Homo Argenteus: Новое мировоззрение

ФРС и ЦБ РФ

ФРС и ЦБ РФ

Все знают о «ленд-лизе» во время войны, и все уверены, что СССР «вбухал» в это дело огромное количество своего золота. Но это совсем не так. Вот что по этому поводу пишет Валентин Катасонов в своей статье «Золото как мировые деньги – важный урок советской истории». «Мы выиграли войну, не используя золото, наращивая добычу драгоценного металла и накапливая государственный золотой запас. Недавно рассекречен еще один документ советского времени – «Внешняя торговля Союза ССР за период с 22 июня 1941 г. по 31 декабря 1945 г. Статистический справочник по данным оперативного учета». Справочник подготовлен Министерством внешней торговли СССР и датирован 1946 годом. Благодаря этому документу многие гипотезы и версии, относящиеся к советской истории, можно подтвердить или, наоборот, опровергнуть. В моей книге «Золото в экономике и политике России» (М.: Анкил, 2009) несколько страниц были посвящены возможным поставкам золота союзникам СССР по антигитлеровской коалиции (США и Великобритании). Никакой статистики по советскому экспорту товаров, включая золото, у меня в то время не было. Существовали лишь воспоминания и переписка советских и зарубежных государственных деятелей (посла СССР в США К. Уманского, временного поверенного в делах СССР в США А. Громыко, Государственного секретаря США Д. Ачесона, американского дипломата А. Гарримана и др.), в которых говорилось о возможных поставках советского золота в США и Великобританию. Союзники настаивали на том, чтобы их помощь Советскому Союзу оплачивалась желтым металлом. В частности, американцы требовали, чтобы поставки товаров по ленд-лизу осуществлялись под залог золота, которое предлагалось переместить на территорию США. Требования американцев были отбиты. Их удалось убедить, что у русских золото есть, что на востоке организована работа «валютного цеха» – золотодобыча. Что СССР платежеспособен и при необходимости покроет претензии США. Однако все эти вопросы урегулирования требований и обязательств сторон было договорено перенести на время после окончания войны и окончания действия программы ленд-лиза. Высокопоставленные чиновники США дважды летали на советский Дальний Восток, чтобы удостовериться, что там действительно организована масштабная добыча драгоценного металла. В начале Великой Отечественной войны, когда между Москвой и Вашингтоном велись переговоры о распространении программы ленд-лиза на СССР (до этого программа действовала в отношении Великобритании), Д. Ачесон летал на самолете Сталина в Магадан.

Американский чиновник был поражен размахом золотодобычи. После этого последние сомнения Вашингтона были сняты, и соглашение о ленд-лизе в конце 1941 года было подписано. В 1944 году с инспекционной поездкой на советском Дальнем Востоке был вице-президент США Г. Уоллес. Он подтвердил, что «валютный цех» СССР продолжает работать на полную мощность. В американских и российских источниках встречается термин «обратный ленд-лиз». Под ним понимаются встречные поставки Советским Союзом в США некоторых товаров, прежде всего металлов (хромовая руда, марганец, платина), необходимых для военной промышленности. В этом списке фигурировало и золото. Я писал в своей книге 2009 года: «Никаких количественных данных о поставках золота в годы войны в США в открытых источниках не имеется» (с. 219). И вот, наконец, статистические данные появились. В рассекреченном статистическом справочнике называется объем экспорта золота из СССР за период с 22 июня 1941 г. по 31 декабря 1945 года. Он составил… 21 килограмм 629 граммов. Причем эта продажа была произведена только в 1945 году. В стоимостном выражении это 128,9 тыс. рублей, или менее 0,6% всей стоимости советского экспорта за указанный период. Честно говоря, для меня это стало откровением. Ведь я полагал, что экспортные поставки золота могли измеряться тоннами, даже десятками тонн. Накануне войны годовая добыча золота в СССР составляла, согласно разным источникам, 180-200 тонн (с. 21). Можно предположить, что за период 22.06.1941 – 31.12.1945 гг. в стране было добыто не менее 1000 тонн драгоценного металла, вся добыча была направлена в золотой резерв государства. Данных о золотом запасе СССР в конце войны в открытом доступе нет до сих пор. Первая официальная цифра золотого запаса приходится на 1953 год – 2050 тонн. На тот момент СССР по этому показателю занимал второе место в мире после США (за Советским Союзом следовали Великобритания и Швейцария). Мы выиграли войну, не используя золото. Выиграли, поддерживая и наращивая добычу драгоценного металла и постоянно накапливая государственный золотой запас. Такая линия поведения диктовалась в первую очередь соображениями военной безопасности. В годы войн золото становится универсальными мировыми деньгами. Бумажные деньги перестают работать. Только с помощью монетарного золота можно осуществлять жизненно необходимые закупки на мировом рынке (в том числе закупки оружия, военного снаряжения, боеприпасов). Вспомогательную роль могут играть бартерные (встречные) поставки товаров. Мы сумели покрывать свои импортные потребности благодаря программе ленд-лиза и бартерной торговле, накапливая золотой запас про черный день, который, к счастью, не наступил.

Вероятно, дополнительным соображением сохранения курса CCCР на накопление золота стало принятие на международной конференции в Бреттон-Вудсе (1944 год) золотодолларового стандарта. Стандарт устанавливал, что мировыми валютами являются золото и доллар США. Для СССР золото как мировая валюта было более привлекательным, чем доллар, т. к. гарантировало Советский Союз от любой зависимости по отношению к Соединенным Штатам. Перенесемся в сегодняшний день. Цена золота на мировых рынках стремится ввысь. Еще в прошлом году средняя цена не дотягивала до планки 1400 долларов за тройскую унцию. Сегодня она вплотную приблизилась к 2000 долларов (уже перепрыгнула эту планку – авт.). Все финансисты хорошо знают: чем сильнее желтый металл, тем слабее зеленая бумага (доллар США). Сейчас зеленая бумага слабеет не только по отношению к золоту, но и по отношению к ключевым валютам, на основе которых исчисляется индекс доллара (евро, фунт стерлингов и др.). На международной валютно-финансовой конференции в Ямайке в 1976 году золото из монетарного металла было разжаловано в биржевой товар, произошла демонетизация золота. Однако сегодня золото восстанавливает свой монетарный статус, оно выигрывает на фоне и доллара США, и других ключевых валют. Сегодня как никогда становится и выгодным, и стратегически важным курс на накопление золота в официальных международных резервах. В 1990-2000-е годы золотой запас РФ был весьма скромным. Так, в 2008 году он был равен 466,2 т, а его доля в общем объеме золотовалютных резервов упала до минимального значения в 2,5%. Во втором десятилетии ХХI века Центральный банк Российской Федерации стал наращивать золотой запас. В 2018 году был зафиксирован пик закупок золота Центробанком – 273,7 т. (производство золота в указанном году составило 314,4 т, в золотой запас было направлено 87% произведенного металла). Однако уже в 2019 году Центробанк снизил закупки золота до 158,6 т (производство золота в 2019 году составило 368,0 т; в золотой запас было направлено 43% произведенного металла). В первом квартале 2020 года Центробанк закупал золото, но в еще более скромных объемах, чем в прошлом году, – 28 тонн. И самое удивительное: на фоне резко ускорившегося роста цен на золото Банк России объявил о прекращении закупок желтого металла с 1 апреля 2020 года и по сей день таких закупок не производит. На данный момент золотой запас составляет без малого 2,3 тыс. тонн, что равняется примерно 23% совокупного объема резервов страны. Золотодобыча («валютный цех») – стратегически важная отрасль экономики. С 1990-х годов «валютный цех» был вынужден работать преимущественно на экспорт. Казалось, в позапрошлом году, наконец, подавляющая часть внутренней добычи металла стала направляться на пополнение золотого резерва.

Однако сегодня Центробанк зажег золотодобытчикам «красный свет», и они вынуждены направлять свою стратегически важную продукцию на экспорт, обогащая иностранных спекулянтов и пополняя зарубежные резервы. В 2018 году, по нашим подсчетам, на экспорт была направлена минимальная за всю истории Российской Федерации доля добытого золота – 5%. В прошлом году – уже треть. А за пять месяцев 2020 года за рубеж отправили 96,5 тонны на 5,1 млрд. долл. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года экспорт золота вырос в 8 раз в натуральном выражении и в 10 раз – в стоимостном. По моим оценкам, на экспорт было отправлено более 70 процентов добытого металла. Почти все поставки российского золота направляются в Лондон. Часть его реэкспортируется, но подавляющая часть оседает в британских хранилищах. В оправдание такой «золотой политики» я слышу аргументы, что, мол, доля золота в международных резервах России достигла «оптимального» значения – 23%. На фоне показателя в 2,5% в 2008 году выглядит, конечно, впечатляюще. Однако давайте используем другой фон – статистику по ряду стран Запада. Согласно данным Всемирного совета по золоту, доля золота в международных резервах в июне 2020 года составляла (%): США – 79,1; Германия – 75,0; Нидерланды – 71,5; Италия – 70,5; Франция – 65,0. Есть данные и по некоторым постсоветским странам (%): Казахстан – 68,0; Узбекистан – 59,0. Из перечисленных стран Запада золотодобывающей страной являются лишь США. Остальные пополняют свои запасы за счет закупок на мировом рынке. Россия является золотодобывающей страной, занимая по производству драгоценного металла второе место в мире (после Китая). Следовательно, у нее есть все возможности продолжать наращивать свой золотой запас. Это становится особенно актуальным на фоне обострения международной обстановки и грядущего краха нынешней валютной системы, основанной на виртуальных денежных знаках, пусть даже называемых ключевыми валютами» (Катасонов). Как ни крути, а Сталин расстрелял бы весь нынешний Центробанк России за вредительство «без суда и следствия». И, по мнению автора, это было бы абсолютно правильным решением. Спросите себя сами – стали бы Вы продавать свое золото, когда оно дорожает изо дня в день? Ответ очевиден – наоборот, Вы стали бы его покупать, если, конечно, у Вас есть на это деньги. Это очевидно автору, это очевидно Катасонову, это очевидно и Вам, уважаемый читатель, НО совсем не очевидно Центробанку России!

Вопрос – а что там сидят совсем тупые люди? Ответ – вряд ли, скорее, наоборот, — очень умные люди, которые служат не России, а, прежде всего, самим себе, и какому-то дяди на стороне, который и покупает у них золото задешево. И мы с Вами, уважаемый читатель, как сидели, так и продолжим сидеть «в полной жопе», пока миром правят не правительства различных стран, а одна частная контора, под названием ФРС. Многие нынешние «либерасты» России негодуют по поводу очень жесткого управления страной со стороны президента-автократа Путина. Но так ли это? Правит ли страной Путин? Нет, страной правит Центробанк («у кого деньги, тот и управитель», иначе говоря, «кто платит за музыку, тот и девушку танцует»), а он, в свою очередь, выполняет все требования МВФ и прочих мировых финансовых структур, которые подчиняются ФРС. А что такое ФРС? Согласно Википедии, Федеральная резервная система (Federal Reserve System, ФРС, Федеральный резерв, FED) — специально созданное 23 декабря 1913 года независимое федеральное агентство для выполнения функций центрального банка и осуществления централизованного контроля над коммерческой банковской системой Соединенных Штатов Америки. В ФРС входят 12 федеральных резервных банков, расположенных в крупнейших городах, около трех тысяч коммерческих так называемых банков-членов, назначаемый президентом Совет управляющих, Федеральный комитет по операциям на открытом рынке и консультационные советы. Основанием для создания является Закон о Федеральном резерве. В управлении ФРС определяющую роль играет государство, хотя форма собственности капитала является частной — акционерная с особым статусом акций. С точки зрения управления, ФРС является независимым органом в правительстве США, так же, как и наш Центробанк. Как национальный центральный банк, ФРС получает полномочия от Конгресса США. Независимость в работе обеспечивается тем, что принимаемые решения о кредитно-денежной политике не должны быть одобрены президентом США или кем-либо иным из исполнительной или законодательной ветвей власти. ФРС не получает финансирование от Конгресса. Срок полномочий членов Совета управляющих Федеральной резервной системы охватывает несколько сроков президентских полномочий и членов Конгресса. В то же время ФРС подконтрольна Конгрессу, который часто анализирует деятельность ФРС и может изменить обязанности ФРС законодательным образом.

А теперь давайте сравним ФРС с нашим Центральным банком. Центральный банк Российской Федерации (Банк России) — особый публично-правовой институт России, главный банк первого уровня. Главный эмиссионный и денежно-кредитный регулятор страны, разрабатывающий и реализующий во взаимодействии с Правительством Российской Федерации единую государственную денежно-кредитную политику и наделенный особыми полномочиями, в частности, правом эмиссии денежных знаков и регулирования деятельности банков. Банк России, выполняя роль главного координирующего и регулирующего органа всей кредитной системы страны, выступает органом экономического управления. Банк России контролирует деятельность кредитных организаций, выдает и отзывает у них лицензии на осуществление банковских операций, а уже кредитные организации работают с прочими юридическими и физическими лицами. Статья 71 Конституции Российской Федерации определяет, что правом денежной эмиссии обладает Российская Федерация, а статья 75 конкретизирует, что денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации, и оговорена его основная функция — защита и обеспечение устойчивости рубля, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации определяются Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. Банк России считает себя правопреемником Государственного банка СССР, основными целями деятельности которого являются защита и обеспечение устойчивости российского рубля, развитие и укрепление банковского сектора, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Банк России официально является центральным банком Российской Федерации только с 2002 года. Как юридическое лицо Банк России зарегистрирован 2 декабря 1990 года (ИНН 7702235133) и имеет присвоенный основной государственный регистрационный номер (ОГРН) № 1037700013020 от 10 января 2003 года. Давайте присмотримся к истории деятельности Центрального Банка России. 13 июля 1990 года был учрежден Центральный банк Российской Федерации (Банк России) в результате преобразования Российского республиканского банка Госбанка СССР, существовавшего с октября 1987 года. Он был подотчетным Верховному Совету РСФСР. Первоначальное название — Государственный банк РСФСР.

2 декабря 1990 года Верховный Совет РСФСР принял Закон о Центральном банке РСФСР (Банке России) № 394-1, в соответствии с которым Банк России стал юридическим лицом, главным банком РСФСР и был подотчетен Верховному Совету РСФСР. В июне 1991 года был принят Устав Банка России, который сохранил подотчетность Верховному Совету РСФСР. В ноябре 1991 года Центральный банк РСФСР стал единственным на территории республики органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики. На него возлагались полномочия Госбанка СССР по эмиссии и определению курса советского рубля. 20 декабря 1991 года Президиум Верховного Совета РСФСР принял Постановление, в котором говорилось об упразднении на территориях государств — членов СНГ всех органов бывшего Советского Союза, после чего здания Госбанка были взяты под охрану, а все его имущество, находившееся в РСФСР, включая активы и пассивы, было передано непосредственно Центральному банку данного субъекта (Банку России), который несколько месяцев спустя был переименован в Центральный банк Российской Федерации (Банк России). С 1992 года Банк России начал осуществлять куплю-продажу иностранной валюты на созданном им валютном рынке, устанавливать и публиковать официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю. В этот же период начался процесс передачи Банком России функций кассового исполнения государственного бюджета вновь созданному Федеральному казначейству. В 1992—1995 годах для поддержания стабильности банковской системы Банк России создал систему надзора и инспектирования коммерческих банков, а также систему валютного регулирования и валютного контроля. В качестве агента Министерства финансов Банк России организовал рынок государственных ценных бумаг (ГКО) и стал принимать участие в его функционировании. С 1995 года Банк России прекратил использование прямых кредитов для финансирования дефицита федерального бюджета и перестал предоставлять целевые централизованные кредиты отраслям экономики. С 1998 года Банк России для преодоления последствий финансового кризиса проводил политику реструктуризации банковской системы, направленную на улучшение работы коммерческих банков и повышение их ликвидности. Также было создано Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) и Межведомственный координационный комитет содействия развитию банковского дела в России (МКК). В 2001 году в результате эффективных действий Банка России, АРКО и МКК банковский сектор экономики в основном преодолел последствия кризиса. 10 июля 2002 года был принят федеральный закон № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». В 2003 году Банк России начал внедрять систему международных стандартов финансовой отчётности (МСФО).

В декабре 2003 года был принят Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», в котором были определены правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, а также компетенция, порядок образования и деятельности организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, порядок выплаты возмещения по вкладам. 1 сентября 2013 года Банку России перешли функции упраздненной Федеральной службы по финансовым рынкам, что сделало его финансовым мегарегулятором. В ноябре 2014 года Банк России перешел к режиму плавающего валютного курса. И сегодня курс рубля не определяется правительством или центральным банком, он не является фиксированным и какие-либо цели по уровню курса или темпам его изменения не устанавливаются. Банк России в нормальных условиях не совершает валютных интервенций с целью повлиять на динамику курса рубля. Это отличает режим плавающего валютного курса от многочисленных разновидностей режима управляемого курса. Таким образом, ЦБ РФ отказался от своего главного предназначения: «Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти» (ст. 75 Конституции). «Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется, прежде всего, в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (сайт ЦБ РФ). Как видите, о подотчетности Верховному Совету сегодня разговор уже не идет! Вот, в конце концов, и получилось «государство в государстве». Причем, полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и «в установленном порядке».

Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций, а кредитные организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда Банк России или кредитные организации принимают на себя такие обязательства. Особый статус Центробанка стал предметом полемики среди политиков. Например, лидер «Национально-освободительного движения» и депутат Государственной Думы Евгений Федоров утверждает, что Центробанк является «частной лавочкой ФРС США». Такого же мнения придерживается доктор экономических наук В. Ю. Катасонов. Е. А. Федоров даже стал соавтором законопроекта, который предусматривал передачу полномочий ЦБ в совместное ведение Правительства РФ и Центробанка. В заключении на законопроект Правительство РФ ответило, что предложение о совместном осуществлении Банком России с Правительством Российской Федерации функций и полномочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России не учитывает юридических рисков в связи с судебными разбирательствами (включая арест активов). В этой связи Правительство указало, что «в настоящее время в США, Великобритании и ряде европейских стран средства иностранных центральных банков обладают иммунитетом от принудительных мер (включая арест) в связи с судебными разбирательствами», а вот, если они станут принадлежать правительству, то иммунитет этот утратят. Именно это обстоятельство и объясняет нам, что означает термин «в установленном порядке», и кто этот порядок установил — «США, Великобритания и ряд европейских стран», другими словами, ФРС. Правда, надо отметить и такие факты. Согласно статье 26 закона «О Центральном банке Российской Федерации» по итогам года Банк России обязан перечислять в федеральный бюджет 50% фактически полученной им прибыли, остающейся после уплаты установленных налогов и сборов. Оставшаяся прибыль направляется в резервы и фонды различного назначения. В октябре 2014 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал закон, обязывающий Центробанк перечислять в федеральный бюджет на постоянной основе 75% своей прибыли вместо 50%, как было ранее. В ноябре 2015 года был подписан закон, предусматривающий перечисление Банком России в 2016 году уже 90 % прибыли в федеральный бюджет.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России выполняет следующие функции: 1. Во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику; 2. Во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации; 3. Монопольно осуществляет эмиссию (выпуск) наличных денег и организует наличное денежное обращение, а также утверждает графическое обозначение рубля в виде знака; 4. Является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования; 5. Устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации; 6. Устанавливает правила проведения банковских операций; 7. Осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов; 8. Осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами (?) Банка России; 9. Принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их; 10. Осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп; 11. Осуществляет надзор за деятельностью страховых организаций; 12. Осуществляет надзор за деятельностью микрофинансовых организаций, ломбардов, жилищных накопительных кооперативов, кредитных потребительских кооперативов и сельскохозяйственных кредитных потребительские кооперативов; 13. Регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами; 14. Осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России; 15. Организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации; 16. Определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами; 17. Устанавливает правила бухгалтерского учета; 18. Устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю; 19. Принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации; 20. Принимает участие в разработке методологии составления финансового счета Российской Федерации в системе национальных счетов и организует составление финансового счета Российской Федерации; 21. Устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты; 22. Проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные; 23. Осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации; 24. Осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в совет директоров Банка России входят председатель Банка России и 14 членов совета директоров. Члены совета директоров работают на постоянной основе в Банке России и назначаются Государственной думой на должность сроком на пять лет по представлению председателя Банка России, согласованному с президентом Российской Федерации. Кроме того, в управлении ЦБ РФ принимает участие Национальный финансовый совет — коллегиальный орган Банка России. Национальный финансовый совет состоит из двенадцати человек, из которых двое направляются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации из числа членов Совета Федерации, трое — Государственной Думой из числа депутатов Государственной Думы, трое — Президентом Российской Федерации, трое — Правительством Российской Федерации. Кроме того, в состав Национального финансового совета входит председатель Банка России. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в функции Национального финансового совета входит: 1. Рассмотрение годового отчета Банка России; 2. Утверждение на основе предложений совета директоров доходов и расходов Банка России на предстоящий год; 3. Утверждение при необходимости на основе предложений совета директоров дополнительных расходов; 4. Рассмотрение вопросов совершенствования банковской системы Российской Федерации; 5. Рассмотрение проекта и окончательного варианта основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики; 6. Решение вопросов, связанных с участием Банка России в капиталах кредитных организаций; 7. Назначение главного аудитора Банка России и рассмотрение его докладов; 8. Ежеквартальное рассмотрение информации совета директоров по основным вопросам текущей деятельности Банка России, в том числе реализации основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, банковского регулирования и банковского надзора, реализации политики валютного регулирования и валютного контроля, организации системы расчетов в Российской Федерации, исполнения сметы расходов Банка России, а также подготовки проектов законодательных актов и иных нормативных актов в области банковского дела; 9. Определение аудиторской организации — аудитора годовой финансовой отчетности Банка России; 10. Утверждение по предложению совета директоров правил бухгалтерского учёта и отчетности для Банка России; 11. Внесение в Государственную думу предложений о проведении проверки Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений; 12. Утверждение по предложению совета директоров порядка формирования провизий Банка России и порядка распределения прибыли, остающейся в распоряжении Банка России; 13. Утверждение по предложению совета директоров отчета о расходах Банка России на содержание служащих, их пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование, на капитальные вложения и прочие административно-хозяйственные нужды.

Участники Национального финансового совета (НФС) за исключением председателя Банка России не являются сотрудниками Банка России и не получают вознаграждения за свою деятельность. Совет собирается не реже одного раза в квартал. Из числа участников избирается председатель НФС. Кворум составляет семь человек, решение принимается простым большинством голосов. Несмотря ни на что, деятельность Банка России неоднократно подвергалась критике со стороны российских экономистов и политиков. В частности, известный экономист, советник президента Российской Федерации, академик РАН Сергей Глазьев высказывался против проводимой Банком России политики, направленной на сжатие денежной массы и ограничение эмиссии. С другой стороны, Банк России неоднократно обвиняли в том, что он не выполняет установленную Законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и Конституцией Российской Федерации обязанность по обеспечению устойчивости курса рубля. Его бездействие в этом вопросе стало предметом запроса депутата Государственной Думы Евгения Федорова в адрес Генерального прокурора Российской Федерации и ряда судебных исков. Отказ от выполнения Банком России своих обязательств в этой части был признан в решении Моршанского районного суда (Тамбовская область) от 19 ноября 2015 года. Критиковались и конкретные действия Банка России, влияющие на макроэкономическую ситуацию в стране. Так, повышение в декабре 2014 года учетной ставки до 17 процентов вызвало публичное негодование со стороны парламентской оппозиции. Критике также неоднократно подвергалась практика Банка России в части регулирования банковской деятельности. Так, в своем решении Девятый апелляционный арбитражный суд квалифицировал практику Банка России по отзыву банковских лицензий как «неадекватную», указав на нарушение Центробанком рекомендаций FATF и базельских принципов эффективного банковского надзора. Первый заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Михаил Емельянов указал на то, что менеджмент Банка России не действует грамотно в процедурах санации банков. Ряд изданий, ссылаясь на аналитиков и экспертов рынка, указывал на то, что Банк России целенаправленно проводит политику сокращения числа участников банковского сектора рынка. Так что, автор этого сайта далеко не одинок в своих претензиях к ЦБ РФ.