечного». Автор – очень «приземленный человек», и он всегда предпочитал изучение любого нового дела именно по советским учебникам (Западные учебники для него слишком абстрактны). Возьмите, к примеру, справочник по математике Корна и любой отечественный математический справочник советской эпохи и сравните их друг с другом. И если Вы сразу почувствуете разницу между ними (в пользу советского справочника), можете смело считать себя русским человеком, какой бы национальностью Вы ни обладали. Ведь Ваши «мозги» устроены примерно так же, как и у автора этого сайта, а тот считает себя русским человеком. Причем, автор уверен, что и Вы не будете возражать против этого. В любом случае, национальность человека определяется, прежде всего, его отношением к тому или иному народу, исходя из принципа: «из двух зол выбирают меньшее». Например, и англичане, и американцы говорят на одном языке, но если Вы спросите, что для них лучше – гибель Лондона или Вашингтона, англичанин ответит, что Вашингтона, а американец – что Лондона. Такую же разницу можно найти, например, у русских и хохлов, да и вообще у всех людей на Земле. Так что, язык — далеко не самое главное при определении национальности человека, как об этом утверждают многие современные ученые-философы. Как говорится, «своя рубаха всегда ближе к телу». А любое «свое общество» как раз и представляет собой такую «рубаху». Так что, никакого космополитизма и интернационализма не может быть, по определению, так уж устроен человек. И любой человек, опять-таки на подсознательном уровне, стараясь сделать что-то хорошее лично для себя, будет всегда стараться, не сделать плохого для «своей рубашки». Кстати, «своя рубашка» для любой власти – это тоже власть (окружающие власть люди), а не народ, как и наоборот, «своя рубашка» для народа – это именно народ.

Что же касается современной мировой экономики, то о ней очень хорошо написано у Вадима Авва в статье «Солидарная экономика. Ресурсы для рывка» (источник: https://nstarikov.ru/solidarnaja-jekonomika-resursy-dlja-ryvka-121777). «Лучше ужасный конец, чем бесконечный ужас - так стоило бы охарактеризовать усилия финансово-экономического блока правительства РФ и ведомства Эльвиры Набиуллиной по поддержанию на плаву российского рынка. Они огромные молодцы и профессионалы. Почти гении. Честно. Люди, которые присели за стол с шулерами и колодой крапленых карт, умудрившиеся при этом в течение долгого времени не продуться в прах. Спускают, конечно, по-маленькому, но держатся. И мы держимся вместе с ними. Проблема в другом - неизбежном тренде на дно. А вокруг мы видим «дивный новый мир» Хаксли. Например, китайской Huawei, лидеру в области технологий 5G, просто запретили работать с этой технологией и поставлять соответствующее оборудование на рынки США, Великобритании, Латвии, Литвы, Эстонии, Швеции - список совсем не полный. Далее славный Google - не по взмаху волшебной палочки, а по железной воле Госдепа и администрации Трампа обнулил возможность для Huawei устанавливать программное обеспечение Android на смартфоны компании. Эти решения, в том числе, привели к взрывному росту акций Apple - самого капитализированного сейчас бренда мира, основного на базе Android конкурента Huawei - Samsung. В 2020 году эта южнокорейская компания, согласно прогнозам, заработает на 15% больше, чем в 2019-м. Huawei оказалась в состоянии выжить, компенсировав потери на внутреннем рынке, 40% которого она контролирует. Надо ли тут объяснять, что такое 40% китайского рынка? И ведь это не просто «ограничения» - это искусственное и силовое отрезание от рынков ценой в сотни и больше миллиардов долларов, даже если говорить только о перспективе на ближайшие десять лет. Как заметил член экспертного совета партии «За правду» Андрей Подойницын, один из авторов и идеологов экономической концепции солидарной экономики: «Конкуренция неизбежно приводит к созданию монополии или выявлению крайне малого числа компаний, контролирующих определенный сегмент рынка. Вход на него чужим строго закрыт и фактически невозможен. Кто сегодня в «честной конкурентной» борьбе способен бросить вызов Siemens или General Electric с их накопленным потенциалом производственной, научной базы, социальных и политических связей?»

При характеристике «честности» западной капиталистической конкуренции так и тянет перефразировать слоган популярной в 90-е киносаги «Горец»: «В живых останется только один!» И этот один будет совершенно не случайным, одержавшим победу в тяжелой борьбе героем. Это будет конкретный сукин сын, отобранный и выпестованный ручной персонаж, сливающий прибыль настоящим хозяевам. Или через систему узаконенной коррупции по имени лоббизм, как в Штатах, или через синекуры отставных политиков или детей действующих (приведем в качестве примера сладкий демократический тwix Джо и Хантера Байденов) в советах и правлениях, или через перечисление нужным фондам грантов с большим количеством нулей, и прочая, и прочая - фантазия, и число инструментов реализации ее безгранично. Помимо всяких «экономических реалий» нужно помнить и о нарастающем прессинге, делающем нас беднее, о санкциях, долговременной информационной истерике и создании образа врага, демонизации руководства страны, наконец, о четком отражении нацеленности Запада на «силовое решение» русского вопроса. «Россия - враг номер один!» - так записано в оборонных концепциях США и стран НАТО. Тебя уже раздели, привели в газовую камеру, а ты все дружить хочешь? Русский Иван, он, конечно, дурак, но разве настолько? Таким образом, Россия сегодня решает не только задачу мирного экономического развития. Одновременно она вынуждена отражать мощнейшую внешнюю агрессию. Существует у нас для этого ресурс? Конечно. И ого какой! Можно напечатать сотни триллионов долларов, но нельзя налить еще один Байкал, посадить новую тайгу от Уральского хребта и до Тихого океана, вспахать столько гектаров пашни, как на Белгородчине, Ставропольщине, Кубани, а еще река Волга, что течет долго, одна на свете, и много всякого. Так что ущипните себя, господа, за пухлые щечки, придите в ум, осознайте, что и где является настоящими ценностями. Но можно кушать и деньги. С кашей, например. Главное - не спешить, чтобы не подавиться. Несчастные случаи, описанные в литературе, имеются. «За правду» предлагает России принципиально иную стратегию рывка, которую партия Захара Прилепина назвала солидарной экономикой. То, о чем говорит «За правду», не имеет ничего общего с «французской моделью» солидарности, когда высокие налоги, перераспределяемые через обширный бюрократический аппарат, порождают поколение инфантильных бездельников или дают возможность к существованию в стране обширной арабской общины из стран Магриба, ее расширению во французском мире без всякой надежды на интеграцию. Полуголодное существование людей в границах сознательно выстроенного Пятой республикой жесткого социального гетто.

Вот как формулирует новую стратегию секретарь ЦК «За правду» Николай Новичков: «Модель российской солидарной экономики призвана стратегически решить три глобальные задачи: Первое. Безусловный базовый доход для всех граждан России имеет своей задачей уничтожить базальный страх перед нищетой и одиночеством каждого члена нашего общества, а также помочь раскрыть творческий потенциал каждому гражданину России. Второе. Формирование двухконтурной финансовой системы на базе технологии блокчейна позволит государству получить необходимые, практически неограниченные финансовые ресурсы для реализации жизненно важных для страны инфраструктурных проектов в партнерстве с частными инвесторами и любым бизнесом. Третье. Переход от «условно стихийной», псевдорыночной модели развития российской экономики, на деле осуществляемой не в наших национальных интересах, к межотраслевому, гармоничному региональному развитию, Госплан 2.0. Разговор не про скрепки, а про современную, комфортную для жизни и раскрытия творческого потенциала граждан среду, дружелюбную к индивиду и предпринимательской инициативе». Все это - не пустота и не маниловщина. Напротив, это тот самый, столь любимый многими «европейский путь», который «За правду» предлагает реализовать не под диктовку олигархической и бюрократической элиты, а снизу, волей народа. «Германия собирает и перераспределяет в дальнейшем через налоги 47% своего ВВП, во Франции совокупная ставка перераспределения еще выше, примерно 50%, в Скандинавии около 53%. Эти данные предоставлены ежегодным справочником ЦРУ, так что никакие претензии к источнику не принимаются. Он святой и чистый. В России уровень перераспределяемых к ВВП налогов колеблется сегодня в районе 15–17%. То есть резерв для социализации огромен», - констатирует Андрей Подойницын, и вопрос лишь в политической воле, необходимой для реализации концепции солидарной экономики. При желании нет особой проблемы ввести единый и целевой солидарный налог для всех работающих или присутствующих в России в виде представительств юридических лиц. Давайте углубимся в концепцию, которую товарищи Захара Прилепина предлагают и отстаивают в общественной дискуссии. Инструменты, как сделать всех нас собственниками, держателями акций государства Российского, могут быть очень разными. Можно построить систему безусловного дохода на базе существующего фонда национального благосостояния или другим образом. «Тут принципиально важно избежать другого - любой «ваучеризации», возможности передачи личного дохода человека в чужую пользу», - подчеркивает Андрей Подойницын.

Важный вопрос. Но технический ли? Технический. Разве нет у нас, например, личных затрат, связанных с оплатой ЖКХ, хорошего образования, включая траты на репетиторов, здоровья в широком смысле, вплоть до реабилитации и физкультуры? Ведь есть? Регулярные, не правда ли? Весомая часть бюджета любой семьи. Пусть выплачиваемый государством доход со счетов граждан направляется на погашение этих нужд. Стимулирует ли такое решение количество обращаемых на внутреннем рынке, обеспеченных реальными товарами и услугами денег? Да. Разве сборы НДС, то есть доходы бюджета, при этом не увеличатся? По словам секретаря ЦК «За правду» Николая Новичкова, уже сегодня 2500 рублей безусловного дохода на каждого члена семьи - реальность. А такой доход закроет ежемесячные расходы на ЖКХ для семьи из четырех человек. Речь примерно о 3,66 трлн. рублей в год. Много? В доковидном 2019 году профицит российского бюджета составлял 1,9 трлн. Остается наскрести не так много, около 1,7 трлн. Вполне посильная для правительства задача. Так что никакой фантастики. Все близко, доступно, была бы воля. Конечная цель - сделать базовый доход в будущем заменой всех существующих социальных пособий и пенсий. Ведь только для их обеспечения: тому давать, а этому не давать, дядю Колю проверить, не отросла ли у него нога, как у ящерицы, - для всего этого требуется большущий, съедающий огромные суммы бюрократический аппарат. Не лучше ли направить издержки напрямую и сразу в карманы граждан? При этом никто не откажет вам в возможности делать индивидуальные пенсионные накопления. Мы о гарантированной базовой возможности достойной жизни. Сверхзадачу так формулирует эксперт «За правду» Андрей Подойницын: «Предлагаются две вещи: 1. Диаметрально поменять отношение общества ко времени и действию, не связанному с делом, бизнесом, коммерческим успехом и политикой. Неполитическое и неэкономическое время обладает никак не меньшей ценностью и значимостью, чем время для денег и во имя денег. Надо воспитать эту новую умственную привычку. И это лишь дело намерения и техники. 2. Системно разработать, создать и внедрить новые форматы для бытия вместе. И семейного, и более широкого, на уровне общин, поселков, районов, городов, дворов. Современные технологии создают бесконечные возможности для любого творческого объединения и взаимоСОдействия, никак не зависящего от географических реалий. Нет смысла сетовать на атомизацию общества, индивидуализм, доходящий до примитивного биологического эгоизма и деградацию института семьи». Конечно, нужно считать, о какой сумме речь, а также в какие сроки этой благородной цели можно достигнуть. Что такое достойный безусловный доход - 100 000 рублей в месяц или больше? Но это же не чушь и не химера? Это рассказ о нашем будущем, а главное - о будущем наших детей, в которое следует отправиться сейчас.

Теперь давайте поговорим об инвестициях в инфраструктуру. Мы строим дороги? Конечно. А нужно в 10 раз больше. Мы строим жилье? Разумеется. А нужно в 10 или в 20 раз больше. И современное. Комфортное, чтобы хотелось жить, а не уехать. И чтобы не только Оля Бузова, дай бог здоровья девочке, могла купить квартиру. «За правду» предлагает финансировать все необходимые стране инфраструктурные проекты через систему блокчейна и цифрового управления специальной эмиссией, в обеспечении которой лежат природные богатства России. Богатства недр наших: нефть, металлы и так далее не есть собственность уважаемых и авторитетных лиц, как правило, с двойным гражданством. Ничего личного. Управлять - пожалуйста. Мы о другом. И сейчас не станем пускаться в детали, для которых требуется спокойная научная и управленческая дискуссия. Мы озвучиваем принцип целевой эмиссии, вовсе не новый, много раз и успешно применявшийся в мировой экономике. Главное, что в результате не где-нибудь, а в России появятся огромные и реальные ценности: новые дороги, автомобильные и железнодорожные мосты, аэропорты, жилые кварталы, школы, детские сады, научные городки, лаборатории, космодромы - все то, что принято называть будущим. А также рабочие места с высокой прибавочной стоимостью. Этакий стиль Илона Маска в государственном масштабе. Тот самый полет «Мрии» с многоразовым «Бураном», совершенный в «тотально отсталой» стране 21 декабря 1988 года. Только вот до сих пор повторить его не могут. И это будущее мы в состоянии нарисовать сами, пока Европа с США готовятся к войне и к съедению России. Пусть заботятся о несварении своих желудков и ласкают друг дружку. Когда образумятся - пусть звонят. Номер в Кремле кому надо известен. Это и есть мобилизационная экономика, проект рывка от «За правду», который власти России могут, обязаны и должны начать осуществлять немедленно в партнерстве со всем бизнесом России. Можно - и с проверенными иностранными товарищами, под нашим неусыпным, нежным и жестким контролем. Нравится будущая Россия? Пожалуйста - подпиши правила, трудись! И еще ремарка про Госплан 2.0. Логично же, чтобы столь обширная инвестиционная программа осуществлялась синхронизированно, с учетом имеющейся инфраструктуры в регионах, а также решала задачу гармоничного развития всей страны. А то у нас как получается: голова-Москва перевешивает тельце, которое при взгляде на карту огромно. Это не наша, при всей любви к Белокаменной и Первопрестольной, история.

«То, что только 10% субъектов РФ - столицы, промцентры, добывающие регионы - числятся в донорах, является не отражением объективной картины мира, а лишь исторически сложившимся перекосом. Следствием регистрации нужных юридических лиц в нужных местах. Кому нужных? Наша задача - немедленно начать создавать новые стандарты качества жизни в регионах, согласно единому и открытому - в определенной части, «друзей»-то у нас много - плану развития России», - заявил секретарь ЦК «За правду» Николай Новичков. Лидер «За правду» Захар Прилепин обращается ко всему политическому классу России, чтобы на федеральном уровне спокойно и беспристрастно обсудить концепцию «солидарной экономики», не с целью научных споров, а для практического внедрения ее элементов в хозяйственную и социальную жизнь страны прямо сейчас. Быстрое экономическое развитие нашей Родины в нынешних условиях - это вопрос мира, а не войны, переструктурирование и добровольное притяжение к богатой и сильной России отколовшейся ранее периферии, рост народонаселения. У «За правду» нет авторских амбиций. Если «Единая Россия» или кто-то другой, к примеру, готов к практической реализации изложенной здесь концепции, к политическим и другим консультациям, «За правду» станет рядом, чтобы помочь. Приоритет интересов страны над узкопартийными для нас, людей служивых, - как дышать. Ну что - поехали?» Как видите, наши экономические программы достаточно близки друг к другу, однако до конца осознать общий концепт развития человечества ребята из партии «За правду» так и не сумели. Для этого надо смотреть на жизнь гораздо шире, чем они это делают сегодня. Но у них есть несомненное достоинство – они-таки сумели объединиться, в отличие от нас с Вами, уважаемый читатель.