Вторая перестройка
Начну эту главу с критической статьи Михаила Хазина «Безрецептурный Мишустин». «Очень интересно смотреть на ситуацию в стране. Даже олигархи 90-х, которых трудно заподозрить в любви к народу, начинают строить какие-то планы по поводу нового «общественного договора». Про остальных даже говорить нечего, достаточно почитать разговоры про события в Хабаровске и разные их интерпретации. Премьер Мишустин произносит очень любопытную речь в Думе, которая показывает, что он собирается плотно брать ситуацию (читай – финансовые потоки) под контроль. Причины такой активности просты – уровень напряженности в стране и мире все время растет. Усиливаются наезды на нашу страну (с требованием убрать Путина), ухудшается и ситуация в экономике. Времени осталось месяца полтора, потом начнутся серьезные разборки, как со стороны общества (и тут Хабаровск покажется цветочками), так и со стороны элиты, которая не хочет на Западе каких бы то ни было неприятностей со своими честно украденными миллиардами, но в то же время понимает, что сохранять старую модель в России тоже не получится. А уж если не будет России (или в России у них будут проблемы), то сохранить деньги не получится. Нет, конечно, можно предположить, что осенью ничего не будет и все устаканится, но настолько наивных людей все-таки во власти не так много. Просто потому, что и без того падающая экономика и сокращающиеся доходы граждан вызывали рост раздражения, а история с коронавирусом и резким падением экономики все только усугубила. Но вот вопрос: делать-то что? Рецепты Мишустин могут вывести на поверхность часть скрытых финансовых потоков (причем в основном у людей бедных), что неминуемо сократит и без того маленький масштаб малого и среднего бизнеса. Перевожу на русский язык: это означает, что кормить этих людей и их семьи придется, так или иначе, государству. Зачем же тогда Мишустин это делает? А потому что он видит скрытые финансовые потоки и хочет их сделать прозрачными для бюджета. Но вот какие потоки… В основном деньги сосредоточены в двух направлениях. Первое – это работа «социально близких», то есть, либерастов. Типичный пример – дело Серебренникова. Готов Мишустин массово сажать условных «Серебренниковых» и вполне безусловных Чубайсов? Если нет, то денег он от этой ситуации получит крайне мало, а вот социальные расходы бюджета вырастут. Поскольку малый и средний бизнес просто будет закрываться, выдержать полную уплату в соответствии с либерастическим Налоговым кодексом и Мишустинским администрированием для МСП станет просто невозможно.
А второе направление – крупные компании, причем часто они это делают через вывод доходов из страны. А этот вывод поощряется (нынешним) правительством, то есть тем же Мишустиным. Во всяком случае, в «антикризисном плане» написано, что валютный контроль либерализуется. Так что на конкретных слайдах презентации Мишустин в Госдуму все может выглядеть вполне красиво, но в реальности фокус не пройдет. Ну, просто никак. Другое дело, что Мишустин не экономист, он налоговик-технократ, его дело работать с финансовыми потоками, но он абсолютно не знает, откуда они берутся. Для этого нужно быть экономистом, но сегодня в правительстве экономистов практически нет. Теоретически таковым является Белоусов, но он занимает пост, на котором все время уходит на подписывание бумажек и совещания, причем участвуют в этих совещаниях и пишут бумажки бухгалтеры и/или «эффективные менагеры»… Которые в принципе не понимают, как и откуда эти самые финансовые потоки (не говоря уже о добавленной стоимости) берутся! Для того чтобы это понимать, нужны специалисты плановых отделов, руководители компаний реального сектора, в конце концов, люди, которые осуществили хоть одну программу развития. И где они в правительстве? Такие специалисты должны концентрироваться в министерстве экономики. В мое время (т.е. в 90-е) они были, причем тогда в состав министерства входили отраслевые департаменты, в которых сидели люди, которые отлично знали, что такое отраслевые программы развития и откуда берутся прибыли в их отраслях. А сегодня? Минпром, где есть отдельные отраслевые департаменты, возглавляют «эффективные менагеры», которые умеют выводить финансовые потоки из предприятия, но абсолютно не понимают, откуда там берется добавленная стоимость. К слову, если только выводить, не вкладывая, то она и не образуется, что мы и имеем на практике. А Министерство экономики (цинично переназванное в «Министерство экономического развития») возглавляют бывшие бухгалтера из Минфина. Которые умеют только писать инструкции к тому, как выводить деньги из бюджетных выплат.
Кто-то может сказать, что это я перебарщиваю. Но давайте вспомним врачей, которые боролись и борются с коронавирусом. Многие из них до сих пор не могут получить обещанные выплаты (которые, отмечу, в бюджете представлены в полном объеме). А вот проблемы с ликвидностью в части продажи разного рода особняков на разного рода «рублевках» прекратились мгновенно с началом эпидемии. Как вы думаете, «большой» минфин и региональные минфины к этому совсем непричастны? Ну прям совсем-совсем? То есть они не писали инструкции по использованию этих денег так, чтобы выводить их «своим» было легко, а платить по назначению – сложно или даже совсем невозможно. Так просто случайно получилось… Причем во всех регионах одинаково, нигде случайно не получили деньги врачи… Удивительно, правда? Но вернемся к базовому вопросу. Можно с крайним сомнением относиться к олигарху и вообще «семейным», но вопрос-то поставлен правильно. Нужен новый общественный договор, который бы предполагал полное разрушение нынешней системы управления экономикой и финансами (бюджетом в частности). Поскольку даже при всем желании действующих лиц (а я склонен считать, что Мишустин в нынешней ситуации обманывать Путина не будет) максимум что они могут сделать – это немножко замедлить спад. Поскольку что такое рост современные чиновники вообще не понимают. Для того чтобы рост получился (а без него не получится вообще ничего, вопрос только в том, массовые выступления начнутся завтра или послезавтра), нужен экономический штаб. Стратегические решения которого должны приниматься правительством мгновенно, их невыполнение должно быть поводом для немедленного увольнения соответствующих чиновников. Невзирая на лица. И состоять этот штаб должен из людей, которые понимают, что такое развития и добавленная стоимость, которые управляли реальными предприятиями (но только не на позиции «эффективного менагера») или реализовывали конкретные программы. То есть, из нынешнего состава правительства туда может войти только Белоусов. Да, и, забыл, ни одного чиновника минфина в этом штабе быть не должно, ни в коем случае. Они даже заходить туда не должны.
Собственно, если Путин хочет перейти к экономическому росту, то, как раз создание такого штаба (только именно штаба, который напишет себе план работы и будет его жестко выполнять, а не бесформенной комиссии или совета) и его состав будут доказательством желания что-то сделать. Любые поручения правительству и ЦБ сегодня – это профанация, они четко показали и Путину, и нам (спасибо тому же Путину, который нам их продемонстрировал в работе), что работать не хотят и не будут. Точнее, что их работа – вывод капитала, для покупок особняков на «рублевках», и для поддержания мировой долларовой системы. И чем меньше времени до середины сентября, тем сложнее будет работать такому штабу. Ну а к октябрю, скорее всего, уже и смысла не будет, поскольку сезон 2020-21 годов будет потерян… И тогда уже начнутся аварийно-антикризисные меры, в том числе с использованием «комиссаров в пыльных шлемах», со всеми вытекающими последствиями» (Хазин). Кстати, спасибо Хазину за то, что он в своей статье назвал «либерастов» — «либерастами». Как ни крути, а Хазин во многом прав, единственное, о чем он забыл написать в своей статье, так это о том, что нынешнее правительство во главе с Мишустиным является, по своей сути, переходным правительством. Сегодняшняя Россия (да и весь остальной мир) существует в настоящее время на самом краю глобальных перемен и слома старой финансово-политической системы. Но перемены не осуществляются мгновенно (это возможно только во время взрыва, а взрывной процесс перемен никому не нужен). Хазин, как и автор этого сайта, опасается «революции снизу» и прекрасно понимает, что в сегодняшнем мире сложилась «революционная ситуация». А чтобы она не превратилась в революцию, необходимо как-то сдерживать все противостоящие друг другу стороны, и в первую очередь, народ и власть. Именно это и является главной задачей «переходного правительства». Вот Мишустин и работает в данном направлении, как умеет, и кое-что у него получается. И об этом говорится в двух небольших заметках от «Inforuss». Первая называется «Факт: Российская Империя будет возрождена до 2035 года». «Руководство России впервые за все время после развала СССР публично озвучило планы, по восстановлению прообраза Российской Империи. Особенный упор будет сделан на экономике и приросте населения. Заявление пресс-секретаря Президента России Дмитрия Пескова: – «Мы не видим, мы собираем эти самые кусочки в такой пазл, в мозаику, чтобы получить это самое позитивное будущее. Оно не придет точно легко, но мы знаем, на что нужно ставить, во что нужно инвестировать, вкладывать средства государства, средства бизнеса. И время родителей, что очень важно, для того чтобы это будущее все-таки случилось и к 35-му году наша страна скорее напоминала, я бы так сказал, с точки зрения исторических аналогий скорее Россию конца XIX века».
По всей видимости, план реализуется уже давно, но озвучить его решили именно в 2020 году. Первые процессы произошли в России после 2007 года. Именно тогда В.В. Путин на Мюнхенской конференции заявил об окончании однополярного мира. После чего США оперативно проверили Россию на готовность отстаивать свои интересы в Закавказье. В 2008 году Грузия, с подачи США вторглась в Южную Осетию. При этом были убиты миротворцы России, находящиеся там под эгидой ООН. В ответ Россия провела операцию по «Принуждению к миру». В результате грузинская армия была разгромлена за 5 дней и отброшена на свою территорию. Но при этом Россия не наказала зачинщиков начала конфликта, отдавших приказ об обстреле мирных городов. Хотя все возможности на тот момент были. И тогдашний президент Грузии Саакашвили не случайно жевал галстук и падал на землю от пролетающих над головой самолетов. Почему не добили? Вероятно, не хотели провоцировать НАТО на активные действия. Расправа над марионеткой вынудила бы США более активно действовать. А так они все свалили на ополоумевшего Саакашвили. Следующий знаковый момент, о котором мало говорят, это конец 2012 года. Именно тогда Д.А. Медведев и В.В. Путин под звон бокалов с шампанским объявили о достижении военного паритета с США и формировании нового многополярного мира. Россия к тому моменту полностью модернизировала и поставила на боевое дежурство новые межконтинентальные ракеты. И вот только после этого Россия смогла действовать на опережение во время Украинского кризиса в 2014 году. Решительно был возвращен Крым, но снова Россия остановилась, не пойдя дальше. Хотя на тот момент многие ожидали, что будет присоединена вся восточная Украина. Почему не пошли на присоединение? Тут две основные причины. Первая и самая важная, значительная часть населения восточной Украины не хотела в состав России. Многие ориентированы на Европу и Россия им нужна только как донор. Вторая причина это огромные затраты, которые должна будет инвестировать Россия в новые регионы. На данный момент для России это не приемлемо. Очень медленно идет интеграция бывших советских республик на базе Евразийского Союза. Уже сейчас видно, что проект экономический и пока не может перерасти в единое государство. Не сильно изменит ситуацию и поправка в Конституцию, которая дает право передавать руководящие полномочия наднациональному органу союзного государства. Эта поправка может быть реализована пока только для объединения с Белоруссией. Остальные объединятся, не спешат. Руководство Казахстана уже заявило, что объединение с Россией не рассматривает.
На этом фоне крайне жестко о бывших республиках высказался и президент В.В. Путин. «Возникает вопрос: если та или иная республика вошла в состав Советского Союза, но получила в свой багаж огромное количество российских земель, традиционных российских исторических территорий, а потом вдруг решила выйти из состава этого Союза — ну, хотя бы тогда выходила с тем, с чем пришла. И не тащила бы с собой подарки от русского народа», – В.В. Путин. Вот и получается, что восстановление Российской Империи единственно возможный путь для России, если мы хотим успешно отстаивать свои интересы в мире. Наводить порядок у себя и со временем возвращать утраченные исконные земли». Ну а вторая заметка называется так: «Принуждение финансистов к работе в интересах России». «Владимир Путин подписал Указ «О национальных целях России до 2030» года, который станет стратегией развития страны на ближайшее десятилетия. В документе определены целевые показатели каждой сферы (начиная от экономики, заканчивая социальной политикой). Экономическая часть Указа является целиком и полностью воплощением тех инициатив, которые выдвинул первый вице-премьер Андрей Белоусов на недавнем совещании у Президента. Но обо всем по порядку: Для начала кратко напомню те задачи, которые были предложены Андреем Белоусовым на недавнем Заседании совета по стратегическому развитию и национальным проектам. Первый вице-премьер предложил сосредоточиться на трех моментах: резкий рост инвестиций, поддержка малого и среднего предпринимательства, существенное увеличение несырьевого ненефтегазового экспорта. Дополнением этому должно служить ускоренное создание транспортной инфраструктуры, которая поддержит внутренний спрос в период выхода из кризиса. Белоусов обозначил конкретные параметры каждой из задачи. Подробнее об этом тут. Не зря я сосредоточил внимание на выступлении Белоусова. Именно он к настоящему моменту стал архитектором экономической политики России. Однако если до сегодняшнего дня мы могли оперировать лишь тем, что Путин или Мишустин поддерживают Белоусова на словах, то теперь мы видим официальный документ. Итак, по плану Белоусова, который подписал Путин, ближайшее десятилетие Россия должна достигнуть следующих показателей: Рост инвестиций на 70% к уровню 2020 года. В настоящий момент практически созданы инструменты, которые обеспечат данный рост. Это снижение ключевой ставки, активный выпуск облигаций, ограниченная эмиссия. Однако Белоусову придется решить непростую задачу. А, именно, принудить крупный бизнес активно вкладывать в реальный сектор экономики. В 2018 году у него это не получилось или ему не дали этого сделать.
Однако времена изменились. Теперь Белоусов пользуется неограниченным доверием Президента Рост числа субъектов малого и среднего бизнеса до 25 млн. физических и юридических лиц. Именно МСП является наиболее эффективным механизмом реализации товаров и услуг. Новая создаваемая продукция, даже очень хорошая по соотношению цена/качество, автоматически не является конкурентноспособный. МСП поможет решить эту задачу. Увеличение несырьевого ненефтегазового экспорта на 70%. В абсолютных цифрах это будет означать рост на 100 млрд. долларов (с нынешних 150 млрд. до 255 млрд.). После проведения импортозамещения ряд отраслей «уперлись в потолок». Для их дальнейшего развития необходимо искать новые рынки сбыта. Помимо этого, рост ННЭ существенно поможет снизить зависимость России от экспорта углеводородов. В случае достижения показателей, доля углеводородов в экспорте уйдет ниже 50%. Однако, несмотря на весь позитив, самое сложное будет впереди. Да, план официально принят к исполнению. Но его реализация, вне всяких сомнений, упрется в противодействие незаинтересованных в развитии России групп. Например, среди такой группы можно выделить банкиров. К сожалению, в России имеется считанное количество банков, которые активно финансируют проекты развития. Однако именно банковский сектор обладает необходимым количеством финансовых ресурсов и возможностью их привлечения. Государственники одержали первую значимую победу, но до выигрыша всего противостояния еще далеко». Как видите, уважаемый читатель, в этих двух заметках, наоборот, говорится только о хорошем. Да и прогнозируемые сроки «перелома» несколько сдвинуты. По мнению автора, основные действия «слома нынешней финансово-политической системы» в России развернутся к 2030 – 2031 году (именно в эти сроки все и происходило в России на протяжении двух последних веков), и ситуации должна окончательно «устаканиться» к 2037 году. В любом случае, жизнь – штука сложная, и в ней всегда есть и хорошее, и плохое. И это нормально, надо избегать лишь крайностей, как в одну, так и в другую сторону (когда очень хорошо, это – уже плохо). Нынешний «кризис ноосферы», охвативший нашу планету, как раз и представляет собой такую крайность, и ее надо избежать. Вопрос только один – как это сделать? И ответ тоже только один – на любую крайность следует отвечать исключительно крайними (кардинальными) мерами. Никак иначе с подобными кризисами не справиться.
Начинать же надо с России и с установления в ней полного государственного контроля над всеми финансовыми потоками, как внутри страны, так и на международном уровне. И те действия, которые сегодня совершает Мишустин в данном направлении — явно недостаточны (это лишь самое начало так необходимого нам процесса). А закончиться этот финансовый процесс должен организацией в России единого государственного Банка, клиентами которого станут все физические и юридические лица страны. Как раз это и станет «полной победой» над нынешней финансовой системой (великим множеством коммерческих банков под предводительством Центрального Банка России, подчиняющегося МВФ). К большому сожалению, одним решением финансовых вопросов нам никак не обойтись, и разрешение этих вопросов в России – это самый начальный этап преодоления «кризиса ноосферы» на всей нашей планете. Середина же этого процесса должна ознаменоваться построением в России «государственного коммунизма», только после этого можно приступить ко всем другим работам. Ну а промежуточным финишем данного процесса станет построение «государственного коммунизма» в большинстве стран нашего мира. Тем самым, человечество создаст все необходимые предпосылки для преодоления нынешнего планетарного кризиса, и через какое-то время наверняка преодолеет его. Однако разрешить все стоящие перед современным человечеством вопросы раньше 2087 года – у него вряд ли получится. Так что, вопрос преодоления планетарного кризиса для нынешнего поколения «Главного Заказчика будущего» – далеко не самый важный, но держать его в головах представителей этого поколения все-таки надо, иначе им не понять, что и зачем им нужно делать. Ведь их главная цель — не построение коммунизма на всей Земле (хотя и эта цель — довольно высока), а преодоление «кризиса ноосферы» с его помощью. Только такие кардинальные меры способны справиться с кризисом, никак иначе человечество не исправить. А, не исправив современное человечество, не исправишь и «больную им» ноосферу. «Расширенное воспроизводство всего человеческого» было хорошо для образования ноосферы, но после ее образования человечеству необходимо перейти к «простому воспроизводству». А нынешнее человечество понять этого никак не хочет. И виной тому — нынешний индивидуальный бандитский капитализм, распространившийся по всему Земному шару. Уничтожить этот общественно-политический строй – наша с Вами первейшая обязанность, уважаемый читатель.
Однако уничтожать его надо очень аккуратно, и не «до основания», как в 1917 году. Ведь, по сути, наша задача заключается лишь в модернизации капитализма, путем превращения его из индивидуального и бандитского – в социальный и государственный. Другими словами, нам придется повторить путь так нелюбимого автором Горбачева, и организовать «вторую перестройку». Памятуя при этом все его ошибки, и то обстоятельство, что «обратно в социализм» нам совсем не надо. А потому, следует проанализировать «перестройку» Горбачева. Согласно Википедии, «перестройка» — общее название реформ и новой идеологии советского партийного руководства, используемое для обозначения больших и неоднозначных перемен в экономической и политической структуре СССР, инициированных генеральным секретарем ЦК КПСС М. С. Горбачевым в 1985-1991 годах. Началом перестройки считают 1987 год, когда на январском пленуме ЦК КПСС перестройка была объявлена направлением развития государства. Целью реформ была всесторонняя демократизация сложившегося в СССР общественно-политического и экономического строя. Планы экономических реформ разрабатывались еще в 1983-1984 годах по поручению генерального секретаря ЦК КПСС Ю. В. Андропова. Впервые необходимость совершенствования существовавшей экономической системы — так называемого Ускорения — была провозглашена генеральным секретарем ЦК КПСС М. С. Горбачевым на пленуме ЦК КПСС 23 апреля 1985 года. Однако эти меры касались только экономики, носили в основном административный характер и не затрагивали существа «развитого социализма». Кардинальная же реформа всей системы, включая политические изменения, началась в январе 1987 года, когда на пленуме ЦК КПСС перестройка была объявлена новой государственной идеологией. В 1985-1986 годах была произведена замена основной массы старых кадров брежневского призыва на новую команду управленцев. Именно тогда в руководство страны были введены А. Н. Яковлев, Е. К. Лигачев, Н. И. Рыжков, Б. Н. Ельцин, А. И. Лукьянов и другие активные участники будущих событий. Состоявшийся в феврале — марте 1986 года XXVII съезд КПСС изменил программу партии: провозглашался курс на «совершенствование социализма» (а не «построение коммунизма», как ранее); предполагалось к 2000 году удвоить экономический потенциал СССР и предоставить каждой семье отдельную квартиру (программа «Жилье-2000»). Вот Вам и самая первая ошибка – вместо построения коммунизма власти решили усовершенствовать социализм. Обветшалое же здание проще «заменить», чем «совершенствовать». Именно так, в конце концов, и получилось, правда, и «новое здание» оказалось кривым. Как говорится, «каковы строители, таково и здание».
К концу 1986 — началу 1987 годов Горбачевская команда «строителей» пришла к выводу, что административными мерами ситуацию в стране не изменить и предприняла попытку реформирования системы в духе демократического социализма. Этому шагу способствовали два удара по советской экономике — резкое падение цен на нефть и Чернобыльская катастрофа. Новый этап начался с январского (1987 г.) пленума ЦК КПСС, на котором была выдвинута задача коренной перестройки управления экономикой, и характеризовался он началом масштабных реформ во всех сферах жизни советского общества, например, был принят Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности». В общественной жизни провозглашается политика гласности — смягчение цензуры в СМИ и снятие запретов на обсуждение тем, которые раньше замалчивались (в первую очередь сталинские репрессии, а также — секс вообще и проституция в частности, наркомания, бытовое насилие, подростковая жестокость и т. д.). В экономике узаконивается частное предпринимательство в форме кооперативов (хотя слова «предпринимательство» и «частная собственность» произносить вслух пока не осмеливаются, кооперативы вводятся как элемент рынка в существующую социалистическую модель), начинают активно создаваться совместные предприятия с зарубежными компаниями. В международной политике основной доктриной становится «Новое мышление» — курс: отказ от классового подхода в дипломатии и улучшение отношений с Западом. А вот и вторая ошибка – нельзя улучшить отношения между сильным хищником (Западом) и слабой овцой (СССР) без увеличения силы «овцы». Выдвигаются лозунги о необходимости избавить социализм от «деформаций», о возвращении к «ленинским нормам», «идеалам Октября» и «социализму с человеческим лицом» посредством демократизации всех сторон жизни общества, реформирования политических институтов. Вот Вам и третья ошибка – никак нельзя идти вперед, возвращаясь назад! Большая часть населения охвачена эйфорией от начавшихся после двух десятилетий застоя перемен и невиданной по прежним меркам свободы. Общественная апатия начала 80-х сменяется верой в «светлое будущее». Вместе с тем, с 1988 года в стране начинает постепенно нарастать общая неустойчивость: ухудшается экономическое положение, появляются сепаратистские настроения на национальных окраинах, вспыхивают первые межнациональные столкновения (Карабах). И это понятно — «Советский народ под бессменным руководством коммунистической партии» перестал строить коммунизм, резко повернулся назад и вспомнил все старые обиды.
После I Съезда народных депутатов начинается противостояние коммунистической партии с возникшими в итоге демократизации общества новыми политическими группировками. Изначально начатые по инициативе сверху, во второй половине 1989 года перемены выходят из-под контроля властей. Трудности в экономике перерастают в полномасштабный кризис: в 1989 году экономический рост резко замедляется, в 1990-м сменяется падением, а к концу 1991-го страна оказывается на грани экономического коллапса. Происходит катастрофический обвал жизненного уровня населения: реальностью советского общества начала 90-х становятся массовая нищета и безработица. Достигает апогея хронический товарный дефицит: пустые полки магазинов становятся символом девяностых. Перестроечная эйфория в обществе сменяется разочарованием, неуверенностью в завтрашнем дне и массовыми антикоммунистическими настроениями. Усиливается эмиграция за рубеж. С 1990 года основной идеей становится уже не «совершенствование социализма», а построение демократии и рыночной экономики капиталистического типа. А это уже – откровенный шаг в прошлое, а не в будущее. В 1990-1991 гг. социально-экономический строй СССР начинает приобретать черты капитализма: легализуется частная собственность, образуются фондовый и валютный рынки, кооперация начинает принимать форму бизнеса западного типа. «Новое мышление» на международной арене сводится к односторонним уступкам Западу, в итоге чего СССР утрачивает многие свои позиции и фактически перестает быть сверхдержавой, еще несколько лет назад контролировавшей половину мира. В РСФСР и других республиках Союза к власти приходят сепаратистски настроенные силы — начинается «парад суверенитетов». Итогом такого развития событий стали ликвидация власти КПСС и распад Советского Союза в августе — декабре 1991 года. Период между провалом ГКЧП и юридическим оформлением распада СССР к Перестройке обычно относить не принято; это своего рода «безвременье», когда, с одной стороны, единое государство формально еще продолжало существовать, а с другой — советская история подошла к своему завершению и окончательная ликвидация СССР стала лишь вопросом времени. В этот период происходит демонтаж коммунистического строя и всей системы государственной власти в Советском Союзе. К концу 1991 года происходит фактический коллапс союзной экономики. Республики Прибалтики де-юре выходят из состава СССР, остальные республики также берут курс на независимость. Деятельность КПСС сначала приостанавливается, а затем запрещается. Вся полнота реальной власти переходит с союзного на республиканский уровень. Работа над новым союзным договором продолжается до ноября, однако чем дальше, тем очевиднее становится стремление республиканских элит, почувствовавших вкус реальной власти, к окончательному размежеванию и обособлению. 8 декабря в резиденции «Вискули» в Беловежской пуще лидеры России, Украины и Белоруссии провозглашают, что Советского Союза больше нет. Центральная власть во главе с Горбачевым парализована и уже ничего не может противопоставить этим действиям. 25 декабря 1991 Михаил Горбачев складывает с себя полномочия Президента Союза Советских Социалистических Республик, и 26 декабря 1991 года СССР окончательно перестает существовать.
Вот так «перестройка» Горбачева закончилась полным демонтажем одного из полюсов нашего мира. В мире остался только один полюс – США, но такая конструкция мира очень неустойчива, а потому, довольно быстро образовался новый недостающий полюс – Китайская народная республика. Ну а к сегодняшнему дню в мире начали появляться излишние полюса – ЕС, Индия, Россия и др. Такая конструкция мира тоже недолговечна и, по мнению автора, в конце концов, в ней должны образоваться только два новых полюса – Север (Россия) и Юг (Китай). И наша с Вами задача – сделать это, как можно более осторожно, и не совершать ошибок, допущенных Горбачевым. Другими словами, «вторая перестройка» должна стать стройкой нового, а не сломом старого. Да, наш мир постоянно развивается за счет действия в нем диалектического закона «отрицания отрицания», НО отрицания частичного, а не полного. И никогда не забывайте, что любые реформы всегда лучше любой революции. Развал же СССР показал нам, что ВСЕ «революции снизу» и ВСЕГДА заканчиваются поражением, победной может быть лишь «революция сверху», да и то далеко не всегда (пример – Горбачевская перестройка). А потому, никогда не совершайте не до конца обдуманных действий. Впрочем, с другой стороны, «все что ни делается, делается к лучшему». Ведь человек, хотя и обладает свободой выбора, всегда находится в заданных Мирозданием рамках, и, совершая какое-то плохое дело, он все равно толкает мир вперед, даже не подозревая об этом. Иначе говоря, перестройка Горбачева была так же необходима России, как и постройка бандитского индивидуального капитализма — Ельциным. Именно эти два этапа существования «Русского мира» и вызвали в нас понимание дальнейшего развития России и мира. Кстати, некоторые авторы называют «отцом перестройки» Ю. В. Андропова, другие выделяют «эмбриональный период» перестройки (1983-1985 гг.), не без оснований полагая, что в первой половине 1980-х гг. СССР постепенно входил в стадию реформирования. А смерть Андропова и приход к власти Черненко заморозили уже разработанные планы реформ. Вместо пленума, посвященного внедрению новой техники, совершенствованию научно-производственных связей, состоялся пленум по мелиорации. А если обратиться в историю еще дальше, то можно сказать, что началом краха всего мирового социализма стала смерть Брежнева в 1982 году. Так, и начало «второй перестройки» может положить только уход из власти Владимира Путина. Как говорится, «такова жизнь».