Западная цивилизация и католичество
В прошлой главе мы достаточно много времени уделили Западной цивилизации и ее предшественнице – Западной Римской империи. А здесь автор предлагает поговорить о католицизме. Согласно Википедии, католицизм или католичество (лат. catholicismus от греч. καθολικός «всеобщий», «вселенский») — крупнейшее по численности приверженцев направление в христианстве, объединяющее более чем 1,3 миллиарда человек. Несмотря на это, католические храмы закрываются в Западной Европе в последнее время все чаще и чаще. Современные люди отворачиваются от религии, и становятся завзятыми атеистами. Католическая церковь сформировалась на протяжении I тысячелетия н. э. на территории Западной Римской империи и играла важную роль в истории Западной цивилизации. Отличается организационной централизацией и наибольшим числом приверженцев среди христианских церквей. Римско-католическая церковь, придерживающаяся западных литургических обрядов, вместе с двадцатью тремя восточнокатолическими церквями составляет единую Католическую церковь, которая полагает себя Церковью, обладающей всей полнотой истины. Католическая церковь рассматривает себя как единственную, кафолическую церковь, основатель и Глава которой — Иисус Христос. Видимым главой Католической церкви является Папа Римский, возглавляющий Святой Престол и город-государство Ватикан в Риме. Главные положения вероучения изложены в Никейском символе веры, Никео-Цареградском символе веры (обычно с филиокве), Халкидонском символе веры, Апостольском и Афанасьевском Символах Веры, а также в декретах и канонах Ферраро-Флорентийского, Тридентского и Первого Ватиканского соборов. Обобщенная доктрина изложена в «Катехизисе Католической церкви». После раскола церкви в 1054 году произошло ее разделение на Католическую церковь на Западе с центром в Риме и Православную на Востоке с центром в Константинополе. Разрывы евхаристического общения Константинопольской и Римской кафедр происходили неоднократно, начиная с середины I тыс. н. э., но все разрывы I тысячелетия были преодолены. После Реформации в XVI веке церковь использовала термин «католическая», чтобы отличить себя от различных протестантских групп, которые отделились от нее. Название «Католическая Церковь» фигурирует в названии Катехизиса Католической Церкви. Кроме того, этот термин использовался Папой Павлом VI при подписании шестнадцати документов Второго Ватиканского Собора. Католическая доктрина учит, что современная Католическая церковь является продолжением ранней христианской общины, основанной Иисусом.
Эта церковь была «возвещена в прообразах уже от начала мира, дивно предуготована в истории Израильского народа и в Ветхом Завете и основана в последние времена, явилась через излияние Святого Духа и обретет славное завершение в конце веков». Так же, как Ева была сотворена из ребра уснувшего Адама, Церковь родилась из пронзенного сердца Христа, умершего на Кресте. Высшей, полной, непосредственной, вселенской и ординарной властью в Католической церкви обладает папа римский. Совещательными органами при папе являются коллегия кардиналов и синод епископов. Административный аппарат Церкви называется Римская курия, в состав которой входят конгрегации, суды и другие учреждения. Епископская кафедра Папы вместе с курией формируют Святой Престол, располагающийся в независимом государстве Ватикан. Святой Престол является субъектом международного права. Всемирная Католическая Церковь состоит из Церкви латинского обряда и Восточнокатолических церквей, которые исповедуют один из восточных литургических обрядов и имеют статус «Sui iuris» (своего права). На практике это выражается в том, что эти церкви, оставаясь в общении с Папой, и в Европе и в Америке имеют собственную иерархическую структуру и собственное каноническое право, обычно полностью разделяя католическую догматику. Крупнейшие Восточнокатолические церкви возглавляет Патриарх или верховный архиепископ. Восточные Патриархи и верховные архиепископы приравнены к кардиналам-епископам латинского обряда и занимают в католической иерархии место сразу же за папой. Католическая вера провозглашает, что существует один вечный Бог в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын (Иисус Христос) и Бог Святой Дух; Церковь — «… это продолжающееся присутствие Иисуса на земле». Церковь учит, что спасение достоверно существует только в католической церкви, но признает, что Святой Дух может использовать и иные христианские общины, чтобы привести людей к спасению. Вера в жизнь после смерти является частью католической веры; «четыре последние вещи» — смерть, суд, воскресение, рай или ад. Католичество учит, что сразу после смерти душа каждого человека попадает на Божий суд, основанный на поступках его земной жизни. Также в католической вере есть учение страшного суда, когда Христос будет судить сразу всех людей. Это решение, в соответствии с католическим учением, положит конец человеческой истории и ознаменует начало новой и улучшенной Божьей справедливостью. Основы, по которым будет оцениваться душа каждого человека, подробно изложены в Евангелии от Матфея.
Католическое вероучение имеет ряд доктринальных положений, которые отличают ее от учения других христианских конфессий: — филиокве (filioque) — догмат об исхождении Святого Духа как от Отца, так и от Сына (но не как от разных источников); — догмат о Непорочном зачатии Девы Марии и догмат о Ее телесном вознесении; — учение о чистилище; — учение об индульгенциях; — особо широкое почитание Девы Марии (hyperdulia, ὑπερδουλεία), хотя оно распространено также в Русской, Кипрской православных и в несторианских церквах; — как у православных, почитание мучеников, святых и блаженных при различии между поклонением, подобающим одному лишь Богу (latria, λατρεία), и почитанием святых (dulia, δουλεία); — утверждение монархической власти Римского епископа над всею Церковью как преемника апостола Петра; — централизованность церковной организации (схожая черта с некоторыми протестантскими движениями), в отличие от автокефальности православных поместных церквей; — утверждение о безошибочности учительства Папы Римского в вопросах веры и нравственности, провозглашаемого ex cathedra; — нерасторжимость таинства брака; существует лишь возможность признания недействительности брака. Характерные черты богослужения в латинском обряде: — добавление «и Сына» (филиокве) в Никео-Константинопольский символ веры; — обязательный целибат священства; — крещение, в большинстве случаев, через возлияние воды на голову, а не погружение в воду; — совершение миропомазания только епископом (священник может преподать это таинство лишь в исключительных случаях, например, в случае смертельной опасности для принимающего таинство); — употребление для Евхаристии, как правило, пресного хлеба, а не квасного; — причастие мирян или Телом, или Телом и Кровью Христа — и то и другое считается причастием во всей полноте; причастие священства только Телом и Кровью; — крестное знамение слева направо, а не справа налево как в византийском обряде (в том числе у православных), при этом знамение, чаще всего, совершается пятью пальцами, как символ пяти ран Христовых; — Ноги Иисуса Христа на распятии скрещены (в отличие от православия, где они лежат параллельно друг другу). При этом на католическом распятии правая нога Иисуса Христа лежит поверх левой.
Литургический год начинается с Адвента (Рождественского поста). Среди периодов литургического года выделяются два постных периода — Адвент и Великий Пост, два праздничных — рождественское и пасхальное время. Прочие периоды литургического года объединены под названием «рядовое время». Выделяется три ранга церковных праздников — «память» (святого или события), «праздник» и «торжество». Два главных праздника литургического года — Пасха и Рождество празднуются с октавой, то есть в течение восьми дней после самого торжества (Октава Пасхи, Октава Рождества). Три дня, предшествующих пасхальному воскресенью — Великий четверг, Великая пятница и Великая суббота представляют собой вершину богослужебного годового цикла и объединены под названием Пасхальное триденствие. Католическая церковь предлогает свою трактовку теории естественного права, сочетающую религиозные и гуманистические идеи. Первичный источник достоинства и прав личности — Бог, однако, сотворив человека как существо телесное и духовное, личностное и социальное, Он наделил его неотъемлемыми достоинством и правами. Это стало результатом того, что все люди стали равны, уникальны и причастны Богу, но имеют свободную волю и свободу выбора. Грехопадение повлияло на природу человека, но не лишило его естественных прав, а поскольку его природа до окончательного Спасения человечества неизменна, то даже Бог не властен, отнять или ограничить свободу человека. По мнению Иоанна Павла II, «человеческая личность есть и должна оставаться принципом, субъектом и целью всех социальных обществ». В решениях Второго Ватиканского Собора и энцикликах Иоанна Павла II отстаивалась необходимость разделения властей и правового характера государства, при котором первичны законы, а не воля уполномоченных должностных лиц. В то же время, признавая различие и самостоятельность природы и цели Церкви и государства, католические теологи подчеркивают необходимость их сотрудничества, поскольку общей целью государства и общества является «служение одним и тем же». Одновременно католичество противостоит тенденциям закрытости государств, то есть противопоставляет «национальные традиции» общечеловеческим ценностям. Таким образом, православие всегда противостояло и противостоит католицизму так же, как Восточная Римская империя (Константинополь), в свое время, противостояла Западной Римской империи.
И в православии никогда не было инквизиции. Святая инквизиция (лат. Inquisitio Haereticae Pravitatis Sanctum Officium — «Святой отдел расследований еретической греховности») — общее название ряда учреждений Католической церкви, предназначенных для борьбы с ересью. Данный термин был широко распространен в правовой сфере еще до возникновения средневековых церковных учреждений с таким названием и означал выяснение обстоятельств дела, расследование, обычно путем допросов, часто с применением пыток. Со временем под инквизицией стали понимать духовные суды над антихристианскими ересями. Начиная со II века христианские лидеры (епископы и местные синоды) начали обличать некоторых богословов как еретиков и определять доктрину христианства более ясно, стараясь избежать ошибок и разночтений. В связи с этим ортодоксальности (греч. ὀρθοδοξία — правильная точка зрения) стали противопоставлять ересь (греч. αἵρεσις — выбор; подразумевается, что ошибочный). Первое имущественное наказание еретиков было введено в 316 году, когда начался церковный раскол в Карфагенской церкви. Впервые угроза смертной казни была введена в 382 году в отношении представителей Манихейства, а исполнена в 385 году в отношении последователей христианского писателя Присциллиана, казненного в Трире. Ввел данную меру Феодосий Великий. Карл Великий обязывал епископов следить за «правильным исповеданием веры в их епархиях и искоренять языческие обычаи». В XI веке епископы уже прибегали к более жестким мерам наказания во время преследования участников патарии. Наиболее жестоким наказанием было сожжение на костре. Особый церковный суд католической церкви под названием «Инквизиция» был создан в 1215 году папой Иннокентием III. В 1559 году был учрежден «Индекс запрещенных книг», по которому осуществлялась цензура печатных изданий всего западного христианского мира. Только в конце XVIII — начале XIX века инквизицию как локальный следственно-розыскной аппарат Священной канцелярии стали упразднять в отдельных странах. В частности, в революционной Франции ее запретил Наполеон Бонапарт, а в Латинской Америке она исчезла во время войны за независимость испанских колоний 1810-1826 годов. С конца XV века, когда в Европе начинают распространяться представления о массовом присутствии заключивших договор с нечистой силой ведьм среди обычного населения, в ее компетенцию начинают входить процессы о ведьмах. В то же время подавляющее число приговоров о ведьмах вынесли светские суды католических и протестантских стран позже, в XVI и XVII веках. Хотя инквизиция действительно преследовала ведьм, точно так же поступало и практически любое светское правительство. К концу XVI века испанские и римские инквизиторы начали выражать серьезные сомнения в большинстве случаев обвинения в ведовстве.
Также в компетенцию инквизиции с 1451 года Папа Николай V передал дела о еврейских погромах. Инквизиция должна была не только наказывать погромщиков, но и действовать превентивно, предупреждая насилие. В первые времена инквизиции не существовало прокурора, обязанного обвинять подозреваемых лиц; эта формальность судопроизводства выполнялась словесно инквизитором после заслушивания свидетелей; сознание обвиняемого служило обвинением и ответом. Если обвиняемый признавал себя виновным в одной ереси, напрасно уверял он, что он не виновен по отношению к другим; ему не разрешалось защищаться, потому что преступление, за которое он был предан суду, было уже доказано. Его спрашивали только, расположен ли он сделать отречение от ереси, в которой признавал себя виновным. Если он соглашался, то его примиряли с Церковью, накладывая на него каноническую епитимью одновременно с каким-нибудь другим наказанием. В противном случае он объявлялся упорным еретиком, и его предавали в руки светской власти с копией приговора. Первоначально приговор был только простым осуждением за ересь и сопровождался отлучением от Церкви или объявлением, что виновный не считается более подсудным суду Церкви; иногда добавлялось, что он передается светскому суду, что он отпущен на волю — ужасное выражение, обозначавшее, что окончилось уже прямое вмешательство Церкви в его судьбу. С течением времени приговоры стали пространнее; часто уже начинает встречаться замечание, поясняющее, что Церковь ничего не может более сделать, чтобы загладить прегрешения виновного, и передача его в руки светской власти сопровождается следующими знаменательными словами: debita animadversione puniendum, то есть «да будет наказан по заслугам». Лицемерное обращение, в котором Инквизиция заклинала светские власти пощадить жизнь и тело отпавшего, не встречается в старинных приговорах. Один из их докторов XIII века, цитируемый в XIV веке Бернаром Ги, так аргументирует это: «Цель Инквизиции — уничтожение ереси; ересь же не может быть уничтожена без уничтожения еретиков; а еретиков нельзя уничтожить, если не будут уничтожены также защитники и сторонники ереси, а это может быть достигнуто двумя способами: обращением их в истинную католическую веру или обращением их плоти в пепел, после того, как они будут выданы в руки светской власти». Из славянских государств только в Польше существовала инквизиция, и то очень недолго. Вообще, учреждение это пустило более или менее глубокие корни только в Испании, Португалии и Италии, где католицизм оказывал глубокое влияние на умы и характер населения.
Какова же главная причина возникновения инквизиции в католической церкви? По мнению автора, таковой являлась полная уверенность католических священников в своей непогрешимости и правоте. Другими словами, католицизм – это тоже следствие и продолжение традиций Западной Римской империи (или Западной антицивилизации, смотри предыдущую главу). Тем не менее, вплоть до развала СССР католицизм оставался одной из главных сил, объединяющих Западную цивилизацию. А после полной победы в «холодной войне» Западная цивилизация решила, что ей можно практически ВСЕ, в том числе, и «плюнуть» на католицизм, что с удовольствием и сделала. А главной причиной этого стала работа «качелей смены поколений». Каждую четверть века одно поколение людей сменяется другим, и каждое новое поколение частично отрицает дела и мысли предыдущего поколения. В 1987 году в нашем мире наблюдался пик построения более традиционных обществ, а после этого люди начали строить менее традиционные общества. Традиции же у Западной цивилизации и Русского мира совсем разные, а потому, коллективисты-русские начали строить более свободное и разобщенное общество, а индивидуалисты-западники – менее свободное и более сплоченное общество. В результате чего в девяностые годы прошлого века в России произошла либерально-буржуазная контрреволюция, СССР развалился, а в мире рухнула вся социалистическая система. Что полностью «развязало руки» Западной цивилизации, и она «пошла вразнос». К 2012 году в мире наблюдался уже пик построения менее традиционных обществ, после чего люди стали строить более традиционные общества, соответственно, начали изменяться и человеческие общества. Люди, которым сегодня от 25 до 50 лет (автор называет их — поколением «Главного Заказчика будущего»), как раз и должны построить к 2037 году эти новые традиционные общества. На Западе – более свободные и разобщенные общества, у нас в России – менее свободное, зато более сплоченное общество. Именно этот процесс мы с Вами и наблюдаем сегодня. На фоне этих перемен католицизм уже не видится западным жителям, как что-то очень необходимое, и постепенно умирает, как, собственно, и сам Запад. Ведь Западная цивилизация «пошла вразнос», а это до добра не доводит. Любой процесс, происходящий в нашем мире, имеет, как свои положительные черты, так и отрицательные. Так и победа Запада в «холодной войне», в конечном счете, окажется его поражением. И произойти все это, в соответствие с авторскими расчетами, должно где-то к 2030 – 2031 году. Так уж получилось, что мы с Вами, уважаемый читатель, живем в переходное время на границе двух больших эпох, и эта граница приходится на «конец света» в декабре 2012 года. Так что, можно смело считать, что будущее уже наступило. Любое переходное время обязательно содержит внутри себя массу самых различных перемен. А потому, хотим мы того или нет, но перемены эти все равно произойдут. И лучший способ «вписаться» в эти перемены – это осознать их неотвратимость. Именно этим делом мы с Вами здесь и занимаемся.
Главной же причиной такого поворота дел можно считать «перепроизводство». Пока человечество выстраивало ноосферу, «расширенное воспроизводство» было в порядке нормы. Однако после ее построения (а современное человечество выполнило эту задачу) «расширенное воспроизводство всего человеческого» (самого человечества, используемого им сырья и производимых товаров) должно было обязательно смениться на «простое воспроизводство». А этого не произошло, вот наш мир и попал в полосу «кризиса ноосферы», где он сегодня и находится. И преодолеть этот кризис человечество сможет только после выстраивания в мире новых «коммунистических обществ» в виде стран с «государственным коммунизмом» (цивилизованным социальным капитализмом). Никак иначе нам его не преодолеть. А Россия должна показать пример такого строительства — такова ее «карма». Западной же цивилизации нет места в новом мире – она либо основательно перестроит себя, либо погибнет. И первое, чему современному человечеству необходимо научиться, в самую первую очередь – это «прямое воспроизводство». Воспроизводство — это непрерывно повторяющийся процесс производства, представляющий собой единство воспроизводства материальных благ, производительных сил и производительных отношений. Различают два вида воспроизводства: простое (ежегодное возобновление в неизменных размерах) и расширенное (постоянное увеличение объема выпускаемых благ). Нынешняя Западная цивилизация способна лишь к расширенному воспроизводству, по-другому она просто не может – она уже давно (со времен Западной Римской империи) срослась с «ярым индивидуализмом». А «Русский мир», наоборот, издревле привык к коллективизму и простому воспроизводству, вот потому, он никак и не может «догнать Америку». Именно это обстоятельство и объясняет тот факт, что у России на протяжении всей ее истории всегда был избыток территорий и недостаток людей. А у «островных» (Западных) империй всегда наблюдалась прямо противоположная картина. Собственно говоря, и инквизиция им была нужна не для защиты своих «Западных ценностей», а для принуждения населения захваченных стран к повиновению, они это никогда и не скрывали. Другими словами, «Западная цивилизация» и «Русский мир» всегда противостояли друг другу и по существу являются противоположностями. Прошедшая эпоха «Кали-юга» полностью соответствовала идеям Западной цивилизации, а наступающая эпоха «Двапара-юга» будет соответствовать уже идеям «Русского мира» (смотри главу «Исправление ошибок» в шестой книге сайта). При этом «Русский мир» все-таки сумел сохраниться, а вот удастся ли это Западной цивилизации – автор не уверен. По крайней мере, проводимая ей сегодня политика мультикультурализма, толерантности и прочей чепухи запросто может привести эту цивилизацию к гибели. И это понятно, отказавшись от католицизма, западные жители отказались и от остатков «духовности» в своем сердце, и эту пустоту пришлось заполнять чем-то другим. Вот они ее и заполнили.
Сегодняшний менталитет западного человека – это, плоть от плоти, потомок Западной Римской империи. За последнее время все больше исследований обнаружили, как совершенно по-разному, в буквальном смысле этого слова, мыслят и видят окружающий мир люди Востока и Запада. Вот известный пример — если показать американцу и японцу изображение, на котором большой человек угрожает маленькому, и попросить объяснить происходящее, американец предположит, что большой поступает, таким образом, потому — что является вспыльчивой и агрессивной личностью. Японец же не станет думать о личных качествах индивидуумов, а попытается увидеть картину целиком: возможно перед нами начальник и подчиненный, сын и отец и так далее. История, география и культура формируют наше мышление, вплоть до зрительного восприятия. Отчетливей всего разница заметна между жителями Восточной Азии (Китай, Япония…) и жителями Северной Америки и Западной Европы. Россия и страны СНГ находятся где-то посередине между ними. Все человеческие общества можно поделить на две категории – те, где на первом месте стоит личностная автономность и самодостаточность, и те, где интересы личности добровольно подчинены интересам и ценностям всего общества. В более индивидуалистичных странах каждый человек, в первую очередь, является автономной и независимой единицей, наделенной собственными уникальными качествами. Не случайно, у многих людей, западный менталитет ассоциируется с личностной свободой, эгалитаризмом, гражданской активностью и предприимчивостью. А раз так, то там приветствуются личные достижения и индивидуальность, в результате чего 94% американских профессоров оценивают свои навыки «выше среднего», а их коллеги из Восточной Азии, что примечательно, – «средне» или того ниже. Все потому, что для азиатов на первом месте находятся устои, интересы и принципы своей социальной группы. Они – коллективисты. Такой менталитет особенно присутствует в Китае, Японии, Таиланде и Индии. Как, в общих чертах, охарактеризовать восточные культуры? Тут важны такие понятия, как со-зависимость, личные взаимоотношения, традиции и иерархия. Для азиатов принципиально важно не «потерять лицо», ибо самооценка очень сильно зависит от того, в каком свете они представляются своему окружению. Индивидуализм и коллективизм порождают два типа мышления – аналитическое и холистическое (целостное). Представителям евро-американской культуры свойственно опираться на объективные факты и закономерности – они рассуждают аналитически. Как видно из приведенного выше примера, оценивая ситуацию, в которой один угрожает другому, американец задумается об устойчивых личностных качествах конкретного индивидуума. Японец, же, рассуждает холистически (целостно) – для него важно уловить контекст и взаимосвязь между субъектами.
Русские же люди, хотя и стоят где-то посередине, имеют преимущественно холистическое мышление. И эта разница заметна даже в раннем возрасте. Разглядывая иллюстрации, Западные дети всегда смотрят на главное действие, в то время как азиаты и русские изучают фон и общий план, пытаясь «прочесть» историю целиком. Еще одно интересное различие, которое стоит упомянуть – это значимость контекста в межличностном общении. Коллективистские страны являются высоко контекстуальными. Люди постоянно поддерживают свою информированность обо всем, что касается знакомых и близких, поэтому в самом разговоре не нужно давать вводную информацию – все и так ясно из контекста: ситуации, места, времени и предыстории. Важно не конкретно то, что сказано, а где и когда. Что интересно, такие отношения отличаются постоянством, надежностью, но имеют много скрытых правил и требований. В индивидуалистических обществах, социальные связи более поверхностные и переменчивые. Общение гораздо более низко контекстуально. Важно то, что сказано – большое внимание уделяется самим словам. Поэтому в разговоре следует давать подробную и недвусмысленную информацию обо всем происходящем. Представителям таких культур свойственно говорить прямо, «называть вещи своими именами» и не оставлять свои мысли при себе. Другими словами, можно сказать так – у азиатов и русских в процессе мышления преобладает подсознание (правое полушарие головного мозга), а у западных жителей – разум (левое полушарие). Именно это и показывает нам главный недостаток мышления всех современных людей – они привыкли мыслить либо разумом, либо подсознанием. В то время как надо мыслить сразу всеми составными частями своего сознания, причем, синхронно и в одну сторону. Именно такое мышление Юнг и назвал «синхронистическим». Именно такие люди – люди, обладающие синхронистическим мышлением, и будут жить в «светлом будущем». И это будущее уже «не за горами». Ну а пока современные люди громят все вокруг себя и не думают при этом ни единой частью своего сознания (зато синхронно). Можно, конечно, и так, но это уже не прогресс, а регресс сознания. И этот регресс в нашем мире проявляется с каждым прожитым днем все сильнее и сильнее. А теперь поговорим о «переписывании истории». Очевидно, что такое переписывание может принести выгоду только властной элите. А начал этим заниматься именно Ватикан (вспомните о запрещенных им книгах). Из массы самых разнообразных книг Ватикан выбрал только те, которые показывали его в самом лучшем свете, и запретил (или спрятал) все остальные. Тем же делом сегодня занимается и нынешняя властная элита Запада, только теперь она запрещают не только книги, но и телеканалы или нежелательные сайты в интернете. Другими словами, нынешняя власть не столько переписывает уже прошедшую историю человечества, сколько конструирует текущую историю. И если хорошенько подумать, то можно сделать вывод, что и Ватикан в свое время занимался тем же. Общественное мнение – очень большая сила, и любой власти (что монархической, что республиканской) хочется оказывать на него, как можно большее влияние.
Кстати, республика отличается от монархии только одним — выборностью и сменяемостью главы государства, в большинстве случаев исключающей наследственный или иной, невыборный способ передачи власти. В теории большинство республик, за немногими исключениями (Сан-Марино, африканские, отчасти Андорра) являются демократическими, то есть верховная власть принадлежит в них всему народу без предоставления каких-нибудь привилегий тем или иным классам. На практике, однако, народ при выборах является субъектом общественных групп, сосредоточивающих в своих руках богатство, а вместе с ним и власть. Республика не является синонимом демократии. Во многих государствах-монархиях демократические институты также широко распространены. Однако в республиках больше возможностей для развития демократии. Главная отличительная черта современных республик, в сравнении с республиками древности — наличие у них конституционных актов, то есть четко установленного порядка взаимодействия (сосуществования) общества и государства. Вместе с тем современные республики — все государства представительные. Исключение составляют только два швейцарских кантона (Ури, Гларус) и четыре полукантона (два в Аппенцелле, два в Унтервальдене), где все законодательные вопросы решаются на ежегодных всенародных собраниях, избирающих также должностных лиц. Республиканский строй древности характеризуется в особенности следующими тремя чертами, резко отличающими их от республик нового и новейшего времени: 1. Все древние республики были построены на рабстве; политические и даже гражданские права принадлежали только свободным гражданам. Промежуточное положение между рабами и свободными занимали иностранцы, находившиеся обыкновенно в весьма приниженном положении. 2. Интересы государства стояли выше прав отдельной личности. Даже в наиболее свободных и демократических греческих полисах личная свобода была чрезвычайно ограничена, притязания государства на человеческую личность чрезвычайно велики; как член народного собрания, отдельный человек был властелином, но сам по себе он не пользовался никакими неотъемлемыми правами. 3. Древние республики были непосредственными (в противоположность нынешним представительным), то есть государственные дела решались на собраниях всех граждан. Именно так было построено общинное государство (государство местного самоуправления) в древней Руси, правда, рабства там никогда не было. Однако со временем принцип местного самоуправления был повсеместно забыт и сегодня о нем помнят только в Швейцарии. И это понятно – общины объединялись друг с другом, вследствие чего им потребовалась центральная власть, которая со временем только укреплялась, отбирая власть у местного самоуправления. И в заключении можно сказать, что «Русский мир» (с гаплогруппой R1a) был старшим братом «Западной цивилизации» (R1b), и именно он выстроил Этрусскую цивилизацию, а потом и Римскую империю. А разделение населения Евразии на русских и западноевропейцев (а заодно, на православие и католицизм) произошло вместе с развалом Римской империи на Восточную и Западную.