Тюрьма народов – была и нет
Предлагаю Вашему вниманию две статьи от двух разных авторов. Хотя они и описывают разные периоды существования нашего мира, их объединяет одно – они показывают устройство «Западной цивилизации» и особенности ее существования. Первая статья от «Inforuss» называется так: «Французский историк поддержала статью Путина. И сказала еще хуже». «Все мы помним, как в середине июня Владимир Путин опубликовал свою статью, в которой вскрыл новые подробности о причинах начала Второй мировой войны. Озвученные факты были взяты из секретных советских архивов. И акцент в статье был сделан на весьма некрасивом поведении будущих союзников, а уж Польша там и вовсе выступила чуть ли не в качестве сторонника политики Гитлера. Путин тогда призвал и западные страны вскрыть все свои секретные архивы и рассказать правду о том, как все было на самом деле. Оттуда последовали разные реакции. Например, Дании, невесть откуда-то посчитавшей, что может оценивать Вторую мировую войну. Ее журналист Эмиль Роттбелль в своем информационном агентстве Berlingske написал ответ на эссе Путина под название «9 тысяч слов лжи». Но нас, конечно, больше интересует ни какая-то Дания с ее безвестным автором, а, например, мнение известного французского историка Анни Лакруа-Риз, специалиста по международным отношениям того времени. Она тоже откликнулась на статью Путина, и, посмотрите, что она сказала в своем интервью! – Ваша реакция на статью Путина? – Президент Путин не в первый раз высказывается об исторических обстоятельствах подготовки и начала Второй мировой войны. Хочу отметить, что для меня как историка заявляемые им тезисы ничего принципиально нового не привносят. Они просто соответствуют действительности. Ранее, несколько месяцев назад, когда президент Путин также описывал картину развязывания войны и роль в ней западных держав, значение Мюнхенского сговора и т. д., он сказал одну интересную вещь. Он сказал, что Россия собирается открыть доступ ко всем архивным документам, и призвал к тому же все западные страны. Это говорилось в контексте установления объективной исторической истины. Но мне кажется, что господин Путин тут немного недооценивал ситуацию. Дело в том, что на самом деле, на Западе ключевые источники уже давно открыты и доступны в архивах. Многие важные документы из советских архивов были опубликованы сразу же после победы Советского Союза, в частности, материалы по 1938–1940 годам, для этого не надо было ждать постсоветского периода. Вскоре после войны документы опубликовали также англичане. В Documents on British foreign policy были опубликованы материалы, которые я читала, и которые однозначно свидетельствуют о доле ответственности англичан в начале войны, состоявшей, в частности, в категорическом отказе от оборонительного франко-англо-советского альянса. Англичане тогда честно, нужно отдать им должное, позволили это установить.
Все архивы международных отношений говорят о том же — о саботаже оборонительного союза. И совершенно неоспоримо, что саботаж этот никак не связан с действиями СССР. Потому что между 1930 и 1933 годами и даже раньше этого СССР делал все возможное, чтоб добиться такого союза. То, что в Мюнхене Франция и Англия официально «кинули» Чехословакию — страну, бывшую главным союзником Франции в рамках сдерживающего союза, аналогичного союзу времен Первой мировой, известно давным-давно. Этот союз был в некотором смысле повторением конфигурации времен Первой мировой войны. Перед Первой мировой Россия и Франция, за которыми несколько позже последовала Великобритания, создали оборонительный альянс. Этот альянс сыграл в ходе войны абсолютно решающую роль. Именно благодаря ему довольно скоро после начала войны стало ясно, что Германия неспособна ее выиграть, потому что вынуждена воевать на два фронта. Об этом все помнили, и такой союз стал бы эффективным средством недопущения новой войны. В моих работах я опираюсь на западные источники, потому что не знаю русского языка. Так что, говоря о политике СССР, так же как и о политике Запада, я ссылаюсь только на западные архивы. Так вот, в двух моих очень толстых книгах: «Выбор поражения», в которой рассматриваются 30-е годы с экскурсами в более ранний период, и «Ватикан, Европа и рейх» — я показала, что уже начиная с 20-х годов СССР все время старался сформировать трехсторонний оборонительный союз. Особенно после того, как со стороны французского премьера Эдуара Эррио наметилась перспектива политического признания. И это несмотря на то, что отношения между СССР и Германией казались наилучшими в 20-е годы. Германия единственная признала советское государство, еще до того, как официально образовался СССР. Но это не помешало советским лидерам уже тогда оценить реальность угрозы новой германской экспансии. Второй рейх, потом Веймарская республика, чья внешняя политика ничуть не отличалась, и затем Третий рейх — все они наследовали доимпериалистическим немецким проектам экспансии — то есть проектам Австрийской, а затем Австро-Венгерской империи. К примеру, задолго до появления СССР с его большевистской идеологией, еще в конце XIX века, в Германии печаталась масса статей, в которых говорилось, что русские очень плохие хозяева на Украине, что последняя могла бы быть намного более процветающей, если бы хозяевами стали немцы.
Западные архивы позволяют однозначно установить, что провал союза между западными державами и СССР был результатом сознательного саботажа. И я полностью отвечаю за свои слова. Еще с лета 1932 года — я показала это опять-таки исключительно на материалах западных источников — французские дипломаты и военные начинают говорить об альтернативе: либо Сталину со своими соратниками удастся добиться трехстороннего союза, подобного Антанте, то есть вынуждающего Германию в случае агрессии с ее стороны воевать на два фронта, либо Сталин будет вынужден искать компромисса с Германией, который позволит СССР выиграть время. Это еще в 1932 году! А в 1933-м это уже становится просто-таки лейтмотивом в переписках французских и английских послов и военных атташе. И все-таки Запад сделал все для подрыва союза с СССР. И после этого кто-то может возмущаться пактом Молотова — Риббентропа? Таким образом, Путин совершенно объективен, говоря об ответственности Запада в развязывании войны. Но все это у нас давно известно и доступно для изучения. Проблема не в недоступности источников, а в том, что до населения совершенно не доводится информация, вытекающая из их изучения. На Западе уже стало невозможно какое-либо массовое ее распространение. Путин все время подчеркивает значение Мюнхенского сговора. Но он повторяет ровно те же выкладки, которые были сделаны еще во времена его подписания. Причем и СССР, и каждая из западных стран делали тогда идентичные заключения! На этот счет существуют просто горы документов. Пример Франции в этом отношении невероятно красноречив. Существует, например, текст сотрудника нашего Генерального штаба, написанный за пару недель до Мюнхенской конференции. В середине сентября 1938 года он пишет, что если Чехословакия не будет спасена, то падет последнее препятствие на пути к оккупации Франции. И заключает он свой текст тем, что если мы уступим рейху, то Франция будет «неминуемо побеждена, а ее территория расчленена». Это — сентябрь 1938 года! Есть еще один замечательный факт. Он связан с последней фазой подрыва трехстороннего соглашения и подготовки к войне — фазой, которую я называю «московским фарсом» (Мюнхен был предпоследней фазой). И я не одна представляю вещи таким образом. Очень серьезные англоязычные историки говорили то же самое. Этот «московский фарс» был встречей между советским военным командованием и военными представителями Франции и Англии в начале второй половины августа 1939 г.
В это время немецкие войска на виду у всех уже стоят у границы Польши. Британский и французский представители же не торопятся и вместо самолета едут в Москву целых пять дней: на пароходе, а затем на поезде. Притом что СССР еще с марта 1939-го без конца просит все страны, находящиеся под угрозой, собраться и принять меры по противодействию, создав, наконец, оборонительный союз. На встрече в Москве француза и британца встречает вся советская военная верхушка: Ворошилов, Шапошников и т. д. А кого же послали мы? Бравого генерала Жозефа Эме Думенка — никому не известного военного коменданта Лилля, который бродил по парижским кабинетам, пытаясь понять, что от него требуется. Но ему никто ничего толком не объяснил, потому что все, что от него требовалось, это ничего не подписывать. И, соответственно, он ехал без надлежащих полномочий. А от Великобритании был столь же второплановый адмирал по фамилии Дрэкс, который во время всего этого недоразумения только и делал, что все расстраивал. И вот, Думенк возвращается на родину с досье, которое я читала во Французском военном архиве в Венсене. Содержание этого досье совершенно вопиюще для Запада! В нем дано все необходимое, чтоб предвидеть развитие событий. Человек, прочитавший его, не может и помыслить, что за пакт Молотова — Риббентропа и за все, что за ним последовало, можно возложить ответственность на СССР. Но есть и другие свидетельства. Чего стоит, например, телеграмма от 23 августа (день подписания советско-германского соглашения) французского военного атташе Огюста Паласа: «Для СССР договор с Германией есть лишь наихудший вариант и, возможно, средство давления, чтобы ускорить создание искомой коалиции»! Между прочим, после этого маскарада в Москве член британской делегации, шотландец маршал Чарльз Барнетт, уже распрощавшись с откровенно расстроенным Ворошиловым, заметил в присутствии остальных британцев и французов, стоявших с мрачными лицами, что «наша неудача представляет «большую победу». Это изумительное соглашение между Гитлером и Сталиным позволит нашим правительствам больше не церемониться с коммунизмом» (я цитирую из доклада Думенка!)
Тут имелся в виду не только СССР. Жорж Бонне — министр иностранных дел с весны 1938 года, который воплощает предательство французской элиты и сделанный ею выбор поражения, при этом он как бы республиканец, член Радикальной партии. Так вот, Жорж Бонне встретился 1 июля 1939 года в Париже с послом рейха графом фон Вельцеком. Бонне заявил фон Велькецу, что, мол, все замечательно, что мы отменим выборы (которые должны были пройти весной 1940 года), запретим политические собрания (то есть собрания французской Компартии) и «образумим коммунистов». Вот что подразумевала ремарка британца: теперь мы разберемся со всей внутренней оппозицией. Об этом Путин, правда, не упоминал, но это пример того, до какой степени детальности нам известно об обстоятельствах саботажа франко-англо-советского союза. – Какую роль играла в этой конфигурации Польша, которая сегодня особенно яростно нападает на Россию, делая из нее чуть ли не главного агрессора Второй мировой? – Конечно, кроме саботажа, о котором я говорила, нужно рассказать о том, как Запад использовал Польшу, которую немцы и французы называли гиеной или стервятником. Г-н Путин сказал немало нелицеприятной правды о ее роли, но, поверьте мне, архивы показывают, что сколько бы он ни говорил, этого все равно будет недостаточно! Поведение клики Юзефа Бека — наследницы клики Пилсудского — просто омерзительно, и оно при этом являет собой полное национальное предательство. Эти люди буквально принесли в жертву собственную страну и, полностью отдавая себе в этом отчет, отдали ее народ на растерзание. При этом Бек держал колоссальные суммы в немецких банках — сотни миллионов, согласно данным французской военной разведки. Однако у этого предательства есть и другие аспекты, которые Запад должен был бы честно признать. Дело в том, что западные страны постарались прикрыться Польшей. Они хотели взвалить на нее всю ответственность за войну. На самом же деле на Польшу им было глубоко наплевать. Французские архивы, например, содержат неопровержимые доказательства того, что существовали планы военной оккупации Польши. Правда, французы не собирались их воплощать, но они существовали! Когда Ворошилов в августе 1939 года развернул перед французом и британцем военные планы, объявив, что вот у нас есть такие-то три плана, а какие у вас? — у французов их не было. То есть они были, но они не могли их показать! А в эти планы входила оккупация Польши. Чтобы победить Германию, была идея, вернее, рабочая гипотеза, оккупировать своего так называемого союзника.
В книгах «Выбор поражения» и «От Мюнхена до Виши» я показала, что Польша, конечно, проявила себя крайне гнусно, но Франция и Англия использовали ее в своих целях и были полноценными хозяевами игры, особенно после 1933 года, притом что Польша — я об этом тоже пишу — фактически вступила в политический союз с Германией. Немецкий режим Польшу вполне устраивал, соответствовал ее собственной диктатуре, ее преследованию красных, евреев и пр. Заметьте, когда пришло время Мюнхенской конференции, Париж и Лондон совершенно не посчитались со своим добрым и довольно сильным союзником Чехословакией. Зато они были очень обходительны с Польшей — лилипутом со слабой армией, на которую они и смотрели как на ничтожество. Я в связи с этим нашла и воспроизвела в книгах документы 20-х годов, которые ясно показывают, что в 1920-м, когда Польша напала на молодую советскую Россию, она бы ничего не добилась без помощи французской армии. – Каково значение столкновения идеологий в исторических событиях, которые вы описываете? Ведь воевали не просто Германия, СССР, Запад, а коммунизм и фашизм. – Я думаю, что, несмотря на важность идеологической сущности Советского Союза и идеологий вообще, они не играли первостепенной роли в отношении Запада к СССР. Первостепенное значение имели материальные и экономические интересы. СССР был нестерпим для Запада в первую очередь по этой простой причине. Например, в России, начиная с 1890-х годов, вся современная промышленность (не считая старую традиционную промышленность — сельскохозяйственную и частично текстильную) была под контролем иностранного капитала. Национальное богатство России было фактически в руках Запада. А большевики имели наглость все это национализировать! Я хочу сказать, что ненависть к Советской России была в первую очередь ненавистью империалистического характера. Вообще-то в данном вопросе никакие архивы не нужны. Достаточно задаться вопросом, почему поражение коммунизма в 1989 году не угомонило Запад в отношении России, несмотря на все обещания, данные Горбачеву. Если бы идеологией объяснялось все, то невозможно было бы понять, почему Россия по-прежнему не дает покоя Западу. Просто экономические интересы остались в силе. Запад давным-давно алчно смотрит на богатства России, особенно на Украину. В моей книге о предпосылках создания Евросоюза я цитирую мнение правого, даже крайне правого польского деятеля Романа Дмовского, высказанное им в 1930 году. Дмовский принадлежал к антинемецким правым силам (он был, конечно, и антирусским, но антинемецким — особенно). Так вот, этот самый Дмовский в 1930 году пишет, что Запад хочет, во что бы то ни стало, оторвать Украину от России, с чем Россия никогда не сможет смириться, потому что это превратит ее из страны-производителя в зависимую страну-потребителя. Надо, конечно, учитывать, что в ту пору СССР еще не успел расшириться в восточном направлении.
Аналогичные материальные интересы действовали, конечно, и между рейхом и остальными западными державами. Был, разумеется, общий «крестовый поход» против Советов, но западные страны, как известно, не менее свирепо рвали на части и друг друга. При этом их главной слабостью по отношению к рейху была именно глубина экономических связей с ним. В качестве примера важности экономической составляющей можно привести ту же историю с «киданием» Чехословакии. Почему Франция отвернулась от нее? Чехословакия была центральным звеном французского оборонительного союза. Она была буквально маленькой Францией. И все вооружение было у нее от Шнейдера — крупнейшего французского оружейника. Шнейдер контролировал оружейные заводы «Шкоды» и был там полным хозяином. А после кризиса 1929 года Чехословакия превратилась в мертвый груз. Британский финансовый капитал счел, что перевооружение Германии ему экономически невыгодно. Гораздо выгоднее дать немцам огромные кредиты, чтоб они сами занялись своим вооружением. И вот в декабре 1938 года, через пару месяцев после Мюнхенского сговора, Шнейдер продает «Шкоду», не приносящую прибыль, Круппу! При этом во Франции распространили информацию, будто покупателями были какие-то чехословацкие группы. А как известно, без заводов «Шкоды» Германия не могла начать войну. И где тут идеология?» («Inforuss»). Ну а вторая статья от «Colonelcassad» называется так: «Последняя диктатура» в сердце Европы» (источник: https://colonelcassad.livejournal.com/6123666.html). «В течение многих лет Венгрия создавала одну проблему за другой в Европейском союзе, постепенно дистанцируясь от основополагающих ценностей интеграции и систематически нарушая их. Перед лицом беспрецедентного поведения одного из членов объединения Брюссель по-прежнему бездействует, как по причине нынешнего внутриполитического баланса сил, так и отсутствия механизмов для решения подобных вопросов. Венгрия продолжает свою политику, и пока одни призывают применить к ней статью 7 Договора о ЕС, что лишит страну некоторых прав, предоставленных ей как члену объединения, другие считают необходимым ввести против нее санкции. Есть и третья группа сил, выступающая с требованием внести поправки в законодательство ЕС с целью лишить Венгрию членства в объединении. Чего не знают многие наблюдатели, так это то, какие именно рычаги воздействия на Венгрию действительно имеются в распоряжении ЕС. Вспышка коронавируса в этом году предоставила большие возможности диктаторским режимам во всем мире. Многие страны поспешили закрыть границы и установить цифровой контроль над гражданами под предлогом борьбы с распространением вируса, однако эти меры оцениваются как опасное расширение властных полномочий за счет основных прав и свобод.
Существует тонкая грань между соблюдением строгих мер в чрезвычайных ситуациях вроде вспышки эпидемии и тиранией, и Венгрия пересекла эту черту несколько недель назад. Так, власти приняли закон, который использует пандемию как повод отменить любой надзор за исполнительными органами и заставить замолчать несогласных. Премьер-министр Виктор Орбан теперь может управлять страной единолично — принимать законы без одобрения законодательных органов на неопределенный срок. Подобная эрозия демократии в сердце Европы наделала много шума, и многие хотят понять, что может сделать Европейский союз, чтобы не допустить подрыв ценностей, лежащий в основе объединения. На самом деле Венгрия не являлась маяком демократии и до начала пандемии. С тех пор как Орбан пришел к власти в 2010 году, он продолжил уже запущенный процесс демонтажа демократических институтов государства, постепенно ограничивая свободу слова, разрушая систему образования и сокращая полномочия судебных органов. В результате, по оценке Freedom House, Венгрия — единственная страна в Европейском Союзе, которая классифицируется как «частично свободная». В последние годы Орбан даже не пытался смягчить авторитарный стиль своего правления. Ссылаясь на суверенитет и интересы национальной безопасности, он провозгласил своих противников и институты гражданского общества «иностранными агентами» и развернул в средствах массовой информации кампанию с целью их дискредитации, создав среду, препятствующую работе организаций гражданского общества. После вспышки коронавируса Орбан нашел идеальное оправдание для дальнейшего захвата власти и принял новый закон о чрезвычайном положении, который наделяет его ультраправую партию полномочиями действовать, минуя парламент и существующие законы. Кроме того, закон о чрезвычайном положении позволяет правительству приговаривать к тюремному заключению тех, кто «дезинформирует» общественность, что можно расценивать как прямое подавление свободы прессы. Хотя венгерское правительство настаивает, что эти меры приняты исключительно на период пандемии, закон о чрезвычайном положении не оговаривает конкретные сроки своего действия и не увязывает его с нынешним кризисом по причине коронавируса. Единственное, что отмечается в тексте закона — для приостановления его действия требуется одобрение двух третей парламента, большинство в котором принадлежит партии Орбана. Дело не ограничивается демонтажом демократии.
В последние годы правительство Орбана стремится контролировать все аспекты жизни общества, включая академическую сферу и научно-исследовательские учреждения. В частности, венгерский парламент одобрил новый закон, позволяющий государственным органам регулировать области научных исследований. Кроме того, был создан специальный орган, члены которого назначаются Орбаном и правительством, для осуществления надзора над деятельностью Венгерской академии наук. Вопреки ведущим ценностям Европейского Союза правительство Орбана преследует меньшинства: представителей ЛГБТ-сообщества, мигрантов и цыган. Что касается СМИ, то они превращаются в инструменты пропаганды в руках правящей партией «Фидес». Орбан враждебно относится к иммигрантам, особенно мусульманам, и поэтому окружил южные границы страны плотной стеной, чтобы помешать их притоку. Как считает венгерский премьер-министр, приток большого числа мигрантов-мусульман угрожает европейской культуре. Позиция Венгрии по миграционному вопросу и ее отказ принять определенную часть беженцев, прибывающих в Европейский союз, спровоцировали множество кризисов в ее отношениях с остальными европейскими странами. После принятия закона о чрезвычайном положении европейская критика в адрес Будапешта усилилась. Генеральный секретарь Совета Европы Мария Пейчинович-Бурич призвала государства-члены сохранять приверженность демократическим принципам. Она отметила: «Введение чрезвычайного положения на неопределенный срок не может гарантировать защиту демократии». Пейчинович-Бурич добавила: «Новый венгерский закон предусматривает тюремное заключение даже в отношении журналистов за публикацию «ложной» информации о коронавирусе, и мы опасаемся, что деятельность журналистов и СМИ будет подавляться или будет вовсе запрещена». Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе выступила против принятия венгерского закона о чрезвычайном положении, в то время как соответствующий комитет в Европейском парламенте предупредил о негативных последствиях мер, принятых для борьбы с коронавирусом в Венгрии с точки зрения базовых прав граждан, верховенства закона и демократических принципов. По словам комитета, Европейская комиссия проверяет, действительно ли Будапешт по-прежнему выполняет свои обязательства по соглашениям в рамках ЕС. Затронет ли венгерский авторитаризм остальную часть Евросоюза?
В 1950-х годах появилась так называемая «теория домино», согласно которой если какая-то страна в данном регионе окажется под влиянием коммунистических идей и Советского Союза, это затронет и соседние страны благодаря эффекту домино. С тех пор эта теория часто используется для описания воздействия какого-либо крупного события на региональную среду. В настоящее время европейские страны опасаются усиления авторитарных тенденций в других государствах Евросоюза. В своих заявлениях вице-спикер Европейского парламента Катарина Барли выразила опасения, что лидеры других стран могут последовать венгерскому примеру. По словам Барли, Венгрия стала образцом для подражания для националистов и популистов в остальной части Европейского союза. Она пояснила, что некоторые лидеры Польши, Литвы и других стран считают возможным принять на вооружение венгерский опыт, и добавила: «Европейские институты должны привлечь Венгрию к суду в Европейском суде». Европейский союз долгое время считал себя могущественным объединением, способным устанавливать правила, которым будут следовать все парламенты государств-членов, но кризис вокруг Венгрии доказывает обратное. Несмотря на систематическое нарушение ценностей демократии, базовых прав, ограничение свободы прессы и собраний, на которых основан Европейский союз, блок не решается нанести тяжелый удар по амбициям Орбана по множеству причин. Первая из этих причин — членство партии «Фидес» в Европейской народной партии, которая представляет собой группу правоцентристских партий в Европейском парламенте. К ней относятся канцлер Ангела Меркель, премьер-министр Ирландии Лео Варадкар и нынешний глава Европейской комиссии Урсула фон дер Лейен. Даже сегодня ЕНП сохраняет сдержанность касательно возможных санкций в отношении партии «Фидес» или лично Орбана. Партия опасается, что политическая изоляция венгерского премьер-министра или другие меры могут нанести вред всей группе. В этом контексте издание The Atlantic процитировало Моджтабу Рахмана, эксперта по европейской политике: «В Европейской народной партии господствует убежденность, что Орбан гарантирует ей большое число голосов на европейских выборах. Изоляция Орбана путем исключения из Европейской народной партии, к примеру, противоречит видению большинства европейских стран».
Моджтаба Рахман утверждает: «По мнению многих европейских лидеров, если держать врагов поблизости, в конечном итоге можно добиться изменения в их поведении». «Германии, например, долгое время выступала за работу в качестве единого организма. Польша отдалялась, Венгрия дрейфовала, но, в конце концов, по мнению политиков в Берлине, они вернутся в лоно Европы», — заметил эксперт. Вторая и самая главная причина нежелания Европейского союза принять решительные меры против Венгрии заключается в том, что у него нет такой возможности. Вопреки мнению некоторых европейских политиков, Евросоюз не может исключать своих членов в одностороннем порядке, поскольку в его законодательстве нет положений, регулирующих этот вопрос. Все, что может сделать Евросоюз, — это лишить государство определенных прав и привилегий в соответствии со статьей 7 Лиссабонского договора, если это представляет «явную угрозу» основным ценностям европейского объединения — демократии, равенству, верховенству закона и базовым правам и свободам. Кроме того, применение статьи 7 против государства-члена ЕС требует единогласия всех остальных членов. Как отмечает Джарван Уолш в интервью The Atlantic, задействовать статью 7 против Венгрии очень сложно. Он пояснил: «Венгрия и Польша поддерживают друг друга, и в случае голосования за применение этой статьи против одной из них, другая сторона обязательно проголосует против. В то же время есть страны, требующие активировать статью 7 без каких-либо значительных последствий для обоих государств». Другие варианты действия, доступные Европейскому союзу, также рискованны и будут иметь негативные последствия. Хотя Европейский союз по закону имеет возможность сократить или приостановить финансовую помощь Будапешту, на практике сделать это не так просто, как кажется, поскольку такой вариант требует одобрения глав государств-членов ЕС и большинства в Европейском парламенте. Если ЕС удастся заручиться поддержкой всех своих институтов, то ограничение или приостановка помощи Венгрии может встревожить остальных государств-членов. Они зададут себе вопрос: «Что, если нас ждет то же самое? По этим причинам ЕС не решается принять подобное решение. Еще один крайний вариант для Европейского союза — привлечь Венгрию к суду, если Европейская комиссия направит в Европейский суд (высший судебный орган ЕС) запрос о нарушениях страной демократических и других ценностей блока. Если Венгрия будет признана виновной, суд может наложить на нее денежный штраф в размере до 100-110 тысяч долларов в день, пока местные власти не прекратят нарушения. Однако это займет очень много времени, что даст Орбану возможность продолжать свою политику и завершить процесс превращения Венгрии в авторитарное государство.
Петра Бард, профессор права в Центрально-Европейском университете, так прокомментировала этот вопрос: «Время на стороне авторитарных режимов. Когда процесс захвата власти завершен, изменить ситуацию становится очень трудно». Она добавила: «Кажется, Европейский Союз — бумажный тигр. Мы наблюдаем отступление Венгрии от демократии последние десять лет. Я думаю, Европейский Союз давно отказался от Венгрии». А, по мнению автора этого сайта, ЕС сегодня — даже не «бумажный тигр», а империя, уже находящаяся в стадии распада (этот процесс начался после брексита). Европейский союз был создан Маастрихтским договором 1992 года (вступил в силу 1 ноября 1993 года) на основе Европейского экономического сообщества и был нацелен на региональную интеграцию. ЕС — международное образование, сочетающее признаки международной организации (межгосударственности) и государства (надгосударственности), однако юридически он не является ни тем, ни другим. С помощью стандартизированной системы законов, действующих во всех странах союза, был создан общий рынок, гарантирующий свободное передвижение (движение) людей, товаров, капитала и услуг, включая отмену паспортного контроля в пределах Шенгенской зоны, в которую входят как страны-члены, так и другие европейские государства. А уже 13 марта 2017 года Британский Парламент выпустил билль, который одобряет действия премьер-министра Терезы Мэй по выходу Великобритании из Европейского союза. Таким образом, ЕС просуществовал в нашем мире лишь четверть века (срок смены одного поколения людей) и начал разваливаться на наших с Вами глазах. Как долго еще протянется этот процесс распада, автор, конечно, не знает, но он наверняка будет короче существования самого ЕС. Возникает вопрос – почему это произошло? По мнению автора, главной причиной этого является ИНДИВИДУАЛИЗМ, так присущий всей «Западной цивилизации». Объединить индивидуалистов в одном месте может только тюрьма. Пока США выполняли функции «мирового жандарма», функционировала и эта «тюрьма». Ну а когда к власти в США пришел Трамп, США отказались от выполнения своих функций мирового жандарма и начали заботиться исключительно «о себе любимом». А если «тюрьма» не охраняется, заключенные стремятся выбраться «на волю». Вот они и побежали. И остановить этот процесс, уже никто не в силах. И если Вы, уважаемый читатель, внимательно сравните представленные выше статьи, то наверняка поймете, что в них есть много общего. И это понятно, ведь «Западная цивилизация» за прошедшие три четверти века практически никак не изменилась. И наоборот, «Русский мир» за это же время изменился очень сильно.