Общество потребления или «Американская мечта»
Автора этого сайта больше всего поражает тот факт, что подавляющее большинство авторов Википедии являются явными «либерастами». И если технические вопросы там рассматриваются очень четко, то экономические и политические – всегда окрашены соответствующим образом. Смотрите сами, согласно Википедии, «общество потребления (англ. consumer society) — понятие, обозначающее совокупность общественных отношений, организованных на основе принципа индивидуального потребления. Общество потребления характеризуется массовым потреблением материальных благ и формированием соответствующей системы ценностей и установок. Общество потребления возникает в результате развития капитализма, сопровождаемого бурным экономическим и техническим развитием и такими социальными изменениями, как рост доходов, существенно изменяющий структуру потребления; снижение продолжительности рабочего дня и рост свободного времени; размывание классовой структуры; индивидуализация потребления». Насчет «бурного экономического и технического развития» можно согласиться — это, действительно, так. Говоря же о «росте доходов и снижении продолжительности рабочего дня», необходимо указывать на конкретного субъекта, с которым происходят все подобные явления. Иначе складывается впечатление, что все современное человечество, будучи «обществом потребления», только тем и занимается, что считает свои, все время увеличивающиеся доходы. А это далеко не так. Давайте рассмотрим основные черты общества потребления. В потреблении, выходящем за рамки борьбы за физическое существование, в очень различной степени участвует подавляющее большинство населения Земли. За последние полвека личные расходы на товары и услуги в мире возросли более чем в четыре раза — с 4,8 млрд. долларов в 1960 году до 20 млрд. в 2000 году. В торговле и сфере обслуживания уменьшается роль мелких магазинов. Главную роль начинают играть крупные торговые центры и супермаркеты. Широкое распространение приобретает посещение магазинов и покупки, которые становится популярной формой досуга и самоцелью (когда товары приобретаются не в связи с практической необходимостью, а для некоего морального удовлетворения, «покупки ради покупок»). Революция в сфере коммуникаций (распространение интернета, сетей мобильной связи) приводит к образованию нового информационного пространства и расширению сферы общения. Причем доступ к этому пространству и участие в общении становятся платными услугами, невозможными без наличия посредника (провайдера).
Экономическая система тесно переплетается с культурой потребления. Важную роль в этом играет реклама, проникающая в самые глубокие слои сознания. Конкуренция производителей порождает конкуренцию потребителей. Человек в обществе потребления стремится потреблять так, чтобы, с одной стороны, быть «не хуже других», а с другой — «не сливаться с толпой». Индивидуальное потребление отражает не только социальные характеристики потребителя, являясь демонстрацией его социального статуса, но и особенности его индивидуального образа жизни. Появляется развитая система кредитования, банковские карточки, дорожные чеки, карты постоянных покупателей и тому подобное. Все это ускоряет процесс принятия решения при покупках. Система кредитования превращается в основу социального контроля, когда благополучие основывается на вещах, приобретенных в кредит, и зависит от стабильного заработка. Помимо прямых кредитов, потребитель оплачивает стоимость кредитов производителей и реализаторов. Согласно исследованиям, проведенным сотрудниками системы банков JAK (Швеция), в Германии к 1993 году средняя «процентная» составляющая от общей стоимости на товары и услуги достигала 50 %. В 2000 году 80 % населения покупая товары, в конечном счете, более 50 % суммы уплачивали за «процентную» составляющую, для 10 % эта нагрузка составила чуть меньше 50 %. И только для оставшихся 10 % дополнительные накрутки были менее 30 % от конечной стоимости покупки. Существенно изменяется структура стоимости товаров и услуг. Зачастую в нее включается символическая цена за «торговую марку» (бренд), когда товары «известных» фирм могут стоить гораздо дороже ничем не отличающихся от их аналогов. Ускоряется темп изменений моды. Вещи обесцениваются и устаревают быстрее, чем физически изнашиваются. Вводится планомерная смена одних поколений вещей другими. В обществе потребления человек, «отставший от моды», чувствует себя символически бедным. Образование, прежде всего высшее, становится платной рыночной услугой, приобретаемой в массовых масштабах. Физкультура и спорт проходят процесс коммерциализации. Профессиональные спортивные клубы становятся производителями зрелищ и покупателями спортсменов. Доступ к занятиям физкультурой становится рыночной услугой. Происходит коммерческая стандартизация внешнего вида. Появляется так называемая «индустрия красоты». Как один из примеров: широкое распространение омолаживающих процедур и пластических операций.
Среди социологов и общественных деятелей имеется немало сторонников и противников общества потребления. Основные тезисы сторонников таковы: Потребление способствует возникновению хорошего и ответственного правительства, способствующего долгосрочной социальной стабильности, необходимой для общества (очень сомнительно – авт.). В обществе потребления производители имеют стимул совершенствовать и создавать новые товары и услуги, что способствует прогрессу в целом. Высокие потребительские стандарты являются стимулом для зарабатывания денег и, как следствие, упорной работы, продолжительной учебы, повышения квалификации. Потребление способствует снижению социальной напряженности (еще более сомнительный тезис – авт.). Потребительские мотивы поведения смягчают национальные и религиозные предрассудки, что способствует снижению экстремизма, повышению терпимости. Кроме того, человек в обществе потребления, как правило, менее склонен к риску. Потребление сырья и товаров из стран «третьего мира» способствует их развитию. А последний тезис – и вовсе ошибочен. Если Вы, действительно, хотите помочь другому человеку, ему необходимо «подарить удочку, а не рыбу». А теперь основные тезисы противников «общества потребления». Общество потребления делает человека зависимым, несамостоятельным. Основной целью индивидуума становится потребление, а упорная работа, учеба, повышение квалификации представляют собой лишь побочный эффект. Основой общества потребления являются природные ресурсы, большинство которых относятся к невосполнимым. Общество потребления существует исключительно в высокоразвитых странах, в то время как страны третьего мира используются в качестве сырьевого придатка и поставщика дешевой рабочей силы. В обществе потребления поощряется ускорение процессов. В том числе ускоряются отрицательные, разрушительные процессы. В обществе потребления снижается юридическая ответственность отдельного человека. Так, например, за загрязнение окружающей среды выбросами заводов санкции можно предъявить только производителю, но не потребителю товаров, при производстве которых происходило загрязнение. Потребитель лишь оплатит более высокую цену, но не будет считаться нарушителем закона или заказчиком преступного деяния. Двойственность процесса развития. Для функционирования общества потребления достаточно лишь тонкой прослойки людей, обеспечивающих прогресс. К ним предъявляются повышенные требования. Остальная, большая часть общества занимается тем, что обеспечивает бесперебойную работу техники. Требования к таким людям снижаются. Моральные ценности общества потребления отрицают необходимость всестороннего умственного, нравственного и духовного развития человека. Это ведет к оболваниванию людей, деградации их как личностей, упадку массовой культуры. Кроме того, это упрощает манипулирование сознанием, так как темных, невежественных людей очень легко обмануть. Доктор физико-математических наук, академик РАН Владимир Арнольд писал:
«Американские коллеги объяснили мне, что низкий уровень общей культуры и школьного образования в их стране — сознательное достижение ради экономических целей. Дело в том, что, начитавшись книг, образованный человек становится худшим покупателем: он меньше покупает и стиральных машин, и автомобилей, начинает предпочитать им Моцарта или Ван Гога, Шекспира или теоремы. От этого страдает экономика общества потребления и, прежде всего, доходы хозяев жизни — вот они и стремятся не допустить культурности и образованности (которые, вдобавок, мешают им манипулировать населением, как лишенным интеллекта стадом)». Многие религиозные организации официально осуждают идеалы общества потребления, мотивируя тем, что они расходятся с религиозными догмами и разрушают душевное и физическое состояние человека страстями. В частности, патриарх Московский и всея Руси Кирилл аргументировал такую позицию следующими доводами: «Простые люди покупают вещь — и радуются. А безудержное потребление убирает эту радость… Человек себя обкрадывает. Если все общество встанет на путь такого безудержного потребления, то и земля наша, ресурсы ее этого не выдержат! Уже доказано, что если средний уровень потребления будет такой, как в США, то основных ресурсов хватит всего на 40-50 лет. Бог не дал нам ресурсов, чтобы всем жить так. А если все не могут жить так — что означают эти колоссальные имущественные диспропорции?» Ну и, наконец, самый главный тезис против общества потребления. Общество потребления толкает человечество к все более и более «расширенному воспроизводству всего человеческого», из-за чего резко сокращаются природные ресурсы, потребляемые товары очень быстро превращаются в мусор (данное свойство заложено в них технологически) и загрязняют нашу планету. Именно такое общество сегодня и «процветает» в США, недаром два термина («общество потребления» и «Американская мечта») в головах многих современных людей слились в одно целое. Согласно Википедии, «Американская мечта» (англ. American Dream) — выражение, часто употребляемое для обозначения жизненных идеалов жителей США как в материальном, так и в духовном смысле. В «Политическом словаре» Уильяма Сефайра (Safire’s New Political Dictionary. Random House, New York, 1993) сказано: «Американская мечта — идеал свободы или возможностей, который был сформулирован «отцами-основателями»; духовная мощь нации. Если американская система — это скелет американской политики, то американская мечта — ее душа». Источником словосочетания «Американская мечта» считается написанный в период Великой Депрессии исторический трактат Джеймса Адамса, озаглавленный «Эпос Америки» (англ. The Epic of America, 1931): «…американская мечта о стране, где жизнь каждого человека будет лучше, богаче и полнее, где у каждого будет возможность получить то, чего он заслуживает». Джеймс Адамс хотел ободрить соотечественников, напомнить им о предназначении Америки и ее достижениях. Это словосочетание прижилось и затем стало заглавием пьесы Эдварда Олби (1961) и романа Нормана Мейлера (1965), однако в этих произведениях оно было переосмыслено иронически.
Значение понятия «Американская мечта» весьма расплывчато. Так, историк Ф. Карпентер писал: «Американская мечта никогда не была точно определена и, очевидно, никогда не будет определена. Она одновременно и слишком разнообразна, и слишком смутна: разные люди вкладывают разный смысл в это понятие». Тем не менее, почти всем президентам США при вступлении в должность и при принятии ответственных решений приходится обещать своим избирателям, что их политика будет приближать реализацию этой мечты. Понятие «американской мечты» часто связывают с иммигрантами, прибывшими в США в поисках лучшей жизни. То обстоятельство, что они уезжали из стран, где, в отличие от США, была достаточно жесткая сословная система, ограничивавшая социальную мобильность, определило их приверженность философии свободы личности и свободного предпринимательства. Понятие американской мечты тесно связано с понятием «self-made person», то есть человека, который самостоятельно упорным трудом добился успеха в жизни. Компонентами «американской мечты» являются также идеал равенства всех перед законом вне зависимости от этнического происхождения и социального положения, а также почитание общих для всех американцев символов, образцов и героев. НО «что случилось с американской мечтой? Не слышно более звуков единого мощного голоса, выражающего нашу общую надежду и волю. То, что мы слышим сейчас, — это какофония ужаса, примирения и компромисса, пустая болтовня, громкие слова «свобода, демократия, патриотизм», из которых мы выхолостили всякое содержание» (Уильям Фолкнер). А вот слова Виктории Венк – «Америка жжет: Как «черный Майдан» накрывает США и почему власти вводят войска» (источник: https://rusvesna.su/news/1590938170). «В США уже несколько дней подряд идут массовые акции протеста, которые охватили крупнейшие города страны. Они сопровождаются убийствами, штурмами полицейских участков, всеобщим грабежом и мародерством. Во многие города введены войска. К «черному Майдану» привело убийство афроамериканца Джорджа Флойда полицейскими города Миннеаполиса. Властям Америки после этого припомнили смерти других чернокожих от рук полиции. Протест стал общеамериканским. Причем за прошедшие сутки он еще больше радикализировался — и по масштабу является беспрецедентным для США за многие десятилетия. Кумулятивный эффект вызвали два одновременных кризиса — коронавирусный и экономический.
Первые признаки того, что акции стали угрожающих размеров, появились еще в четверг. В пятницу начались массовые выступления по всей стране, а в субботу градус противостояния вырос еще сильнее. В городах идут погромы, поджоги и грабежи магазинов. Дальше — только бои на поражение. И пока наступательная инициатива — за протестующими. Акции протеста идут без перерыва и сейчас. Примерно в половину штатов и в столичный округ Колумбия уже ввели Национальную гвардию. Причиной стали еще более ожесточенные столкновения с полицией в городах на широком театре — от Филадельфии и Питтсбурга до Вашингтона и Нью-Йорка. Протестующие жгли полицейские машины, блокировали автострады, били окна. Власти в ответ поливали бунтовщиков слезоточивым газом и отстреливали резиновыми пулями. Множество губернаторов запросили помощь войск. И в нескольких крупных городах, включая Атланту, Лос-Анджелес, Чикаго, Луисвилл, Денвер, Майами и Милуоки, был введен комендантский час. Правда, очевидно, что протестующие игнорируют это распоряжение властей. Их требования неизменны — выдвинуть обвинения против всех четырех полицейских, причастных к смерти Флойда. Пока американское правосудие подозревает лишь одного — того, кто непосредственно задушил афроамериканца. Протестующие считают, что виноваты все, кто был рядом и не остановил беспредел. Кроме того, коп-убийца обвиняется всего лишь в непредумышленном убийстве. Активисты с этим не согласны. При этом уже сомнительно, что даже если власти пойдут на поводу и выдвинут копам новые обвинения — протесты сойдут на нет. Акции зашли слишком далеко, и нужны действительно неординарные меры, чтобы их обуздать. В американской столице уже были попытки устроить «майдан» у Белого дома и Капитолия. Вчера они повторились. Эпицентром стал парк Лафайетт, который примыкает к правительственному центру Вашингтона. Днем демонстранты смогли захватить машины Службы безопасности президента, разрисовали их граффити. Несколько протестующих взобрались на свои трофеи, скандируя «Black Lives Matter» (Жизни черных имеют значение) и «No Justice, No Peace» (без справедливости нет мира).
Вечером в американской столице жгли машины. А ночью полиция и охрана Белого дома едва могла сдержать попытки штурма. Силовикам пришлось строить баррикады. Протестующие были уверены, что Дональд Трамп находится в здании. На отдельных участках столкновения были очень жесткими: полиция и митингующие входили под резиденцией Трампа в «полный контакт». В остальной Америке ситуация еще хуже. Газета «Вашингтон пост» публикует фото из Миннаполиса — места, откуда все началось. Жестокие волнения в Миннеаполисе продолжаются, несмотря на комендантский час. В город введены силы Нацгвардии — солдаты в ее форме видны на видео. Однако это пока не помогает унять бунты и поджоги. Крайне ожесточенные стычки идут в Чикаго, штат Иллинойс. В этом городе протестующие осадили Трамп Тауэр. Там и у других объектов их пытается сдержать конная полиция. Однако получается плохо: Разбиты автомобили, в том числе полицейские, выбиты окна и двери в магазинах. В городе Фергюсон, штат Миссури, протестующие напали на здание полиции и забросали его файерами, кирпичами. Правоохранителей оттуда пришлось эвакуировать. На помощь двинули силовиков из соседнего Сент-Луиса. И это несмотря на введенный здесь комендантский час. Ожесточение в Фергюсоне объясняется еще и тем, что в 2014 году здесь полицейские застрелили 18-летнего чернокожего Майкла Брауна. Около 700 военных Нацгвардии уже ввели в Лос-Анджелес. Здесь объявлено чрезвычайное положение. Накануне неизвестные подожгли городское полицейское управление. Позачера полиция применила слезоточивый газ, чтобы разогнать толпу из 300 человек на бульваре Санта-Моника. Тем временем мародеры разграбили магазины, разбивая окна и убегая с товарами. Особенно пострадали фешенебельные улицы Мелроуз и Фэйрфакс. Еще один курортный город на побережье — Майами — тоже охвачен протестами и мародерством. В Твиттере была опубликована фотография разграбленного торгового центра Bayside. В Майами тоже пылают автомобили. А местные жители снимают это на видео. Атакуют полицейские машины и в Нью-Йорке. Весь вчерашний день в крупнейшем городе США шли уличные демонстрации. Характерно, что на антиправительственных акциях много белых. То есть они стали по-настоящему всенародными. А в городе Индианаполис есть человеческие жертвы. Начальник местной полиции сообщил, что в центре города застрелен протестующий, а офицер полиции получил ранения. Таким образом, всего в США во время «Черного майдана» погибли четыре человека. В городе Остин (Техас) по людям открыли огонь из резинострелов и разгоняли толпу слезоточивым газом. И такая картина во всех более-менее крупных городах Америки. Ситуацию в США комментируют многие, но главным образом интересно узнать мнение власти. А также ее оппонентов, которые уже используют ситуацию для критики Трампа накануне выборов президента США.
Его главный конкурент Джо Байден сегодня выпустил колонку, в которой назвал протесты «яростью против несправедливости». При этом он призвал отказаться от насилия. «Возражать против такой жестокости (убийства Флойда — Ред.) правильно и необходимо. Это совершенно американский ответ. Но пожары и разрушения — нет. Насилие, которое угрожает жизням людей — нет», — сказал кандидат в президенты от демократов. И в этом качестве пообещал, что если победит на выборах, будет «вести диалог и слушать». В принципе, примерно то же самое сказал и Трамп. Он заявил, что скорбит вместе с семьей Джорджа Флойда. И понимает, почему идут протесты. Но поддерживает только мирных митингующих. А против мародеров требует вводить Нацгвардию. В одном их твитов Трамп упрекнул мэра Миннеаполиса, что тот поздно ввел войска в город. «Национальная гвардия начала действовать в Миннеаполисе, чтобы выполнить работу, которую мэр-демократ не смог. Это нужно было сделать два дня назад, и не было бы разрушений, и полицейский штаб не был бы захвачен. Много работы для Национальной гвардии. Игры закончились!». То есть президент настроен достаточно жестко в отношении тех, кто нарушает общественный порядок и лично призывает местные власти активнее вводить войска в свои города. В то же время видно, что даже гвардейцы пока не могут остановить всеобщего беспредела. И вряд ли словесное сопереживание властей способно действительно остановить разгоряченные уличные толпы. Тем более, что их требования пока реакцию правосудия вызывают крайне медленную. Подозреваемый в убийстве Флойда полицейский был арестован лишь в пятницу, когда протесты охватили уже всю страну. А остальные копы, которые спокойно наблюдали за удушением, пока вообще вне подозрений. В общем, пока власть никак не показывает, что намерена решать проблему с полицейским беспределом в отношении чернокожих. Поэтому протесты разгораются с каждым днем сильнее, причем в них принимает участие и множество белых. Это значит, что Америка бунтует уже не столько из-за убийства Флойда, сколько из-за накопившихся ко всей системе вопросов. Ну и плюс к тому, к акциям активно присоединяется криминалитет и мародеры. В тоже время, по словам генерального прокурора США Уильяма Барра, за беспорядками стоят некие «анархисты и ультралевые». Это отчасти верно. В странах Запада и в США уже давно накапливается левый протестный потенциал и сложилась даже своя протестная субкультура. Почти 10 лет назад в Америке были акции «оккупай Уолл-Стрит». А в последние годы проходили акции протеста «желтых жилетов» во Франции. Также к левым близки и «климатические» активисты (хотя это несколько иная тусовка). То есть, левый протестный активизм сейчас на Западе в моде. Тем более, что лозунги более справедливого распределения национального богатства в условиях массовой безработицы после начала эпидемии коронавируса приобретают все большую популярность. Но, с другой стороны, протесты в городах США сейчас не выглядят какими-то организованными акциями. Это больше напоминает стихийные погромы, когда люди выплескивают свой гнев на любых представителей власти и истеблишмента, к чему присоединяется криминал и мародеры. Также, в немалой степени, разрастанию масштабов протестов способствует благожелательное к ним отношение многих СМИ, а также представителей Демпартии. Американская элита расколота и это также сказывается на эффективности предпринимаемых мер властей по обузданию бунта» (Венк).
Посмотрев на сегодняшнюю Америку, начинаешь понимать, что речь надо вести не об «»Американской мечте», а о «революционной ситуации» внутри самого сильного на сегодня в мире «общества потребления». Другими словами, любая мечта (что американская, что русская) – сущности довольно расплывчатые, как и менталитеты американского и русского народа. А если мы хотим понять причины «революционной ситуации» во всем нашем мире, то надо оперировать не «мечтой» того или иного народа, а конкретными условиями их нынешнего существования, не забывая при этом и разницу в их менталитетах. Общее же у всех народов современного мира только одно – все они пытались построить в своих странах именно общество потребления (у кого-то это получилось лучше, у кого-то – хуже). А накал революционной ситуации во всем мире сегодня примерно одинаков (что у нас в России, что в США, что еще где-то). О чем это говорит? Да, только о том, что интенсивность возникших противоречий в мире – везде одна и та же. И этому условию удовлетворяет лишь одно противоречие — противоречие между Мирозданием и современным человечеством по поводу дальнейшего развития последнего. Человечество хочет расширенно воспроизводиться и в дальнейшем, а Мироздание категорически против этого, и убеждает современное человечество (как умеет и как может) перейти к простому воспроизводству. Отсюда и революционная ситуация в мире. И пока современное человечество будет продолжать «бороться за свое выживание», ему никак не перейти к простому воспроизводству. Именно «борьбой за выживание» в основном и занято нынешнее человечество. Сравнивая же США и Россию, необходимо обратить внимание на одно существенное различие между американской и русской мечтой. Американцы уже достаточно давно достигли целей своей «мечты» и построили «общество потребления». В то время как русские еще ни разу не жили в «цивилизованном государстве». Первым и последним человеком, который попытался исправить такое положение дел, был Ленин, но и у того ничего путного не получилось. А потому, стремление русских к «Русской мечте» значительно сильнее, чем у американцев – к «Американской мечте». Хотя есть и одно общее – ни русские, ни американцы толком не понимают, к чему стремятся. Что называется, «за все хорошее и против всего плохого»! А между тем, категории — «хорошее» и «плохое», у них совсем разные.
Как тут ни вспомнить Владимира Маяковского – «Что такое хорошо и что такое плохо?». «Крошка сын, к отцу пришел, и спросила кроха: — Что такое хорошо, и что такое плохо? — У меня секретов нет, — слушайте, детишки, — папы этого ответ помещаю в книжке. — Если ветер, крыши рвет, если град загрохотал, — каждый знает — это вот, для прогулок плохо. Дождь покапал и прошел. Солнце в целом свете. Это — очень хорошо и большим и детям. Если сын чернее ночи, грязь лежит на рожице, — ясно, это — плохо очень, для ребячьей кожицы. Если мальчик любит мыло и зубной порошок, этот мальчик очень милый, поступает хорошо. Если бьет дрянной драчун слабого мальчишку, я такого не хочу даже вставить в книжку… Помни это каждый сын. Знай любой ребенок: — вырастет из сына cвин, если сын — свиненок, Мальчик радостный пошел, и решила кроха: — «Буду делать хорошо, и не буду — плохо». Как видите, у Маяковского все просто, ну а в действительности — все значительно сложней. Даже внутри одного общества можно всегда встретить людей, обладающих совсем разными менталитетами. А потому, стремясь ко всему хорошему и все вместе, разные люди будут стремиться к разным целям. Как было указано выше, стремление русских «ко всему хорошему» значительно сильнее, чем у американцев, а стало быть, и революционная ситуация в России — более серьезна, чем в США. А между тем, нам никак нельзя допустить в России «революции снизу», другим словами, народного бунта — необходимо подходить к нынешней ситуации в мире, исходя именно из этих особенностей. Ни стоит забывать и о том, что на все перечисленные выше обстоятельства накладывается еще одно – измученность всех людей мира (правда, в разной степени) карантинными мерами и резким падением мировой экономики. В общем, «все было б очень хорошо, кабы не стало бы так плохо». Слава Богу, в России сегодня дела обстоят получше, чем в Америке. Однако «получше» совсем не означает хорошо! Кстати, в новом выпуске видеоблога Николая Старикова речь зашла о массовых беспорядках, которые охватили Соединенные Штаты Америки. «Многие увидели в этом «американскую весну», начало чего-то большего. Однако поспешу расстроить понадеявшихся — никаких кардинальных перемен в режиме США не предвидится». Известный русскоязычный блогер, живущий в США, Денис Фраевич поделился своими наблюдениями за ситуацией в Нью-Йорке. Увиденное он назвал «судной ночью» (источник: https://rusvesna.su/news/1591043981). «Вернулся домой только в 5 утра. Всю ночь наблюдал, как люди грабят город и как нью-йоркская полиция с этим ничего не делает. Началось все с очередных протестных манифестаций в Бруклине и Манхэттене, а вылилось в массовые грабежи и вандализм. Модного района Сохо с нами больше нет. Он был разграблен полностью, и там происходил такой беспредел, что сам факт нахождения на улице с камерой становился опасным для здоровья.
Началось все с битья витрин по Бродвею, но народ быстро понял, что никакой ответной реакции нет и можно грабить. Фактически власти города и штата расписались сегодня в своем бессилии и отдали Нью-Йорк на откуп мародерам, чтобы те спустили пар и успокоились. Власти соседней Филадельфии сразу же после первых беспорядков закрыли город на комендантский час, но мы не такие. У нашего мэра и губернатора свой подход. В итоге народ съехался грабить магазины со всех окрестных штатов. Была куча машин из Нью-Джерси, Пенсильвании и даже из Мэйна добрались. Впервые увидел грабителей на дорогих тачках. Люди подъезжали на Мерседесах за 100 штук и совершенно спокойно шли брать одежду, залезая внутрь через разбитые витрины и набивая товаром салон и багажник. Владельцы некоторых магазинов спешно пытались заколачивать окна, но боюсь, что это не сильно помогло. Разгоряченная успехом толпа отдирала фанеру, била стекла и спокойно лезла внутрь. Единственный магазин, который нанял крепких охранников, это «Найк». Даже интересно, помогло им это или нет. Грабители перемещались малыми группами на скейтах, великах и скутерах. Когда на место приезжала полиция (а приезжала она далеко не всегда), то их след уже простывал. Они сваливали на другую улицу и начинали грабить там. У части из них явно была какая-то координация, потому что на самые лакомые с их точки зрения магазины народ специально сбегался из других кварталов. Часть торговых точек разграбили ради товара, особенно были популярны кроссовки и прочий модный у черных шмот. Часть просто из «справедливости». Даже то, что им было не нужно, все равно били, ломали и крушили: арт-галереи, косметику, кафе, товары для животных и все остальное, что попадалось на пути. Все поверхности расписаны надписями. Народ подходил к магазину, зависал на минуту, потом громко говорил вслух: «Да эта компания расисты», — и уже с чистой совестью лез внутрь. Все улицы завалены вешалками, коробками и прочей упаковкой. У магазина Leica валяются пустые коробки от их космически дорогой фототехники. Те, кто туда вломились, возможно, даже и не знали, что это такое и сколько стоит. Грабители ходят, набивая награбленное в мешки и совершенно никого не боятся. Где-то валяется одежда, которая не подошла, но ее быстро подбирают другие прохожие. Полицейские никого не трогают и как бы вообще людей с ворованным не замечают, несмотря на очевидность происхождения и бирки с ценниками. Кое-где выставили патрули, но копы стараются не ходить поодиночке и перемещаются лишь большими группами. Им дана команда никого не трогать, и хватать только тех, кто нападает на полицию и против кого есть неоспоримые доказательства.
Периодически слышны взрывы бензобаков подожженных машин. Эвакуаторы вывозят развандаленную полицейскую технику в промышленных объемах. Вчера уничтожили около 60 машин. Сегодня, думаю, еще больше. Если вчера у меня был сплошной адреналин, то сегодня к нему добавился настоящий страх. Я даже не снимал особенно, потому что стало понятно, что это небезопасно и начинаешь бояться всех. И тех, кто грабит, и тех, кто должен тебя защищать. Многие копы сами на грани и даже не слышат, что ты им говоришь. Я в какой-то момент просто пытался подойти к своей машине, но чуть не получил дубинкой. Черные идущие по улице с награбленным и выкрикивающие лозунги про справедливость начинают на тебя бросаться просто потому, что ты белый. А еще им, как вы понимаете, очень не нравится попадать в кадр. Даже несмотря на очень удобные в нынешней ситуации и очень рекомендованные к ношению маски. Народ с полными мешками награбленного говорит друг дружке «stay safe», что в нынешних условиях невероятно мило. Трогательная такая забота о ближнем. Полиция только под утро взяла ситуацию в Сохо под хоть какой-то контроль. Туда нагнали сотни полицейских, перекрыли все окрестные улицы, а грабителям (в новостях их продолжают называть протестующими) оставили несколько коридоров для выхода. Думаю, что с наступлением рассвета все окончательно закончилось и «справедливость», наконец, восторжествовала» (Фраевич). Однако автор этого сайта так не думает – все самое интересное только начинается. И во всех этих действиях явно просматривается основные человеческие принципы «общества потребления» и полной реализации «Американской мечты». А мир, между тем, все дальше продолжает рассуждать об огромной любви русских к «халяве». Пускай рассуждают, в любом случае, эта «зараза» начала распространяться уже по всему нашему миру. Так что же мы, по большому счету, имеем на сегодняшний день? А вот что – «Американская мечта» давно осуществлена, и не принесла миру ничего хорошего. А «Русская мечта» так ни разу и не осуществилась на практике. Так давайте, попробуем ее осуществить, и посмотри на результаты!