Homo Argenteus: Новое мировоззрение

Триединство мира

Триединство мира

Предлагаю Вашему вниманию интересную статью А.С. Харитонова под названием «Семь функций социально-экономического управления или Математик взялся за социологию» (источник: https://ss69100.livejournal.com/5067394.html). «Культура, образование и просвещение – это одна из функций социально-экономического управления, которая должна разъяснять, как правильно пользоваться математическими диадами и триадами, редукцией и холизмом. Так законы статической механики разработаны на принципе диадности в методологии редукционизма (методологического принципа, согласно которому сложные явления могут быть полностью объяснены с помощью законов, свойственных явлениям более простым, например, социологические явления объясняются биологическими или экономическими законами), а закономерности организации физического тела, человека и общества познаются на принципе триединства в методологии холизма (позиции в философии и науке по проблеме соотношения части и целого, исходящей из качественного своеобразия и приоритета целого по отношению к его частям). Этот факт поясняется в статье на примере определения статистической энтропии, равной мере хаоса в двух классах переменных, и статистической энтропии, равной сумме мер хаоса и порядка в трех классах переменных. Практические задачи социально-экономического управления можно направить, по нашему мнению, на удовлетворение основных потребностей населения в следующих обобщенных товарах и услугах: — 1. питание, включая воду, воздух и здоровую окружающую среду; — 2. одежда и обувь; — 3. жилье и тепло; — 4. медицинская помощь; — 5. социально-экономическая справедливость и безопасность; — 6. культура, образование и просвещение; — 7. организация и формирование советов, как формы коллективного самоуправления, где каждый член общества воспитывается как творческая личность и как ответственный управленец, осознающий ценность своей и чужой жизни, своего и чужого труда. Оставим тему правильного учета исходных ресурсов: людей, территории и природных богатств за рамками темы этой статьи. Напомним, что Н. Макиавелли отметил, что для удержания своей власти злые управленцы должны выполнять эти функции с точностью наоборот, чтобы их все боялись. И таких примеров в истории общества предостаточно. Содержание же настоящей статьи показывает, что у нас до сих пор отсутствует научная база для разумного исполнения этих 7-ми функции социально-экономического управления.

Понимая, что время, ресурсы и средства их производства ограничены природой, необходимо каждому управленцу научиться их разумно распределять свое время и силы по этим семи функциям. Из науки управления известно, что идеальное распределение каких-то ограниченных ресурсов описывается спирально-волновым процессом, основанным на золотой пропорции. Этот идеал задан естественными закономерностями организации природы на принципе триединства (триадности или тринитаризма). Что подтверждают и наши исследования. Семь функций можно представить иерархией взаимодействия трех триад, описываемых золотой пропорцией, и будем считать, что теоретическая модель оптимального распределения времени и сил управленца существует на основе достижений современного метода Фибоначчи. Ее можно описать удовлетворительно качественно словами, используя представления о духовности, нравственности, красоте, справедливости и традиционную математику, уделяя внимание поочередно всем 7-ми базовым потребностям общества. Однако еще Н. Макиавелли предложил скрывать научную истину и правила управления для государства-противника, навязывая принцип диадности, чтобы оно само развалилось. Сокрытие научных истин и законов природы мы относим к информационной диверсии, к тому историческому периоду развития цивилизации, когда войны между государствами и народами были их нормой. Главным инструментом информационных диверсий, скрывающим объективные принципы и законы природы, являлись и до сих пор являются, по нашему мнению, аксиомы математики и умолчание границ применимости той или иной научной теории. Разоблачение информационных диверсий, созданных умышленно или исторически и случайно, должно стать содержанием современной системы образования. Рассмотрим использование принципов диадности и триединства при примере определении статистической энтропии (меры внутреннего превращения) исследуемой системы. Л. Больцман установил математическую связь энергии и пространства событий и ввел постулат о статистическом равновесии замкнутой системы в 1872 г. Эта связь и постулат о равной вероятности изоэнергетических событий послужил основой возникновения и развития статистической механики. В ней энтропия определена равной мере хаоса, и описано статистическое выражение второго закона термодинамики на принципе диадности. Л. Больцман указал в 1903 году, что его постулат описывает «фиктивный газ» (материальные точки – бинарные объекты) и он не соответствует свойствам реальных физических тел.

Так, энтропия, равная мере хаоса, соответствует эволюции замкнутой системы, состоящей из материальных точек, к деградации и саморазрушению, что известно, как парадокс «тепловой смерти Вселенной» и как противоречие статистической механики опыту существования и развития сложных физических, биологических и социальных систем. С одной стороны, открытие Л. Больцмана стало фундаментальной базой современной статистической науки. Так статистическая механика, квантовая физика и статистика социально-экономических систем используют его открытие и его постулат. С другой стороны, этот его постулат о равной вероятности привел к противоречию статистической механики с опытом, так как он оказался слишком сильным упрощением свойств реальной физической системы. «Тело живого организма работает не как термодинамическая машина» – писал В. Томсон еще в 1842 г. Поэтому сам Л. Больцман призвал в 1903 г. следить за аксиомами и постулатами математики, чтобы они не исключали из исследования важные свойства описываемого физического объекта. Для разрешения этого противоречия Н.В. Бугаев предложил разработать новую математическую науку, аритмологию. Н.А. Умов указал на необходимость принципиально новой физики, основанную не на модели материальной точки. П.А. Некрасов указал на необходимость учета памяти при статистическом описании реальных систем. А.А. Богданов указал на необходимость разработки тектологии, науки об организации природы, человека и общества. Так как было установлено и понятно многим исследователям, что законы движения материальной точки не описывают эволюцию и развитие биологической и социально-экономической систем. К.П. Рашевский написал, что необходимо отказаться даже от догмата натурального ряда. Ю.С. Владимиров указал, что необходимо найти новые начала арифметики, геометрии, пространства и времени для разработки реляционной физики на принципе тринитарности. Сохраняя математическую связь энергии и пространства событий, найденную Л. Больцманом, и мы отказались от постулата о равной вероятности и ввели новые логарифмические функции: меры хаоса и порядка, 1971г. Эти функции определяют статистическую энтропию, равной сумме мер хаоса и порядка.

Равенство этих функций включает постулат Л. Больцмана как свой частный случай. Далее мы установили, что такая энтропия позволяет описывать изменения структуры в физическом теле, и ввели третий класс переменных, описывающих структуру. Далее мы получили, что в процессе развития сложной системы: насколько возрастает структурная энтропия, настолько убывает термодинамическая энтропия, например, при образовании цепной макромолекулы. Обнаружилось новое уравнение баланса для описания структурных свойств системы, которого нет в статистической механике, и новую динамическую переменную: набор типов степеней свободы. Вместо гипотез о существовании частицы и ее локальном равновесии, мы ввели равновесие трех процессов рассеяния энергии по координатам, импульсам и структуре. Далее мы перешли к описанию организации физического тела, используя связь энергии и пространства событий в трех классах переменных. Организация физического тела возникает, развивается и гибнет, ей свойственна память, воля, предназначение, механизмы обратной связи, сложность организации и предыстория своего возникновения. Поэтому мы ввели баланс трехсущностного взаимодействия Бытия и Небытия. Соответственно мы ввели холистическую модель числа и получили описание становления организации физического тела в открытой системе на принципе триединства в отличие от законов статистической механики, построенной на принципе диадности или дихотомии.

  1. Открытая сложная система стремится к новому способу преобразования поглощенной материи и обладает памятью, волей и предназначением.
  2. Открытая сложная система генерирует новые структуры для поддержания определенного отношения между хаосом и порядком, соответствующего минимуму свободной энергии ее образования /Н.И. Кобозев, 1943 г./.
  3. Открытая сложная система разделяется на разные структурные подсистемы, формируя между ними три типа границ: в геометрическом пространстве, в интервале температур и набора различных структур.
  4. Одни выделенные подсистемы фиксируют свою структуру, удовлетворяя принципу диадности и законам статистической механики, а другие подсистемы ускорено генерирует новые структуры для поддержания минимума свободной энергии всей организации, удовлетворяя принципу триединства, третьи подсистемы выполняют функцию границ между первыми двумя.
  5. Причина ускоренного развития сложной подсистемы обусловлена внешним равновесием Бытия и Небытия и внутренним взаимодействием с подсистемами с фиксированной структурой и их границами.
  6. История организации общества описывается ускоренным ростом ее сложности во внутренней системе отсчета – новым динамическим параметром для современной физики /Ю.Л. Щапова, 2011 г./
  7. Если организация физической системы не развивается и не сохраняет память о прошлом, то она гибнет и уходит в Небытие. Методом проб и ошибок в естественном отборе в природе остались преимущественно саморазвивающиеся организации, в которых происходит ускоренный рост сложности организации и растет память о предыдущем опыте.
  8. Биологическая организация формирует искусственную среду своего существования, включая не только новые организмы, материальные изделия, динамические частицы и новые структуры, но информацию в виде идеальных объектов: мифов, числа, алгоритмов, физические теории и мировоззрения. При этом известные физические теории оказываются частным случаем, когда изменением организации физического тела, человека и общества можно пренебречь, считать, что организация физического тела зафиксирована, и для нее выполняется золотая пропорция, и поэтому ее эволюцией можно пренебречь /Ф.А. Гареев , 2010 г/.

Напомним, что идею о парных категориях хаоса и порядка можно встретить еще в древней Греции в стихах Эпихарма, в трудах Н.А. Бердяева, Н.И. Кобозева, А.Ф. Лосева. Г. Одум и Э. Одум описали организацию американской экономики на балансе хаоса и порядка, 1973 г. Поэтому отождествление роста хаоса с дезорганизацией системы ошибочно. Говоря о росте хаоса, многие вводят неосознанно себя и слушателей в заблуждение. Теория динамического хаоса и теория информации оказываются разными частными случаями, когда организация физического тела зафиксирована, и ошибочно распространять законы систем с фиксированной организацией на научное мировоззрение и свойства организации биологических и социальных систем. Во-первых, организация физических тел асимметрична в пространстве и времени, во-вторых, она генерирует новые структуры и новые границы, эволюционирует к новой структурной гармонии путем развития динамических элементов или гибнет. Поэтому задачи социального управления, исполняемые на основе принципа диадности (дуализма) и законов материальной точки, будут приводить к разрушению существующей организации общества. Поэтому так важна 6-я функция управления, работа институтов образования и воспитания, разъясняющих принципы триадности и диадности. В-третьих, для формализации принципа триединства потребовались новые функции и иные аксиомы математики. Динамическими элементами, которые эволюционируют, являются не только человек, материальные изделия, но и мифы, число, аксиомы и законы общества. В общем виде условие познания законов природы сформулировал С. Франк: сложность инструмента исследования должна соответствовать сложности описываемого объекта. Математика, как инструмент исследования, строит модели объектов, как логичные проекции определенных их свойств, что-то фиксируя и чем-то пренебрегая. Аксиомы математики (простые истины) исключают исследование сложных явлений, к которым относятся эволюция и развития организации сложной системы и тем более живой природы. «Чем ближе к истине, тем опаснее ложь» – отметил К. Лихтенберг. То есть, если аксиомы математики исключают исследуемые свойства объекта, то такие математические модели могут быть источником научных заблуждений, информационных угроз. Механика, термодинамика и статистическая механика пренебрегают организацией физических тел. И если этот факт умалчивается, то это есть сознательная или бессознательная информационная диверсия для социально-экономического управления.

В результате традиционная наука и система образования скрыли проблему понимания организации физического тела, сделала непознаваемой законы эволюции и физику живого организма, исказили функции социального управления по обеспечению выживания и развития человека и общества. Как на сильных упрощениях принципа диадности социальное управление может быть эффективным? Таким образом, 6 функция социального управления: выполняется, весьма, не качественно, подменяя фундаментальные знания об организации физических тел и живых организмов разными частными теориями и моделями, справедливыми для материальной точки. СССР развалился, в том числе из-за интеллектуальных диверсий, принятых в его системе образования. Важен предыдущий опыт достижений и ошибок общества для эффективного выполнения 6-ой функции социально-экономического управления. Из наших исследований следует, что ошибкой традиционной науки является пренебрежение организацией физических тел, ускоренным ростом ее сложности – новым для физики явлением с новыми динамическими переменными и ее асимметричными свойствами в пространстве и времени. Эта ошибка оказалась фундаментальной, так как она исказила законы сохранения и превращения энергии и причинно-следственных связей в природе, ограничившись их моделью, справедливой для материальной точки. На примере экономики видно, что целью развития экономики является создание качественно нового товара или услуги или известного товара и услуги с меньшей себестоимостью. Задача социально управления – это формирование и развитие новой творческой личности. Принцип формирования чего-то нового, сохраняя лучшее старое, – это самое общее свойство организации физического тела, человека и общества, определяющее их эволюцию и развитие. Это фундаментальное свойство: стремиться к новому, лежит за рамки законов статистической механики, постулата Л. Больцмана о равновероятности, определения в энтропии, равной мере хаоса, и свойств натурально ряда. Напомним, что это основное свойство открытой системы формировать новые структуры установил Н.И. Кобозев в 1943 г. и получил за это докторскую степень, но его научные достижения попали под репрессии 1948 г. В прикладных задачах удобно пользоваться упрощенными теориями, в которых математику можно начинать с натурального ряда, но в этих случаях надо понимать границы применимости этих теорий, чтобы не совершать существенные ошибки в научном мировоззрении и социальном управлении.

Итог. В статистической механике постулировано, что материальные точки все одинаковы или тождественны, находятся в однородном и изотропном пространстве и времени, изменяют свое состояние под действием разных внешних сил. Тогда система, состоящая из материальных точек, стремится без внешних воздействий к единственному состоянию с минимумом свободной энергии своего образования в двух классах переменных: координат и скоростей (импульсов). Система, состоящая из материальных точек, не обладает самодвижением, не имеет механизмов обратной связи для саморегуляции, не гибнет и не способна к развитию и описывается традиционной математикой, основанной на натуральном ряде, геометрии Евклида и математическом анализе. Свойства системы, состоящей из материальных точек, описывается принципом диадности или дихотомии, бинарными функциями и ростом статистической энтропии, равной мере хаоса. Все организации физических тел разные, одинаковых организаций нет (одинаковых людей и одинаковых электронов не существует), находятся они в неоднородном и не изотропном пространстве и времени. Но закон их самодвижения у всех один тот же: поиск минимума свободной энергии своего образования, который описывается оптимумом по золотой пропорции между хаосом и порядком в трех классах переменных и который нарушается поглощаемой материей и генерацией новых структур. Три класса переменных порождают 3! = 6 вариантов минимума свободной энергии образования для каждой организации, между которыми происходят постоянные ее внутренние перестроения. Один из вариантов — это гибель организации, поэтому повторяющими в процессе развития являются пять вариантов минимума свободной энергии образования организации. Она описывается принципом триадности, триединства, тринитарности. Золотое отношение — это иррациональное число, которое на практике не достижимо, организации постоянно осциллируют около него, каждая на своем масштабе взаимодействий между пятью вариантами минимума свободной энергии образования организации, в случае своего выживания и развития. Когда организацию физического тела можно считать устойчивой, и ее внутренними осцилляциями можно пренебречь, ее можно моделировать моделью материальной точки.

Например, организация Солнечной системы по модели И. Кеплера находится в состоянии гармонии по золотой пропорции, и ее можно описывать законами механики И. Ньютона. Постоянный рост новых структур — это основной процесс эволюции каждой организации физического тела в открытой системе и тем более организма человека. «Человек – мера всех вещей…» – Протагор, а мозг человека – это пример для функционирования системы самоуправления на всех этажах иерархии институтов общества» (Харитонов). Очень поучительная статья и, кстати, эволюция любого человеческого общества всегда и везде происходит именно по схеме Харитонова. Представьте себе шестиугольник, в котором верхняя и нижняя параллельные стороны представляют собой устойчивое развитие, либо более традиционного общества (верхняя сторона), либо менее традиционного общества (нижняя сторона). В этом случае развитие общества идет от одной точки «минимума свободной энергии образования для каждой организации» к другой, при этом общество не изменяется — остается либо более традиционным, либо менее традиционным. А две стороны шестиугольника (слева и справа) указывают нам на эволюцию общества от одного состояния к другому, при котором происходит частичное уничтожение «отжившей организации общества». Крайние вершины (левая и правая) данного шестиугольника как раз и показывают нам, что произошло такое уничтожение. И в этих вершинах мы опять-таки наблюдаем «минимумы свободной энергии». Очевидно, что, если на оси ординат отложено текущее время, то данный шестиугольник будет разорван и сильно разносторонним (очень «кривым»). Однако если заменить время — на Харитоновскую «энтропию» («хаос и порядок»), то шестиугольник тут же замкнется и превратится в равносторонний (будет подчиняться «гармонии золотой пропорции»). Традиции Запада и Востока (в том числе, и России) очень сильно отличаются друг от друга. Именно по этой причине, когда в России происходит «слом» более традиционного общества, там наблюдается максимум «хаоса». При этом на Западе, наоборот — максимум «порядка». Максимум же «порядка» в России наблюдается при «сломе» менее традиционного общества (на Западе в это время наблюдается максимум «хаоса»). И все эти изменения происходит периодически (каждые двадцать пять лет) при смене поколения «Главного Заказчика будущего» (работающих людей в возрасте 25 – 50 лет). Вот так все и крутится на нашей планете! Человеческая логика опирается исключительно на дуальности, в которые человек искренне верит, и ему очень трудно ввести туда еще третью – структурную составляющую. А между тем, уже в древности люди понимали, что третья составляющая необходима. Недаром в Библии говорится именно о троице – «Отце, сыне и Святом Духе». Отец и сын представляют собой противоположности в дуальности, а Святой Дух – их структурную составляющую.

Вот что по этому поводу пишет В.Л. Правдивцев в своей статье «Триединство мира и фрактальность сознания». «То, что весь мир наполнен ритмами, мы знаем из собственного опыта: ритм сердца и ритм дыхания, суточный, месячный, годовой ритмы… Их связывают с вращением Земли, Луной, Солнцем. Догадываемся и о более продолжительных периодах: о 7 и 12-летних. А история явно намекает на еще большие. Например, на столетние: материализм и рационализм, господствующие в середине каждого века, с загадочной закономерностью сменяются романтизмом и мистическими настроениями на стыке столетий. Если внимательно вглядеться в исторические события, то можно заметить и пятисотлетний ритм. Кто-то видит здесь связь с так называемыми Большими Парадами Планет. Они происходят один раз в 480-500 лет, когда планеты Солнечной системы скапливаются с одной стороны нашего светила и суммируют свое воздействие. И каждый раз это событие знаменует переломный момент в истории человечества. Длится такой Парад планет всего несколько лет, но за эти годы он высвобождает накопленные в человечестве скрытые силы и как бы программирует судьбу нашей цивилизации на целые пять веков. Так произошло и пятьсот лет назад, когда на место «женской» эпохи синтеза (объединения) пришла очередная «мужская» – эпоха анализа (разделения, расчленения, обособления). Для подобных эпох характерно стремление активно воздействовать на окружающий мир: ломать, разрушать, расчленять, преобразовывать, перестраивать всё и вся… Лучше всего эту эпоху характеризует приставка «раз» – раздел, распад, раскол, разложение, разгром, развод… Революционные открытия Коперника, Дж. Бруно, Галилея ошеломили и внесли смуту в умы европейцев: Земля вращается вокруг Солнца, Вселенная бесконечна! С этих открытий началась новая «пятисотлетка» с победоносным шествием науки и научных, прежде всего, аналитических методов познания. Не только в науке, но и во всех сферах жизни эти столетия доминировало стремление разложить все «по полочкам», «упорядочить мировой хаос». Четко, раз и навсегда отделить: истинное от ложного, хорошее от плохого, красивое от уродливого, святое от греховного… И не удивительно, что попытки обнаружить некие всеобщие законы, царящие в природе, привели, прежде всего, к формулировке так называемого Закона Дуальности. Мы знаем его также под именами Закона Двойственности, Бинарности, Полярности, единства и борьбы противоположностей… Этот закон говорит о попытках разделить Единое на две противостоящие сущности (ЯН – ИНЬ, добро – зло, свет – тьма, мужское – женское, духовное – материальное, плюс – минус, плохо – хорошо, активное – пассивное, созидание – разрушение, будущее – прошлое, рождение – смерть, порядок – хаос, синтез – анализ и т.д.).

Конечно, ощущение двух оппозиций дает возможность как-то ориентироваться в этом мире. Эти две крайности чем-то напоминают две стенки темного коридора. Попеременно утыкаясь то в правую, то в левую стенку, даже слепец может более или менее удачно двигаться в нужном направлении… Конечно, уходящая в прошлое эпоха выполнила свою задачу: путем «специализации» она смогла углубить знания человечества в самых разных областях деятельности. «Распределение обязанностей» и классифицирование всего и вся помогло накопить огромный опыт и колоссальные объемы информации. Бинарная логика лежит в основе всей компьютерной и цифровой техники. Но это лишь на первый взгляд кажется, что бинарность – безобидная философская или математическая категория. Совершенно не случайно бинарная или так называемая «бивалентная» логика «да–нет», нацеленная на поиски «абсолютной истины» и «абсолютной правоты» (или «абсолютной неправоты»), культивируется тоталитарными режимами. Ее задача – привить сообществу определенный тип мышления, личный и групповой эгоизм, который проявляется в противопоставлении «Я и Они» или «Мы и Они». «Они» – это кто угодно, кто не согласен с нами. Это – «противники», «внутренние и внешние враги», инакомыслящие. На таких «врагов народа» легко списать и непопулярные в народе меры и несостоятельность властей, оправдать безответственность и эгоизм правителей. Кроме того, бивалентная логика поддерживает основу тоталитарного мышления – логический фатализм. Главным из его принципов является принцип исключения третьего, где каждое высказывание или истинно, или ложно. «Или–или». Промежуточных состояний или чего-то Третьего – не дано! Все противоречия – только антагонистические. А это подразумевает уничтожение одной из противоположностей. Отсюда и далеко идущие практические последствия: «кто не с нами, тот против нас», мирное сосуществование противоположностей невозможно, врагов надо уничтожать любыми способами! Сегодня мы дошли до пика – до культа разума и логических построений, культа фактов и технологий. Мы достигли совершенства в умении разрушать и уничтожать. Расщепление атома – вторжение уже в иные измерения и миры – стало апофеозом эпохи разделения… И тут обнаружились потери. Мир оказался разрозненным и расчлененным. В науке уже сотни дисциплин, специалисты разных областей знаний перестали понимать друг друга. Как точно охарактеризовал конец этой эпохи один из ведущих ученых нашего времени Юрий Иванович Кулаков (Новосибирск): «Наука действительно стала производительной силой, но перестала искать Истину. Безрадостный рационализм, пытаясь все формализовать, перевести на мертвый язык алгоритмов, сделал Истину малопривлекательной».

Сегодня стало очевидным, что сведение жизни к противостоянию и борьбе противоположностей оказалось малопродуктивным. Что попытки искусственно расчленять мир на антагонистические части порождают, и будут порождать многочисленные проблемы. Что понимание дуальности, бинарности мира – лишь один из первых шагов к его познанию. Что же можно противопоставить губительному влиянию на человека и человечество бивалентной логики? В свое время при посещении Московского госуниверситета Лауреат Нобелевской премии (1922) знаменитый датский физик Нильс Бор (1885-1962) на стене кафедры теоретической физики оставил весьма крамольную для советской идеологии надпись: «Contraria non contradictoria rad complimenta sunt». («Противоположности не противоречат, а дополняют друг друга»). Сегодня эпоха разделения заканчивается. Ей на смену идет очередная эпоха синтеза. Нет, она не отвергает Двойственности мира, но осмысляет ее иначе. И делает следующий шаг в познании мира. В наше время ученые на новом уровне вновь возвращаются к Закону Троичности, почитавшемуся еще древними мудрецами. Это закон предполагает наличие уже не столько антагонизма парных оппозиций, сколько их примиряющего сосуществования. И на самом деле, невооруженным глазом видно, что мир зиждется не столько на борьбе, сколько на взаимодействии противоположностей. Только благодаря взаимодействию Света и Тьмы, рождаются полутени, и мир становится видимым и познаваемым. Именно взаимодействие активного и пассивного, мужского и женского начал Космоса и порождает жизнь. Жизнь – это состояние между рождением и смертью, порядком и хаосом, прошлым и будущим, добром и злом, тьмой и светом. Это и мудрость сохранения равновесия при наличии двух противоположных тенденций. Это и понятие меры, и «золотая середина», о которых всегда говорили мудрецы. Это и «лезвие бритвы», на котором балансирует бытие, пытаясь воспрепятствовать избыткам и недостаткам. Закон Троичности универсален в своих проявлениях. Этот закон и понятие Троицы нашли свое отражение в разных религиях и философских школах. Его можно увидеть в понятиях ЯН–ДЭН–ИНЬ, Созидание–Сохранение–Разрушение, Рождение–Жизнь–Смерть, Тело-Душа-Дух и др. Связывают этот закон и с такими понятиями, как Будущее–Настоящее–Прошлое. Сегодня закон Триединства так же нередко связывают с такими фундаментальными категориями, как Информация – Энергия –Вещество.

Хочу сразу подчеркнуть, что Информация и Энергия – не одно и то же. Информация (смысл, сознание…) – не материальна, то есть не энергетична и не вещественна. Количество переданной информации и тем более эффект ее воздействия на получателя не определяются количеством энергии, затраченной на ее передачу. Поэтому одной из важнейших особенностей информации является ее неэнергетический характер. Да, без Энергии мы Информацию не представляем. Да и чистой, безинформационной энергии, скорее всего, нет. Она всегда модулирована какой-то информацией. Например, энергия, излучаемая Солнцем, несет информацию о процессах на нашем светиле. И все же Энергия не является информацией. Она – лишь носитель информации, способ ее передачи от одного объекта другому. Точно так же и Вещество. Оно может воспринимать, хранить и передавать информацию, но само информацией не является. Одна и та же информация может быть записана на самых разных вещественных носителях: на бумаге, на магнитных носителях, на фотопленке, камне и пр. Как и Энергия, Вещество в чистом виде тоже не существует: оно всегда хранит ту или иную информацию. С доисторических времен равностороннему треугольнику придавалось особое значение. Именно его в Древнем мире считали божественным. В Древнем Египте он был эмблемой Бога. Пифагор (6 век до н.э.) считал равносторонний треугольник символом мудрости. Платон (428-348 до н.э.) называл такой треугольник «прекраснейшим» из всех треугольников и видел в нем особый, глубинный смысл бытия. У христиан равносторонний треугольник символизировал троичность Бога. Автор книги «Божественная пропорция» (Милан, 1497; Венеция, 1509) Фра Лука Пачоли, у которого Леонардо да Винчи (1452-1519) учился математике, видел в этом «божественном» треугольнике «источник всеобщей гармонии». Он говорил о двух чудесных свойствах равностороннего треугольника. Во-первых, об уникальности его пропорции, единственной в своем роде. «Эта единственность – есть высочайшее свойство самого Бога». Вторым чудесным свойством Пачоли называл триединство, в котором, «как в Божестве, одна и та же сущность заключается в трех лицах — Отце, Сыне и Святом духе». Впервые термин Троица был употреблен во II веке н.э. Феофилом Антиохийским, который писал: «Три дня, которые были прежде создания светил, суть образы Троицы, Бога и Его Слова и Его Премудрости».

Религиозные споры на тему: «Как это может быть: «три в одном» и одновременно «одно в трех?» не прекращались многие столетия. Умом понять это, на самом деле, непросто. Как, например, могут уживаться вместе, казалось бы, противоречащие другу свойства единства и троичности. Или другое. По учению Церкви, Ипостаси единосущной Троицы всегда выступают вместе и совершенно исключено, чтобы какое-то Лицо действовало отдельно от других. Но при этом, несмотря на неразделенность Троицы, она является неслиянной, то есть три Лица не сводимы друг к другу, каждое обладает своей спецификой. И вот несколько десятилетий назад знаменитый конструктор советской космической техники, сподвижник С.П. Королева и одновременно глубокий религиозный философ академик Борис Викторович Раушенбах (1915 – 2001), в своем труде «Логика троичности» (1993) задался целью найти наглядный образ для этого парадокса. И что вы думаете? Нашел-таки. Все оказалось до гениальности просто. Пример такого триединства («три в одном» – и одновременно «одно в трех») он увидел в хорошо знакомом нам еще со школы трехмерном (трехкоординатном) векторе. И на самом деле, вектор, который существует как нечто единое и самостоятельное, в то же время может быть представлен тремя независимыми ортогональными составляющими. Только единство взаимодействующих составляющих образует целостность – то, что мы называем системой. Конечно, любая система, независимо от того, относится ли она к биологическим, биологическим мыслящим, техническим, организационно-техническим или другим, состоит из множества элементов. Но все они, так или иначе, принадлежат одной из трех структурных компонент, формирующих данную систему. Это – пассивная, нейтральная и активная компоненты. ПАССИВНАЯ (информационная) компонента системы обеспечивает восприятие информации о состоянии окружающей среды (внешней информации) и состоянии самой системы (внутренняя информация). НЕЙТРАЛЬНАЯ (аналитическая) компонента системы на основе имеющейся информации обеспечивает обработку полученной информации и принятие решений. АКТИВНАЯ (исполнительная) компонента системы обеспечивает воздействие на окружающую среду, то есть выполнение, «материализацию» решений, выработанных аналитической компонентой» (http://www.trinitas.ru/rus/doc/0226/002a/02261104.htm). Именно нейтральная компонента системы и является структурной.