Homo Argenteus: Новое мировоззрение

Утопический коммунизм Энгельса

Утопический коммунизм Энгельса

Согласно Википедии, коммунизм (от лат. commūnis «общий») — теоретический общественный и экономический строй, основанный на общественной собственности на средства производства, чем обеспечивается социальное равенство. Также «коммунизмом» часто называют крайне левую идеологию, которая провозглашает своей целью построение коммунистического общества. В этом контексте объединяются различные школы и течения, которые включают марксизм, социальный анархизм (анархо-коммунизм), а также близкие к ним политические идеологии. На практике такого строя никогда не существовало, однако термин «коммунистическое государство» применялся западной прессой к СССР и странам, объявившим себя или считавшимся социалистическими. Согласно работам основоположников марксизма, коммунизм предполагает наличие высокоразвитых производительных сил, отсутствие государства, денег, без деления общества на социальные классы. Предполагается, что все это станет возможным при распространении общественной собственности на средства производства. Господствует принцип: «От каждого — по способностям, каждому — по потребностям!» В современном виде слово заимствовано в 1842 году из французского языка, где communisme является производным от commun — «общий, общественный». Уже в 1830-е годы этот термин, вслед за термином «коммунист», появился во Франции, им обозначали себя и свой идеал радикальные сторонники обобществления собственности и жизни трудовыми общинами. По новейшим исследованиям, термин появляется еще во время Лионского восстания 1834 года в кругу фурьеристского Общества прав гражданина и человека, но лишь в 1840 году входит в пространство политической дискуссии. Именно в 1840 году в Париже начали выходить несколько коммунистических журналов. Владимир Печерин оставил яркое описание круга коммунистов конца 30-х гг. (поклонников Гракха Бабефа), к которому тогда сам принадлежал — в его описании, коммунизм представлялся адептам как сплошное совместное пиршество, однако, с «постоянно действующей гильотиной». Термин безоговорочно утвердился не сразу: так, Кабе в 1842 году издал брошюру: «Douze lettres d’un communiste a un reformiste sur la communauté» («Двенадцать писем коммуниста к реформисту об общинности»), используя для обозначения своего идеала термин communauté (общинность), а не communisme (коммунизм) — термин этот использовал еще Буонарроти. Английский ученик Роберта Оуэна Джон Гудвин Бармби приписывал себе честь изобретения термина, уверяя, что впервые употребил его в Париже в 1840 году в разговоре с некими «последователями Гракха Бабефа», которые называли свой идеал «эгалитаризмом» — он же назвал его «коммунизмом».

В статьях Маркса термин впервые зафиксирован в 1842 году. К 1848 году он распространился так широко, что Маркс и Энгельс писали в «Манифесте коммунистической партии»: «Где та оппозиционная партия, которую ее противники, стоящие у власти, не ославили бы коммунистической? Где та оппозиционная партия, которая в свою очередь не бросала бы клеймящего обвинения в коммунизме как более передовым представителям оппозиции, так и своим реакционным противникам?». Маркс и Энгельс сняли противоречие между коммунистическим и социалистическим идеалом. Это было результатом того, что они изначально рассматривали построение коммунизма как поэтапный процесс, первые этапы которого предполагают реализацию требований социалистов «в качестве переходных мер, ведущих к коммунизму», а последний, «высший этап чистого коммунизма, связан с выходом на сцену новых поколений, лишенных частнособственнических инстинктов» (Энгельс Ф. «Принципы коммунизма»). Именно по этой причине, автор и называет коммунизм – утопией Энгельса. Ведь лишившись инстинктов, человек обречен на смерть – это очевидно. А существование человека с инстинктами, но без государства обязательно приведет к «войне всех против всех», а это – тоже смерть, или существование в виде небольших семейных общин, редко соприкасающихся друг с другом (отсюда и произошел термин «первобытный коммунизм»). Таким образом, коммунизм не может быть негосударственным по принципиальным соображениям. В 1875 году в «Критике Готской программы» Маркс четко сформулировал идею о двух фазах коммунистического общества: первой, при котором коммунистическое общество только «выходит» из капиталистического, сохраняя его «родимые пятна», и высшей, при которой «общество сможет написать на своем знамени: «Каждый по способностям, каждому по потребностям!». За первой стадией утвердилось название «социализм», в противоположность собственно «коммунизму». Эта идея была подхвачена Лениным и стала одной из ключевых в идеологии ленинизма. В общем и целом, Маркс оказался прав в таком делении, однако его идея о том, что «первая стадия коммунизма» самопроизвольно приведет общество ко второй стадии, оказалась несостоятельной.

По предложению Ленина в 1918 году Российская социал-демократическая рабочая партия (большевиков) приняла название «коммунистической»: «начиная социалистические преобразования, мы должны ясно поставить перед собой цель, к которой эти преобразования, в конце концов, направлены, именно цель создания коммунистического общества». После переименования РСДРП(б) и создания III (Коммунистического) Интернационала в 1919 году, «коммунизмом» стали называть идеологию и политическое движение, основанные на ленинском варианте марксизма, а также их политические практики («реальный коммунизм», по выражению французского историка Стефана Куртуа). Однако провозгласить и сделать – разные вещи (большевики в 1917 году были «двумя руками» за учредительное собрание, и могли бы его создать, но передумали, ведь «лучшее — враг хорошему», да и «своя рубашка ближе к телу»). Коммунистические воззрения при своем зарождении опирались на требование социального равенства на основе общности имущества. Одними из первых формулировок коммунизма в средневековой Европе были попытки модернизации христианской теологии и политики в форме философии бедности (не путать с нищетой). В XIII-XIV веках ее разработали и пытались применить на практике представители радикального крыла францисканцев. Они одинаково противостояли мистической или монашеской аскезе и абсолютизации частной собственности. В бедности они видели условия праведности в мире и спасения общества. Речь шла не столько об общем имуществе, сколько об общем отказе от имущества. При этом идеология коммунизма была христианско-религиозной. Лозунгами революционной борьбы для радикальных участников гуситского движения в Чехии XV века (Ян Гус), Крестьянской войны в Германии XVI в. (Т. Мюнцер) стали призывы о свержении власти вещей и денег, о построении справедливого общества на основе равенства людей, в том числе и с общим имуществом. Хотя основа этих идей была сугубо религиозной — перед Христом все равны и обладание или не обладание собственностью не должно нарушать этого. Несколько веков позже появляется эгалитарный коммунизм — основная составляющая буржуазных революций XVII-XVIII века, в частности в Англии XVII в. (Дж. Уинстэнли) и Франции конец XVIII в. (Г. Бабеф). Возникает светская идеология коммунизма. Развивается идея создания общины, в которой реализуется свобода и равенство людей друг перед другом через общее общинное владение собственностью (или улаживая эгалитарным образом конфликт между индивидуальной и коллективной собственностью). Собственность уже не отрицается, а делается попытка ее подчинения на благо всей общины.

Теоретическая разработка первых систематизированных представлений о коммунистическом образе жизни опирались на идеологию гуманизма XVI-XVII вв. (Т. Мор, Т. Кампанелла) и французского Просвещения XVIII в. (Морелли, Г. Мабли). Ранней коммунистической литературе была свойственна проповедь всеобщего аскетизма и уравнительности, что делало ее нацеленной на противодействие прогрессу в области материального производства. Основная проблема общества виделась не в экономике, а в политике и морали. И это идея тоже была правильной, ведь основная идея коммунизма заключается в отказе от «расширенного воспроизводства всего человеческого». Хотя в те далекие времена наша цивилизация находилась еще в нулевом цивилизационном ранге (общее потребление энергии человечеством было очень низким), лучшие умы человечества задумывались о будущем (в отличие от сегодняшнего времени, когда цивилизационный ранг человечества достиг величины 0,75). В первой половине XIX века появились труды А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна и ряда других социалистов-утопистов. В соответствии с их представлениями, в справедливом общественном устройстве важную роль должны играть идеи о труде как наслаждении, расцвете способностей человека, стремлении к обеспечению всех его потребностей, централизованном планировании, распределении пропорционально труду. В России наиболее крупными представителями утопического социализма были А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский. Роберт Оуэн не только занимался разработкой теоретической модели социалистического общества, но и на практике осуществил ряд социальных экспериментов по внедрению таких идей в жизнь. В начале 1800-х годов в фабричном поселке Нью-Ленарке (Шотландия), обслуживающем бумагопрядильную фабрику, на которой Оуэн являлся директором, он провел ряд успешных мероприятий по технической реорганизации производства и обеспечению социальных гарантий рабочим. В 1825 году в штате Индиана (США) Оуэн основал трудовую коммуну «Новая гармония», деятельность которой закончилась неудачей. Ранние социалисты-утописты видели необходимость введения в коммунистическое общество развитого аппарата подавления свободы личности по отношению к тем, кто в том или ином смысле, проявляет желание подняться над общим уровнем или проявить инициативу, нарушающую установленный свыше порядок. А потому, «коммунистическое государство по необходимости должно быть основанным на принципах тоталитаризма, в том числе автократии» (Т. Кампанелла).

И в этих идеях тоже есть своя правда. Социалисты-утописты прекрасно понимали, что построить коммунистическое общество без государственного принуждения – попросту невозможно. И в этой своей мысли они были гораздо менее утопичны, чем Маркс, Энгельс и Ленин. Многие из анархистов, современников Маркса, также выступали за общественную (коммунальную) собственность (Петр Кропоткин называл свою систему «анархо-коммунизмом»), но они отрицали централизацию, которая пропагандируется в марксизме, из-за ограничений свободы личности. Автор этого сайта – очень свободолюбивый человек, однако он, ко всему прочему, еще и не самый глупый человек, а потому, как ни близки ему взгляды Кропоткина, он вынужден признать их несостоятельными. В первой половине XX века из наиболее радикального крыла социал-демократии выделились коммунистические партии. Социал-демократы традиционно выступали за расширение демократии и политических свобод. Коммунисты, пришедшие к власти сначала в России в 1917 году (большевики), а затем и в ряде других стран, поддерживали диктатуру пролетариата вместо «буржуазных» демократии и политических свобод, применяли централизованное государственное планирование и управление народным хозяйством. Взгляды ряда теоретиков коммунизма, которые признавали прогрессивное значение Октябрьской революции в России, но подвергали критике ее развитие, а некоторые даже отвергали социалистический характер большевизма, видя в нем государственный капитализм, стали называть левым коммунизмом. Левая оппозиция в РКП(б) и ВКП(б) в 1920-е годы выступала за внутрипартийную демократию, против «нэпмана, кулака и бюрократа». «Левая оппозиция» в СССР прекратила свое существование в результате судебных публичных процессов, а идеология ее лидера Л. Троцкого, высланного из страны, (троцкизм) стала достаточно популярной за рубежом. Коммунистическая идеология в том виде, в каком она стала господствующей в СССР в 1920-е годы, получила название «марксизм-ленинизм». Обвинения сталинизма на 20-м съезде КПСС, советский курс на экономическое развитие при политике «Мирного сосуществования» вызвали недовольство лидера китайских коммунистов Мао Цзэдуна. Его поддержал лидер Албанской партии труда Энвер Ходжа. Политика Н. С. Хрущева была названа ревизионистской (и автор согласен с таким определением). Многие коммунистические партии Европы и Латинской Америки вслед за советско-китайским конфликтом раскололись на группы, ориентированные на СССР, и т. н. «антиревизионистские» группы, ориентированные на Китай и Албанию.

В 1960-е-1970-е годы маоизм пользовался значительной популярностью среди левой интеллигенции на Западе. Лидер КНДР Ким Ир Сен в 1955 провозгласил идеологию «чучхе», которая преподносится как трансформация идей марксизма-ленинизма с учетом древнекорейской философской мысли. Со временем северокорейские идеологи трактуют идеологию чучхе в меньшей степени как прямое продолжение идей Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина, и в большей степени как продолжение корейской традиционной мысли. Политика и теоретическое обоснование деятельности ряда коммунистических партий Западной Европы, в 1970-х и 1980-х годах критиковавших руководство КПСС в мировом коммунистическом движении, концепцию диктатуры пролетариата получила название «еврокоммунизм». В 1990-х годах коммунистическое движение переживает серьезный кризис, вызванный отстранением коммунистических партий от власти в странах Восточной Европы и распадом Советского Союза. Кризис вызвал уход части компартий с прежних радикальных позиций на более умеренные. Сегодня коммунистические партии находятся у власти в Северной Корее, Китае, Лаосе, Вьетнаме и Кубе. В ряде стран компартии входят в состав правящих коалиций. В 1960-е годы  в СССР было введено понятие «Научный коммунизм». Так называлась «одна из трех составных частей марксизма-ленинизма», раскрывающая общие закономерности, пути и формы классовой борьбы пролетариата, социалистической революции, построения социализма и коммунизма. Термин «научный коммунизм» («научный социализм») употребляют также в широком смысле для обозначения марксизма-ленинизма в целом. Кроме того, в СССР с 1963 года так назывался новый учебный предмет в вузах. Он был обязательным для студентов всех вузов наряду с «историей КПСС» и «марксистско-ленинской философией» до июня 1990 года. В рамках этого предмета утверждалось, что Фридрих Энгельс предсказал основные черты коммунистического общества:

  1. — анархия в производстве заменяется планомерной организацией производства в масштабе всего общества,
  2. — начинается ускоряющееся развитие производительных сил, — исчезает разделение труда,
  3. — исчезает противоположность между умственным и физическим трудом,
  4. — труд превращается из тяжелого бремени в жизненную потребность,
  5. — уничтожаются классовые различия и отмирает само государство,
  6. — вместо управления людьми будет происходить управление производственными процессами,
  7. — коренным образом изменится семья,
  8. — исчезает религия, — люди становятся хозяевами природы,
  9. — человечество становится свободным.

Энгельс предвидел в будущем небывалый научный, технический и общественный прогресс. Он предсказал, что в новой исторической эпохе «люди, а вместе с ними все отрасли их деятельности, сделают такие успехи, что они затмят все сделанное до сих пор». С частью его «предсказаний» можно согласиться, однако многие пункты вызывают большие сомнения. К ним относятся пункты 2, 3, 5, 6, 8 и 9. К слову сказать, к классическому выражению утопического коммунизма обычно относят работу Томаса Мора «Утопия» (1516), в которой рисуется идиллическая картина примитивного коммунизма, противопоставляемая феодализму. А, по мнению автора этого сайта, коммунизм Энгельса не сильно отличается от коммунизма Мора, ведь в нем тоже «рисуется идиллическая картина примитивного коммунизма, противопоставляемая «индивидуальному капитализму». Кстати, хоть и принято считать, что коммунизм никогда не существовал в нашем мире, элементы военного коммунизма были введены большинством стран-участниц 1 и 2 мировых войн. Основной целью являлось обеспечение армии и населения промышленных городов — оружием, продовольствием и другими необходимыми ресурсами в то время, когда все существовавшие прежде экономические механизмы и отношения были разрушены войной. Например, в России основными мерами военного коммунизма были: национализация банков и промышленности, введение трудовой повинности, продовольственная диктатура на основе продразверстки и введении пайковой системы, монополия на внешнюю торговлю. Решение о прекращении военного коммунизма было принято лишь 21 марта 1921 года, когда на X съезде РКП(б) был введен НЭП. Ну а Еврокоммунизмом, в свое время, называлась политика некоторых коммунистических партий Западной Европы (французская, итальянская, испанская), критиковавших недостаток политических свобод и отчужденность властей, существовавших в странах, принявших советскую модель социализма. Переход к социализму, по мнению сторонников Еврокоммунизма, должен осуществляться «демократическим, многопартийным, парламентским» путем. В своем отказе от диктатуры пролетариата Еврокоммунизм был близок социал-демократии (хотя Еврокоммунисты и не отождествляли себя с ней). Идейные же основы анархо-коммунизма были заложены известным ученым и революционером Петром Алексеевичем Кропоткиным. Наиболее известными вехами в истории анархо-коммунистического движения стали повстанческое движение Нестора Махно в ходе Гражданской войны в России, а также действия испанских анархо-синдикалистов в годы Гражданской войны в Испании 1936-1939 годов. Кроме того, необходимо отметить, что анархо-коммунизм является идейной базой существующего по сей день анархо-синдикалистского Интернационала, основанного зимой 1922-1923 годов. Как он просуществовал до настоящего времени, автор просто не понимает.

В 1920 году В. И. Ленин относил построение коммунизма к 1930-1940 годам. А первый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущев объявил в октябре 1961 года на XXII съезде КПСС, что к 1980 году в СССР будет создана материальная база коммунизма — «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!». В принятой на съезде третьей Программе КПСС была поставлена задача «в течение двух десятилетий создать материально-техническую базу коммунизма». Сегодня уже 2020 год, а коммунизма, как не было, так и нет. Что еще раз подтверждает авторскую мысль об утопичности коммунизма Энгельса. На это марксисты отвечают обычно следующее: Государство сможет отмереть полностью тогда, когда общество осуществит правило: «каждый по способностям, каждому по потребностям», то есть когда люди настолько привыкнут к соблюдению основных правил общежития и когда их труд будет настолько производителен, что они добровольно будут трудиться по способностям. «Узкий горизонт буржуазного права», заставляющий высчитывать, с черствостью Шейлока, не переработать бы лишних получаса против другого, не получить бы меньше платы, чем другой, — этот узкий горизонт будет тогда перейден. Распределение продуктов не будет требовать нормировки со стороны общества количества получаемых каждым продуктов; каждый будет свободно брать «по потребности». «Обещать», что высшая фаза развития коммунизма наступит, ни одному социалисту в голову не приходило, а предвидение великих социалистов, что она наступит, предполагает и не теперешнюю производительность труда и не теперешнего обывателя, способного «зря» — вроде как бурсаки у Помяловского — портить склады общественного богатства и требовать невозможного. Иначе говоря, коммунизм предназначен не для сегодняшнего человека, а для человека «светлого будущего». Правда, откуда этот человек возьмется в «светлом будущем» марксисты никогда не говорили и не говорят. Фридрих Энгельс в проекте программы Союза коммунистов «Принципы коммунизма» (конец октября 1847 года) отвечает на вопрос: «Каков должен быть этот новый общественный строй? Ответ: Прежде всего, управление промышленностью и всеми отраслями производства вообще будет изъято из рук отдельных, конкурирующих друг с другом индивидуумов. Вместо этого все отрасли производства будут находиться в ведении всего общества, то есть будут вестись в общественных интересах, по общественному плану и при участии всех членов общества. Таким образом, этот новый социальный строй уничтожит конкуренцию и поставит на ее место ассоциацию. Частная собственность неотделима от индивидуального ведения промышленности и от конкуренции. Следовательно, частная собственность должна быть также ликвидирована, а ее место заступит общее пользование всеми орудиями производства и распределение продуктов по общему соглашению, или так называемая общность имущества».

Таким образом, Энгельс попадает в ту же самую ловушку, что и философы, пытающиеся ответить на вопрос – «что лучше – центральное власть или местное самоуправление?» Как ни крути, а нужно и первое, и второе! Центральное управление необходимо для координации и управления страной в чрезвычайных ситуациях, а местное самоуправление – в повседневной жизни (ровно так, как это происходит в «живой природе» вокруг нас). То же самое можно сказать и о собственности – нужна и личная, и частная, и общественная, и общегосударственная собственность. Выбирая что-то одно из этого списка, человек непременно «обкрадывает сам себя». Как раз этим делом и занимались марксисты, именно по этой причине, они и «остались без штанов». Хочешь – не хочешь, а приходится признать, что только личная и частная собственность (мелкий бизнес) могут обеспечить в стране разнообразие товаров и услуг, только общественная и государственная собственность (средний бизнес) способны обеспечить жителей страны качественной продукцией, и только общегосударственная собственность (крупный бизнес) способна производить товары в нужном количестве. Выбрав одну только государственную собственность (как это было в Советские времена) жители страны получают товары в нужном количестве, однако товары эти —  однообразны и без нужного людям качества. Вопрос – а на хрена людям однообразные и некачественные товары? Ответ – «такие товары людям ни хрена не нужны». Именно по этой причине автор и заявляет, что современное человечество способно построить лишь «государственный коммунизм»! И этот коммунизм тождественен  «цивилизованному государственному социальному капитализму», главным тезисом которого является: «От каждого — по способностям, каждому – по потребностям». При этом потребности определяет не каждый отдельный человек, а все вместе (другими словами, государство). И то же государство принуждает всех работодателей страны (в том числе, и самого себя) выплачивать своим работникам максимально возможный доход. Причем, государственное принуждение должно быть не физическим, а экономическим. Государство отменяет все существующие сегодня налоги со всех предприятий страны (с любой формой собственности), и вместо них оставляет один регулирующий налог на доход предприятия. Очевидно, что для любого работодателя важен не доход предприятия, а его прибыль (доход минус налоги). И если этот регулирующий налог будет напрямую зависеть от величины фонда заработанной платы (чем больше ФЗП, тем меньше налог), то и работодатель будет вынужден выплачивать своим работникам по максимуму. А основная налоговая база перекладывается с плеч предприятий (как это происходит сейчас) на плечи конечного потребителя, за счет введения пропорционального налога на доходы физических лиц (с максимальной ставкой в 50%) и их расходы (с максимальной ставкой 25%).

Ну а теперь посидите, подумайте и ответьте (самому себе) на простой вопрос – что здесь утопического? И если Вы будете отвечать честно, ответ у Вас получится только один – ничего! Все – предельно конкретно и вполне выполнимо, было бы желание. Другое дело, что у нынешней власти такого желания совсем нет (оно лишь «наклевывается»). Ну, так надо заменить эту власть — на другую, у которой появится такое желание. В любом случае, наше Мироздание, либо заставит современное человечество – сделать это, либо физически уничтожит его. И сделать это надо, в нашей стране – до 2036 года, а по всему миру – до 2132 года. В противном случае, впереди маячит только смерть для подавляющего большинства людей на нашей матушке-Земле. Никак иначе из «кризиса ноосферы» современному человечеству не выбраться. Увы, это не самый лучший, зато самый важный авторский прогноз. И сделать этот прогноз ему помогло само Мироздание. Кстати, прогнозы не бывают – хорошими и плохими, они бывают – сбывшимися и несбывшимися. Так вот, этот прогноз наверняка сбудется! И если Вы, уважаемый читатель, научитесь «синхронистическому мышлению», Вы получите точно такой же прогноз, хочется Вам того или нет. Что же касается «негосударственного коммунизма» Энгельса, то, кто его знает, может через тысячелетие – другое, «сбудется» и такой коммунизм. Как говорится, «пути Господни (Мироздания) неисповедимы». А ниже автор представит Вам самые разные определения коммунизма. Карл Маркс (1844): «…коммунизм есть положительное выражение упразднения частной собственности; на первых порах он выступает как всеобщая частная собственность». «Коммунизм как положительное упразднение частной собственности — этого самоотчуждения человека — есть действительное разрешение противоречия между человеком и природой, человеком и человеком, подлинное разрешение спора между существованием и сущностью, между опредмечиванием и самоутверждением, между свободой и необходимостью, между индивидом и родом. Он — решение загадки истории, и он знает, что он есть это решение». Сборник выдержек из произведений Председателя Мао Цзэдуна (1967): «Коммунизм есть цельная идеология пролетариата и вместе с тем новый общественный строй. Эта идеология и этот общественный строй отличны от всякой другой идеологии и всякого другого общественного строя и являются наиболее совершенными, наиболее прогрессивными, наиболее революционными, наиболее разумными во всей истории человечества». Толковый словарь живого великорусского языка (1881, орфография оригинала): «Комунизмъ, политическое ученіе о равенствѣ состояній, общности владѣній, и о правахъ каждаго на чужое имущество». Философский словарь (1911): «Коммунизм — учение, отвергающее частную собственность во имя людского блага. Все зло в общественных и государственных отношениях проистекает из неравномерного распределения блага. Чтобы устранить это зло, коммунизм советует сохранить права собственности лишь за государством, а не за частными лицами. Первым, рекомендовавшим коммунистический идеал, был Платон (ср. его «Политию»)».

Эррико Малатеста в книге «Краткая система анархизма в 10 беседах» (1917): «Коммунизм есть форма общественной организации, при которой люди соединятся и вступят во взаимное соглашение, имея целью — обеспечить за каждым возможно большее благосостояние. Исходя из принципа, что земля, рудники и все природные силы так же, как накопленные богатства и все, созданное трудом прошедших поколений, принадлежит всем, люди при коммунистическом строе условятся работать сообща с целью производить все необходимое для всех». В. И. Ленин (декабрь 1919 года): «Коммунизм есть высшая ступень развития социализма, когда люди работают из сознания необходимости работать на общую пользу». Третья Программа КПСС (1961): «Коммунизм — это бесклассовый общественный строй с единой общенародной собственностью на средства производства, полным социальным равенством всех членов общества, где вместе со всесторонним развитием людей вырастут и производительные силы на основе постоянно развивающейся науки и техники, все источники общественного богатства польются полным потоком и осуществится великий принцип «от каждого по способностям, каждому по потребностям». Коммунизм — это высокоорганизованное общество свободных и сознательных тружеников, в котором утвердится общественное самоуправление, труд на благо общества станет для всех первой жизненной потребностью, осознанной необходимостью, способности каждого будут применяться с наибольшей пользой для народа». Философский словарь под ред. И. Т. Фролова (1987): коммунизм есть «общественно-экономическая формация, особенности которой определяются общественной собственностью на средства производства, соответствующей высокоразвитым общественным производительным силам; высшая фаза коммунистической формации (полный коммунизм), конечная цель коммунистического движения». В детской энциклопедии «Что такое? Кто такой?» (1968) о коммунизме говорилось: «Коммунизм — самое разумное и справедливое устройство общества, строй свободы, радости и счастья». В советской научно-фантастической литературе коммунистические мотивы имели первостепенное значение с самого зарождения жанра в стране. «Наше дело — превратить советскую научную фантастику в оружие борьбы за коммунизм и за распространение коммунистических идей во всем мире путем повышения художественности и идейности произведений» (И. Ефремов. Наука и фантастика, Литературная газета, 17 сентября 1963). И. А. Ефремов ярко и позитивно описал гуманное коммунистическое общество будущего в своем знаменитом романе «Туманность Андромеды» (по которому был снят одноименный фильм). Развитие представлений этого автора о людях коммунистического будущего дано в повести «Сердце Змеи» и романе «Час Быка».

Как видите, уважаемый читатель, что ни определение, то красивые слова, но одно общее заблуждение – коммунизм в головах людей неразделим с ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ БУКВАЛЬНО НА ВСЕ. А вот этого точно никогда не случится, как бы Вы ни хотели чего-то подобного. Человек не может существовать вне человеческого общества, точно так же, как и без какой-то личной собственности. А личная собственность имеет свойство превращаться в собственность частную. Точно так же навсегда останутся и классовые различия, ведь «все люди разные». А стало быть, есть люди, которые хотят управлять другими людьми, а есть люди, которые желают управлять только собой (например, автор относит себя ко второй категории людей). Именно по этой причине человеческие общества будут вечно делиться на власть и народ, а это – уже два разных класса. В любом случае, человеческое общество может быть только таким, каким может быть каждый отдельный представитель этого общества. А чтобы понять возможности человека и человеческих обществ надо изучать их психологию. Ибо любой человек не может сделать большего, чем ему позволяет его психика (сознание). Возможности же сознания каждого современного человека, проживающего на Земле, в полной мере позволяют ему построить — общество «государственного коммунизма». Нашему Мирозданию сегодня нужно именно такое общество (и современное человечество созрело для этого). Так что в этом вопросе желание Мироздания и человеческие возможности вполне совпадают. А раз так, автор не видит никаких затруднений в таком строительстве, по крайней мере, оно точно не вызовет нового «кризиса ноосферы» и поможет выйти из нынешнего кризиса.