Homo Argenteus: Новое мировоззрение

Новая мировая валюта

Новая мировая валюта

Предлагаю поговорить в этой главе о деньгах, и поможет нам в этом статья Сергея Глазьева «Кризисная воронка» (источник: https://nstarikov.ru/sergej-glazev-krizisnaja-voronka-116431). Макроэкономическая политика России должна гарантировать выгодность производственной деятельности, хороший инвестиционный и инновационный климат, поддержание благоприятных для развития нового технологического уклада ценовых пропорций и других параметров хозяйственного механизма. Сочетанием мер макроэкономической, структурной и институциональной политики должна быть решена задача преодоления инвестиционного кризиса. В 2003 году в Госдуму вносился проект федерального закона (№ 220170-3) «Об ответственности органов федеральной исполнительной власти за обеспечение конституционного права граждан Российской Федерации на достойную жизнь и свободное развитие». В законопроекте впервые в правовой практике современной России вводилось понятие уровня жизни: система из шестнадцати объективных показателей, которые характеризуют столь разностороннее понятие, как «уровень жизни». А также процедура установления целевых ориентиров показателей уровня жизни, которая предполагала наличие диалога между властью и обществом, различными социальными группами. Законопроект предлагал ответственность сторон политического процесса за невыполнение или ненадлежащее выполнение соглашений по уровню жизни, которые устанавливали целевые показатели и ориентиры подъема общественного благосостояния. Увы, из этого ничего не вышло. Стратегия без ответственности. Для введения системы ответственности за уровень и качество жизни 28 июня 2014 года был принят федеральный закон № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Но многие его нормы так и не были реализованы: не сформирован пакет основных документов стратегического планирования. Правительство не приступило к реализации стратегических планов. Сегодня, несмотря на более чем 60 тысяч принятых документов стратегического планирования, они не оказывают заметного влияния на экономическое развитие, поскольку не содержат никаких мер ответственности за их выполнение. Вместо развертывания законодательно утвержденной системы такого планирования правительство занялось национальными проектами, выполнение которых под вопросом. В отсутствие законодательно установленных норм их регламентации не приходится сомневаться в имитационном характере их реализации.

Более того, приходится констатировать, что данный закон оказался слишком сложным для прежнего российского правительства, которое сразу же после его принятия инициировало трехлетнюю отсрочку. До сих пор российским чиновникам не хватает компетентности для реализации предусмотренных этим законом процедур. Стратегическое управление носит имитационный характер. Официальные цели социально-экономического развития формулируются президентом России в качестве общих ориентиров качественного характера. Однако между показателями их достижения и реальными механизмами управления нет обратной связи. Необходимость мобилизации населения и ресурсов страны для борьбы с распространением и преодолением негативных последствий пандемии коронавируса дает хороший повод для запуска механизмов и процедур стратегического планирования. Международный опыт наглядно подтверждает очевидные преимущества стран, обладающих этими инструментами, по сравнению с теми, кто полагается на «невидимую» руку рынка. Взять последние события. Лучше всех с эпидемией справился Китай, руководство которого в плановом порядке не только ввело всеобщий карантин, но и организовало резкое наращивание производства необходимых приборов, медикаментов, средств защиты и дезинфекции. Теперь они предлагают свою помощь дезорганизованным странам Европы. Президент и правительство России оперативно разработали и приняли пакет срочных антикризисных мер. Они облегчат положение наиболее пострадавших предпринимателей, будут способствовать поддержанию экономической активности и деофшоризации экономики. Для поддержания взаимной торговли Евразийская экономическая комиссия временно обнулила импортные пошлины на медицинские и продовольственные товары первой необходимости, а также приняла меры по предотвращению появления новых барьеров на внутреннем рынке. Однако этого недостаточно. Нужно задуматься о перспективах социально-экономического развития после кризиса.

Прогнозы развития российской экономики, как, впрочем, и общемировой, выглядят весьма тревожно. Антикризисные меры усугубят и без того напряженное (из-за падения цен на нефть) состояние государственного бюджета – сокращают его доходную часть и увеличивают расходную. Что неизбежно ведет к образованию дефицита, для погашения которого средств Фонда национального благосостояния может не хватить. Если правительство будет вновь занимать их на рынке, то тем самым сократит и без того дефицитную ликвидность, сузит возможности поддержания деловой активности. Это лишь самая явная проблема, у которой в рамках проводимой макроэкономической политики нет решения. Ее продолжение вовлечет российскую экономику в новую спираль углубления кризиса. Если ЦБ попытается вновь гасить начинающуюся из-за девальвации рубля инфляционную волну очередным повышением ключевой ставки и снижением денежного предложения, то нас, очевидно, ждет повторение спазмов инвестиционной и деловой активности 2008–2009 и 2014–2015 годов. Через несколько лет это приведет к еще большему технологическому отставанию нашей экономики, снижению ее конкурентоспособности и следующей девальвации рубля с последующей инфляционной волной. Необходимо разорвать этот порочный круг самоуничтожения российской экономики и вывести ее наконец на траекторию опережающего развития при помощи упреждающего формирования институтов нового мирохозяйственного уклада. Для этого необходимо широкое внедрение цифровых технологий, прежде всего в сфере денежного обращения. Исторический опыт успешной политики развития свидетельствует о том, что для получения определенного прироста ВВП необходим двукратно более высокий прирост инвестиций, что требует соответствующего наращивания объема кредита как основного инструмента авансирования роста современной экономики. Наряду с догматизмом денежных властей запуску этого механизма в России объективно препятствует отсутствие эффективного валютного контроля, вследствие чего эмитировавшиеся в рамках антикризисных программ кредиты использовались коммерческими банками для покупки иностранной валюты, а не для кредитования реального сектора экономики.

Для контроля за целевым использованием эмитируемых для кредитования инвестиций денег предлагается использовать современные технологии создания цифровых валют (токенов) и контроля за их обращением (блокчейн). Для организации целевого кредитования надо создать Специальный институт развития, фондируемый Банком России в размере не ниже объема изымаемых из экономики денег. Например, для компенсации сжатия кредита с 2014 года необходимо около 15 триллионов рублей, из которых на начальном этапе можно выделить пять триллионов. Специнститут развития, создаваемый по образцу немецкой KFW (Германский государственный банк развития), эмитирует под этот объем денег, остающихся на корсчете в ЦБ, защищенные цифровыми технологиями «инвестиционные рубли», приравненные по покупательной способности и курсу обмена к обычным рублям. Целевые кредиты в инвеструблях предоставляются исключительно под специальные инвестиционные контракты под два процента (для госкорпораций) и четыре процента (для всех остальных) годовых для конечного заемщика. При этом не потребуются расходы на получение банковских гарантий, не нужны кредитные рейтинги, что позволяет сократить издержки еще на три процента. Все дальнейшее движение эмитированных таким образом денег автоматически контролируется при помощи блокчейн, вплоть до выплаты заработной платы, получения дивидендов и возвращения кредита. Отличием инвестиционного рубля от обычного является технология его учета и осуществления транзакций, основанная на принципе децентрализованных реестров блокчейн. Использование распределенных реестров позволяет достоверно контролировать потоки перемещаемых средств, исключает возможность вывода средств за контур инвестиционных проектов, обмена их на иностранную валюту без санкции Специального института развития. При этом современные решения в области блокчейн технологии позволяют сделать подобные распределенные реестры конфиденциальными, а информацию, содержащуюся в них, недоступной для постороннего анализа и вмешательства, в том числе иностранного. Введение в обращение инвеструбля не окажет воздействия на существующую банковскую систему, при этом он обладает рядом особенностей, делающим его привлекательным для финансирования инвестиций, в том числе государственных. К ним, помимо высокого уровня технической надежности, контролируемости и ограниченности в использовании, можно отнести возможность сохранения в реестре полной истории транзакций с каждым конкретным инвеструблем. Это позволяет проанализировать все его движения с момента эмиссии, что особенно важно в рамках противодействия коррупции, борьбы с легализацией преступных доходов, финансированием терроризма.

При этом инвеструбли могут использоваться в качестве средства платежа для любых текущих операций, включая оплату налогов и других обязательных платежей, за исключением покупки иностранной валюты. Правом продажи инвеструблей за иностранную валюту обладает только Специнститут развития. Он же может обменивать их на обычные рубли по номиналу с устанавливаемым им дисконтом. А правительство – использовать заимствуемые инвеструбли для финансирования целевых программ и капитальных вложений, предоставления займов региональным и местным органам власти для расходов на эти же цели. В свою очередь продавшие свои товары за инвеструбли товаропроизводители смогут при желании обменять их на обычные рубли в Специнституте развития. Запуск оборота инвеструблей можно начать с кредитования специнвестконтрактов, заключенных федеральными и региональными органами власти. На следующем этапе зона использования инвеструблей может быть распространена на взаимную торговлю в ЕАЭС, а также с третьими странами. Инвеструбли получат хождение на евразийском рынке как одна из международных валют. При этом Специнститут развития будет вести автоматический клиринг всех операций с использованием инвеструблей. Их правовой статус должен быть эквивалентен статусу рубля, позволяя инвеструблю обращаться на территориях государств ЕАЭС и третьих стран как обычному рублю. В условиях антироссийских санкций технология блокчейн, лежащая в основе функционирования инвеструбля, имеет особое преимущество в применении к международным расчетам. Платформы на основе распределенных реестров (такие как «Мастерчейн») позволяют обмениваться банковской информацией и осуществлять переводы, минуя контролируемый странами НАТО SWIFT и обеспечивая при этом самый высокий уровень надежности и достоверности. При этом исчезает необходимость в малоэффективных и коррупциогенных административных методах валютного контроля. Применение цифровых технологий для эмиссии обращающихся в международных расчетах рублей создает условия для перевода внешнеторговых операций на рубли и дедолларизации экономики. Запуск оборота инвеструбля даст мощный толчок развитию цифровых технологий в финансовом секторе, стимулирует проведение соответствующих НИОКР. Он мог бы стать одним из главных пилотных проектов программы «Цифровая экономика Российской Федерации». В результате его реализации в международных расчетах появится первая в мире национальная цифровая валюта, обладающая высоким потенциалом использования в трансграничных расчетах. Это будет способствовать становлению в России ведущей международной площадки развития IT-технологий в финансовой сфере.

Введение цифрового рубля кардинально повысит возможности неинфляционного и антикоррупционного расширения кредита, который будет иметь строго целевое назначение. Предоставление производственным предприятиям доступа к целевым квазибесплатным кредитам можно будет сделать безграничным (без риска разворовывания денег). Это позволит загрузить простаивающие мощности промышленности. В настоящее время предприятия России загружены на 60 процентов, безработица в обрабатывающей промышленности с учетом скрытой безработицы достигает 20 процентов, нет ограничений по природным ресурсам – большая часть экспортируется, вместо того чтобы перерабатываться. Лишь на пятую часть используется научный потенциал. Главная причина столь масштабного недоиспользования производственного потенциала – искусственно созданная банковской системой дороговизна денег. Обращение цифрового рубля посредством технологии распределенного реестра будет обходиться без коммерческих банков и не требовать дорогостоящих и малоэффективных процедур банковского и валютного контроля. Соответственно кредитование производственной деятельности может вестись на беспроцентной основе. Искусственный интеллект, блокчейн и смартконтракты заменят множество контролеров и посредников, наживающихся на завышении цены денег, которые становятся (принадлежащим государству) инструментом обеспечения связывания всех имеющихся в экономике ресурсов в производственном процессе. Электронная торговля, электронные декларации, режим единого окна для оформления всех разрешений регуляторов, автоматическая система контроля качества продукции и её соответствия техническим регламентам ЕАЭС, дистанционное обучение и работа на дому, безналичное денежное обращение и многие другие достижения нового технологического уклада будут освоены и кардинально повысят эффективность государственного регулирования. Все это – важнейшие основы новой экономики России, которые позволят стране, повторим еще раз, вырваться из порочного круга самоуничтожения» (Глазьев). По сути дела, Глазьев признал, что нынешнее Российское государство не может контролировать оборот национальной валюты даже внутри страны, и предложил использовать наряду с рублями, которые уже обращаются на Российском рынке (назовем их «деревянными рублями»), новые «цифровые рубли», контролировать хождение которых государство собирается через специальный институт.

Согласно Википедии, деньги — всеобщий эквивалент, служащий мерой стоимости любых товаров и услуг, способный непосредственно на них обмениваться. По своей форме деньги могут быть особым товаром, ценной бумагой, знаком стоимости, различными благами или ценностями, записями по счетам. По мнению сторонников трудовой теории стоимости, в частности К. Маркса, не деньги делают товары соизмеримыми, а наоборот: именно потому, что все товары представляют собой овеществленный человеческий труд и, следовательно, сами по себе соизмеримы по количеству затраченного труда (сопоставляются затраты количества рабочего времени с учетом квалификации труда, необходимого для воспроизводства товаров). Это позволяет стоимость всех товаров измерять одним и тем же специфическим товаром, превращая этот последний в общую для них меру стоимости, то есть в деньги. Обычно деньгами становится товар с высокой ликвидностью (его легче всего обменять на другой товар, например скот). Помимо меры стоимости для других товаров, деньги являются средством обращения, то есть тем товаром, который является посредником в процессе обмена. Кроме того, функцию денег могут выполнять различные вещи, иные вещные права, обязательства и вещно-обязательственные комплексы. В отличие от товаров, которые после обмена уходят из обращения, деньги в качестве средства обращения всегда находятся в нем, непрерывно обслуживая акты обмена товарами. В современных условиях в роли денег выступают не столько конкретные товары (например, золото или иные драгоценные металлы, из которых делаются инвестиционные монеты), сколько обязательства государства или центрального банка в форме банкнот. Самостоятельной стоимости такие деньги не имеют и являются эквивалентом лишь номинально. Государство обязывает граждан принимать банкноты и монеты в качестве законного средства платежа на данной территории. Для Российской Федерации это указано в Федеральном законе от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ст. 29, банкноты (банковские билеты) и монеты Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации.; ст. 30, банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка России и обязательны к приему по нарицательной стоимости при осуществлении всех видов платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории Российской Федерации) и в Гражданском кодексе Российской Федерации (ст. 140, рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации).

Со времени формирования централизованного государства на Руси и начала регулярной чеканки монеты в Москве, деньгой стала называться монета достоинством в полкопейки, то есть одна двухсотая рубля. Кроме деньги, были и другие монеты: полушка – полденьги; грош — две копейки; алтын — три копейки («Не было ни гроша, да вдруг алтын»); пятак — пять копеек; гривенник — десять копеек; пятиалтынник — пятнадцать копеек; двугривенник — двадцать копеек; полтина — полрубля; рубль (от глагола «рубить»), или тин (от глагола «тинать»). Обычно выделяют такие функции денег. 1. Мера стоимости (иногда счетная единица). Разнородные товары приравниваются и обмениваются между собой на основании цены (коэффициента обмена, стоимости этих товаров, выраженных в количестве денег). Цена товара выполняет такую же измерительную функцию, как в геометрии длина у отрезков, в физике масса у тел. Для измерений не требуется досконально знать, что такое пространство или масса, достаточно уметь сравнивать искомую величину с эталоном. Денежная единица является эталоном для товаров. В условиях нетоварных денег возникает вопрос об использовании денег в качестве меры стоимости самих денег (продажа денег в качестве товара, обмен денег на деньги). Также от характера денег зависит, являются ли деньги устойчивой мерой стоимости. Некоторые авторы считают, что устойчивость сохраняется лишь пока товарная масса по стоимости многократно превышает денежную. При выходе товарно-денежного обращения на уровень баланса товарной и денежной массы деньги утрачивают эту функцию. 2. Средство обращения. Деньги используются в качестве посредника в обращении товаров. Для этой функции крайне важны легкость и скорость, с которой деньги могут обмениваться на любой другой товар (показатель ликвидность). При использовании денег товаропроизводитель получает возможность, например, продать свой товар сегодня, а купить сырье лишь через день, неделю, месяц и т. д. При этом он может продавать свой товар в одном месте, а покупать нужный ему совсем в другом. Таким образом, деньги как средство обращения преодолевают временные и пространственные ограничения при обмене.

  1. Средство платежа. Деньги используются при регистрации долгов и их уплаты. Эта функция получает самостоятельное значение для ситуаций нестабильных цен на товары. Например, был куплен в долг товар. Сумму долга выражают в деньгах, а не в количестве купленного товара. Последующие изменения цены на товар уже не влияют на сумму долга, которую нужно оплатить деньгами. Данную функцию деньги выполняют также при денежных отношениях с финансовыми органами. Сходную по смыслу роль играют деньги, когда в них выражают какие-либо экономические показатели. 4. Средство накопления. Деньги, накопленные, но не использованные, позволяют переносить покупательную способность из настоящего в будущее. Функцию средства накопления выполняют деньги, временно не участвующие в обороте. В отличие от товаров, деньги не исчезают при потреблении. Однако нужно учитывать, что покупательная способность денег зависит от инфляции. 5. Мировые деньги. Внешнеторговые связи, международные займы, оказание услуг внешнему партнеру вызвали появление мировых денег. Они функционируют как всеобщее платежное средство, всеобщее покупательное средство и всеобщая материализация общественного богатства. До XX века роль мировых денег играли благородные металлы (в первую очередь, золото в форме монет или слитков). Сейчас мировыми деньгами обычно считают резервные валюты (в настоящее время это доллар США, швейцарский франк, евро, английский фунт, японская иена). Для прямых международных платежей могут применяться деньги и других стран. Например, платежная система CLS позволяет свободно конвертировать 18 валют. Любая из них выполняет роль международного платежного средства. Исторически первые банки были местом хранения денег и других ценностей. О наличии денег на хранении выдавался сертификат (квитанция), который удостоверял, что деньги находятся у банкира на хранении, и предъявитель сей бумаги получит определенную сумму. Теперь для оплаты крупной покупки достаточно было передать сертификат, а не стопку монет. Со временем эти сертификаты стали иметь такую же силу, как и реальные деньги. Так появились первые бумажные деньги, возникшие из практики использования банковских сертификатов (квитанций). Само слово «банкнота» происходит от английских слов «bank note», что означает «банковская запись». Сейчас все современные денежные системы основываются на фиатных деньгах (то есть знаках стоимости, заместителях реальных денег).

Товарные (вещественные, натуральные, действительные, настоящие) деньги — деньги, в роли которых выступает товар, обладающий самостоятельной стоимостью и полезностью. Такие товары могут использоваться не только в качестве денег: например, золотую монету можно переплавить в ювелирное украшение. Именно такими деньгами являются все товары, которые выступали эквивалентами на начальных этапах развития товарного обращения (скот, зерно, меха, жемчужины и т. п.), а также металлические деньги — медные, бронзовые, серебряные, золотые, платиновые полновесные монеты. Адам Смит рассказывал, что в его время (XVIII век) в некоторых шотландских селениях между рабочими был распространен обычай платить торговцам вместо мелкой монеты железными гвоздями, которые охотно принимались и имели вполне определенную стоимость. В конце XIX века Швейнфурт нашел у племени бонго (в Судане) использование в качестве денег железных наконечников копий. Обеспеченные (разменные, представительские) деньги — знаки или сертификаты, которые могут быть свободно обменены по предъявлению на фиксированное количество определенного товара или товарных денег, например, на золото или серебро. Первоначально банкноты удостоверяли наличие соответствующего количества полновесной монеты и являлись обеспеченными деньгами. Однако на сегодня, после отмены золотого стандарта, банкноты больше не гарантируются обменом на фиксированный товар и превратились в символические деньги, сохранив прежнее название. Все современные (фиатные) деньги, в том числе и мировые резервные валюты, подвержены инфляции (на одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно купить меньше товаров и услуг, чем прежде). Это связано, прежде всего, с кредитной функцией денег. Любой банк мира выдает кредиты (дает деньги в долг) под определенный процент, в результате чего денег становится больше, а никаких товаров на «кредитный» избыток денег не производится. Для современных экономик, в которых роль денег исполняют обязательства, не имеющие собственной стоимости (фиатные деньги), незначительная инфляция считается нормой и находится обычно на уровне нескольких процентов в год. В общем случае в экономической науке различают следующие причины инфляции: 1. Рост государственных расходов, для финансирования которых государство прибегает к денежной эмиссии, увеличивая денежную массу сверх потребностей товарного обращения. Наиболее ярко выражено в военные и кризисные периоды. 2. Чрезмерное расширение денежной массы за счет массового кредитования, причем финансовый ресурс для кредитования берется не из сбережений, а из эмиссии необеспеченной валюты.

  1. Монополия крупных фирм на определение цены и собственных издержек производства, особенно в сырьевых отраслях. 4. Монополия профсоюзов, которая ограничивает возможности рыночного механизма определять приемлемый для экономики уровень заработной платы. 5. Сокращение реального объема национального производства, которое при стабильном уровне денежной массы приводит к росту цен, так как меньшему объему товаров и услуг соответствует прежнее количество денег. 6. Увеличение и ввод новых государственных налогов, пошлин, акцизов и т. д., при стабильном уровне денежной массы. Датский экономист Б. Хансен ввел понятия открытой и подавленной (скрытой) инфляции. Открытая инфляция проявляется в продолжительном росте цен. Скрытая инфляция характеризуется тем, что цены и заработная плата находятся под жестким контролем государства, а основной формой выражения является товарный дефицит. Неравномерный рост цен по товарным группам порождает неравенство норм прибылей, стимулирует отток ресурсов из одного сектора экономики в другой (в современной России из промышленности и сельского хозяйства в торговлю и финансово-банковский сектор). Подавление инфляции характеризуется внешней стабильностью цен при активном вмешательстве государства. Административный запрет повышать цены обычно приводит к нарастающему дефициту тех товаров, на которые цены должны были бы повыситься без государственного вмешательства, не только из-за первоначального повышенного спроса, но и в результате снижения предложения. Государственное субсидирование разницы в ценах для производителя или потребителя не сокращает предложение, но дополнительно стимулирует спрос. Таким образом, единственным реальным способом, победить инфляцию, является полный государственный контроль за всеми финансовыми потоками внутри страны, при обязательном обеспечении более высокого роста ВВП страны по сравнению с кредитным процентом. Другими словами, если Государственный Банк выдает кредиты под 3% годовых, то рост ВВП страны за тот же год должен превышать 3%. Величина роста ВВП в 2 – 3% годовых является предельной при «простом воспроизводстве», так как только такая величина может быть покрыта интенсификацией современного производства товаров и услуг. Любой рост ВВП выше этой отметки возможен сегодня только за счет экстенсивных процессов и обязательно приведет к «расширенному воспроизводству». Расширенное же воспроизводство всего человеческого (потребляемого сырья, производимых товаров, численности самого человечества) приводит к не разрешаемому кризису внутри ноосферы Земли, что мы сегодня и наблюдаем «в полный рост». К слову сказать, примерно то же самое предлагает и Глазьев, только он не видит возможности взять под контроль государства все финансовые потоки в стране, и предлагает ввести новые «цифровые деньги», которые будут обращаться наравне с «деревянными».

Автор же предлагает иной выход из создавшейся в мире финансовой ситуации. Вместо того чтобы вводить дополнительные «инвестиционные деньги» (деньги, контролируемые государством), автор предлагает сделать таковыми все рубли, находящиеся сегодня в обороте. А для этого необходимо национализировать (на платной основе, но по правилам государства, а не МВФ) всю банковскую систему страны и организовать единый Государственный Банк России. Новые же деньги (частично обеспеченные золотом прямо на банкноте) начинают ходить в стране, спустя какое-то время, а их производство и обращение на международном уровне начинается сразу после проведения национализации банков. Для чего России необходимо создать новый Мировой Открытый Банк торговли, в котором и будут ходить «золотые червонцы». Вступить в этот банк могут любые страны современного мира (если нет возражений со стороны всех действительных участников Банка) после внесения в банк металлического золота, не меньше определенного веса. Другими словами, «золотые червонцы» становятся новой резервной мировой валютой. И их хождение внутри страны становится возможным только после признания в качестве мировой валюты большинством стран мира (новая валюта должна, как следует, освоиться на международном рынке и обрести там свою номинальную стоимость). Только после этого становится возможным обменять все бывшие «деревянные рубли», хранящиеся в Государственном Банке, на «золотые червонцы» по номинальному курсу. Ну а все наличные рубли после такого обмена моментально превращаются в нумизматическую ценность. Во время данного переходного периода можно (и нужно!) резко увеличить ВВП страны, постепенно сокращая процент по кредиту. Ну а после начала обращения «золотого червонца» внутри страны государство должно начать ограничение роста ВВП страны (не более 2 – 3% ежегодно). И делать все возможное для плавного перехода страны от расширенного воспроизводства к простому воспроизводству, включая возрастание в экономике роли «вторичного сырья», переработку мусора и т.д. и т.п. Об этом на страницах этого сайта написано уже немало, а потому, автор не будет повторяться. В любом случае, новое построение общества потребует новой экономики, а та, в свою очередь, — новых денег.