Материя и Сознание
Предлагаю поговорить в этой главе о психологии, а точнее, о синхронистичности (или синхронности) Карла Юнга. И поможет нам в этом статья из сайта «Планета тайн» «Синхронность – часть грандиозного плана жизни: здесь нет случайностей и совпадений» (источник: http://planetatain.ru/news/sinkhronnost_chast_grandioznogo_plana_zhizni_zdes_net_sluchajnostej_i_sovpadenij/2020-05-11-38751). «Понятие синхронности ввел психолог Карл Юнг в начале 1920-х годов. Он называл так «значимые совпадения», которые были слишком важными, чтобы игнорировать их. Синхронность часто описывается как духовные, сверхъестественные, космические и самые невероятные события, которые являются своего рода посланием людям от Вселенной. Нас как будто хотят предупредить, направить, помочь увидеть то, на что не обращаем внимания. Кстати, синхронность – это далеко не всегда какое-то событие. Она может проявляться в самых разных формах: с помощью цифр, символов, букв и даже дат. Например, случалось ли вам встречать людей, которые очень нравились, а потом случайно узнавать, что вы родились в один день? Или встречали старого друга на том же месте, где попрощались много лет назад? И почему числа, которые читаются слева направо и справа налево одинаково, такие особенные? Существуют также другие очень распространенные формы синхронности: — Вы постоянно видите повторяющиеся цифры и символы. — Вы оказываетесь в нужном месте в нужное время. — Вы оказываетесь свидетелем события, как только о нем подумаете. Например, вспоминаете или думаете о каком-то человеке и тут же «случайно» встречаете его. — Вы видите людей, животных, места и символы, которые до этого приснились. — Вы неожиданно получаете сообщение, которое как нельзя кстати. — Вы невольно становитесь свидетелем разговора незнакомых людей, в котором обсуждается то же, что происходит с вами сейчас. — Вы встречаете нужного человека в нужное время. Согласно данным исследования 2015 года, опубликованного в журнале «Новые идеи в психологии», предполагается, что синхронность – это внешнее проявление того, что наш разум постоянно пытается отыскать хоть какую-то логику и порядок в хаосе нашего мира. В работе ученых сообщается, что совпадения являются «неизбежным следствием поиска разумом причинно-следственных механизмов». Синхронность возникает как побочный продукт защитного механизма человека, который ищет какие-то модели и структуры, чтобы лучше адаптироваться в конкретных ситуациях. Как пишет один из авторов исследования, экспериментальный психолог Лондонского университета Магда Осман: «Как только мы обнаруживаем повторяемость, то начинаем связывать между собой определенные события, и то, насколько они вероятны. И это является ценным источником информации, что помогает людям ориентироваться в мире».
Однако речь идет не просто о том, чтобы идентифицировать паттерны и новизну, а разгадать космический мотив, что лежит в основе этого события или происшествия. Присвоение ему особого значения – это то, что делает его синхронным. И эти синхронности происходят с нами каждый день и на протяжении всей жизни. Просто большинство не замечает или игнорирует полученные сообщения Вселенной. Даже самые незначительные случайные события – неслучайны. Это, как правило, синхронность, которая нежно, как бабочка, чуть слышно пролетает возле нашей души. Ведь Вселенная – это один огромный сгусток космической энергии, и все происходящее имеет волновой эффект. Каждая мысль, желание, ощущение или сон – это способ, с помощью которого можно что-то передать или сообщить. Просто они должны попасть на одну частоту с вами. Вот почему все происходит в нужное время и в нужном месте. Следует просто дождаться, а главное – не пропустить. Лучше всего объясняет, что такое синхронность, следующая цитата: «Когда ученик готов, появляется мастер». Если это ваше, то оно обязательно рано или поздно придет к вам. Если в какой-то момент вашей жизни все указывает на то, что должно что-то произойти, то так и будет. Для примера представьте, что вы находитесь в темном и ужасном месте, где все выглядит безысходным и бессмысленным. Вам одиноко, грустно, страшно. И вы отчаянно нуждаетесь в человеке, с которым можете поделиться всем самым сокровенным, взять его за руку, чтобы удержаться на плаву. И неожиданно вы сталкиваетесь с одним из старых друзей в продуктовом магазине. Вы не виделись десяток лет, а тут вдруг обнаруживается, что он недавно переехал и живет на соседней улице. Объясняется все просто: ваши души находятся сейчас на одной частоте, а потому невероятно созвучны друг другу. Вот почему ваши пути пересеклись именно тогда, когда вы более всего нуждались в поддержке и понимании. Можете ли вы контролировать синхронность? Да, синхронности можно контролировать. Но при условии, что вы четко понимаете их происхождение и то, как они работают. Это действительно под силу многим: влиять на синхронность и на то, что делать с полученной информацией.
Наше подсознание «работает в поте лица» не только тогда, когда вы отключаетесь от всего или глубоко спите. Хотя оно и не работает на полную мощность, когда бодрствуете, но достаточно активно и может отправлять вам сообщения и указывать на определенные знаки и символы. При этом осознанно вы их можете не замечать, но мимо подсознания незамеченным не проскочит ничто. Оно – ваш ангел-хранитель, который спасает от опасности и направляет к тем вещам, что предназначены свыше. Некоторые люди обладают самыми что ни есть экстрасенсорными способностями или так называемым шестым чувством. Например, вы даже себе не можете объяснить почему, но точно знаете, что должны открыть какую-то дверь или позвонить кому-то. Синхронность – вот что может быть проявлением этих способностей. Люди привлекают к себе то, о чем думают. Иногда вы одержимы какой-то идеей или мыслью настолько долго, что она начинает материализоваться. То есть вы получаете то, что жило лишь в ваших мечтах и фантазиях, в реальности. Каким бы невероятным ни казалось вам это – не откидывайте такой возможности. Попробуйте хотеть что-то так сильно, чтобы думать день и ночь об этом. Кто знает – а вдруг это ваше? Синхронность принесет вам еще больше пользы, если избавитесь от привычки все поддавать сомнениям и ни во что не верить. Прекратите попытки найти научное объяснение всем событиям и явлениям, что происходят в вашей жизни. Это в принципе невозможно. Наш мир устроен намного сложнее, чем человек способен переварить. Не отмахивайтесь от синхронности, считая ее «психологической фигней». Человек, живущий духовной жизнью, даже не сомневается в том, что во всем заключается определенный смысл. В каждом событии, знаке, надписи или цифре. И тот факт, что вы не можете прочитать послание свыше сегодня и немедленно, вовсе не означает, что его вам не отправили. Всему свое время. И для расшифровки полученной информации – также. Для того, чтобы подсоединиться к своему сообщению, вы должны научиться принимать все происходящее сердцем и управлять своими мыслями, чтобы не отвлекаться на хаос нашего мира. Как получить больше синхронности? Как бы то ни было, наш разум – в зоне нашей компетенции. На самом деле он является всего лишь инструментом, что может использовать человек, которому он принадлежит. Вы, и только вы, решаете, как ему реагировать на происходящее. А значит, можете изменить свое мышление, чтобы улавливать синхронность.
Отбросьте в сторону свои предубеждения и энциклопедические знания обо всем на свете. Откройте сердце и душу новому и не совсем понятному. Если получится – осознаете, что такое синхронность, научитесь читать и расшифровывать послания Вселенной. Непредвзятость – вот что должно стать вашим девизом. Только так можно познать этот мир, докопаться до сути вещей. Будьте внимательны, живите осознанно. Старайтесь жить как флюгер. Прочувствуйте ветер, что обдувает вас, пропустите его сквозь разум и сознание. Ведь это вы и ваша жизнь. Здесь и сейчас. Фиксируйте то, что происходит вокруг, и то – что в голове. Только так можно поймать синхронности, скрытые, на первый взгляд, от нас. Расслабьтесь. Просто доверьтесь жизни. Она часто сбивает нас с толку, и мы уже никому и ни во что не верим. Поверьте в синхронность. Безусловно, и бесповоротно. Поверьте, что, если что-то должно произойти в вашей жизни – значит это для чего-то нужно. Даже если вы не понимаете, что и зачем. Даже если растеряны и запутались. Молитесь. Молитва – это не только церковь и религия. Ведь вы знаете, что он есть – Высший Разум. И он видит и слышит вас. Даже если вы в этом не уверены. Достаточно просто помолиться – как умеете, как выйдет, как чувствуете. Разум свыше обязательно услышит, обязательно поможет. Он направит в нужном направлении, он поддержит, когда устанете или решите сдаться. Слушайте только свое сердце. Доверяйте своей интуиции. Она подскажет правильный путь, она не позволит вам уклониться от маршрута, подскажет, какую дверь открыть, а какую – игнорировать. Следуйте за своей мечтой. В ней так много знаков и сообщений, что вы даже не можете себе представить. Даже если они вам непонятны, тем не менее, они важны. Ну и напоследок: верьте. Верьте в синхронность. И вы увидите намного больше. Числа, имена, даты, люди, события, места, компании – во всем присутствует тайный смысл. Разгадаете его – поймете, куда идти, зачем идти, с кем идти».
А вот, что по этому поводу пишет психолог Гарина. «Скажи, а тебе приходилось в каких-то трудных (или неоднозначных) ситуациях задавать себе вопрос: «Интересно, а как поступил бы на моем месте (тот-то)?» Если у тебя в чести этот вопрос, и ты его (хотя бы время от времени) практикуешь, то это означает следующее: — ты находишься на связи с коллективным бессознательным; — и время от времени к нему подключаешься. И значит, тебе живется куда легче, чем тем, у кого такой связи нет. Разумеется, «коллективное бессознательное» — это всего лишь допущение, никто его не видел и никто не знает, где оно вообще находится: вверху, внутри или где-то еще. Но наука, хотя и признавая, что это только допущение, приняла этот термин. И только для того, чтобы было удобнее изучать феномен инсайтов (озарений). В существовании озарений никто ведь не сомневается, верно? Все знают, что они есть. Хотя и без понимания, откуда они берутся. «Эврика!» — и вся недолга. Пришло – и большое спасибо. Так к этому относились долгое время. Но появился на свет Карл Юнг. И заявил: мол, не знаю, как всем, а мне интересно, где находится это самое хранилище, откуда доставляются людям озарения; и как не ждать тех озарений, как у моря погоды, а ходить за ними как в библиотеку – по желанию и по необходимости. Так появилась теория архетипов. Архетипы – это такие «жители» коллективного бессознательного, которые обладают высшими компетенциями в самых разных вопросах. Среди этих жителей есть специалисты узкого профиля, но есть и такие, к которым можно обращаться за инсайтами по всем подряд вопросам. Что до меня, то я выбрала себе в помощники троих: — Антона Павловича Чехова (за позитивизм, за тончайшее чувство юмора и за то, что говорит коротко и всегда по делу); — Генри Форда (за его непоколебимую уверенность в том, что ничего невозможного на свете нет); — Индийскую богиню Лакшми (за то что у нее 4 руки, поэтому все успевает, никуда не торопясь. А еще она воплощение женской мудрости – чего мне вечно не хватает). И могу доложить, что это очень удобно. Особенно в 3-х случаях: 1. Когда хочешь свежего ветра (перемен); 2. Когда накрывает какая-то проблема, в отношении которой нет ясного понимания, как из нее выбраться; 3. Когда нужны ресурсы, чтобы решить амбициозную задачу. По другим вопросам я своих помощников не беспокою. Не от стеснения. Просто не отвечают на ерундовые вопросы. Если, к примеру, по поводу какой-то простейшей, бытовой, ситуации я задам этот сакраментальный вопрос: «Как на моем месте поступила бы Лакшми?», то ответом мне будет либо звенящая тишина, либо отчетливая мысль: «немедленно прекрати думать об этой фигне». (Что тоже немало – помогает быстро переключиться на что-то более важное).
Зато когда я вхожу в ступор при написании статьи, то на вопрос «А как бы написал это Антон Палыч?» получаю либо четкие подсказки о подходах, либо и того лучше: автоматическое письмо. Это когда голова отключается, а пальцы сами летают по клавиатуре. Это один способ решать задачи/проблемы. Есть и другой: обращение не вовне, а внутрь себя – к товарищу, которого зовут Подсознание. Форма обращения может быть произвольной, но надежнее, когда это делаешь в стиле Акуна Матата. Главное удобство при такой форме обращения в том, что получаешь отчетливый сигнал о готовности решения. Этот сигнал – непреодолимое желание зевнуть. И действительно: вскоре после того как всласть позеваешь, обнаруживается, что переданная в обработку проблема либо решена без твоего участия (сама рассосалась); либо тебе открыли вид, куда податься и как действовать, чтобы проблемное обстоятельство/ состояние прекратили свое существование – и перестали тебя терзать» (Гарина). Уж если современные ученые приняли «в своем кругу» термин Юнга «бессознательное коллективное», значит, и они уверены в существовании этой сущности, просто не в состоянии доказать сие экспериментально и логически. Для полноты картины вспомните о «правиле сотой обезьяны», действующем в нашем мире. Короче говоря, бессознательна эта сущность, или подсознательна, но она есть, и она коллективная, хотите Вы того или нет. И эта сущность позволяет всем представителям живой природе на Земле общаться друг с другом (хотя лишь на подсознательном или автоматическом уровне). А стало быть, и авторское «единое пси-поле Земли» — «не бред сивой кобылы», а реальность. Оно так же реально, как и «зеркало Козырева», в фокусе которого любой человек может запросто принимать и посылать любую информацию от других людей и другим людям. Другое дело, что большинство современных людей (в том числе, и в первую очередь – среди ученых) являются «вульгарными материалистами», и они не верят в существование сознания у любой материи нашего мира (хотя и разделяют мнение, что «сознание – это свойство материи», но не любой, а лишь «высокоорганизованной»). Давайте подробнее остановимся здесь именно на этом вопросе.
Согласно Википедии, сознание — состояние психической жизни организма, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и тела организма, а также в отчете об этих событиях и ответной реакции на эти события. Сознание может пониматься в более широком или более узком смысле. Так, например, с точки зрения теории отражения сознания в широком смысле — это «психическое отражение действительности независимо от того, на каком уровне оно осуществляется — биологическом или социальном, чувственном или рациональном», а в узком смысле — «высшая, свойственная только людям и связанная со способностью объяснить мысли функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека за счет рефлексии». В Большом энциклопедическом словаре (2000 г.) сознание определяется как «высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей деятельности». Проблема того, чем же является сознание, каковы его рамки и в чем же смысл существования данного термина, выступает предметом исследования философии сознания, психологии, дисциплин, изучающих проблемы искусственного интеллекта. Проблемы практического рассмотрения включают в себя следующие вопросы: как можно определить наличие сознания у тяжело больных, или находящихся в коме людей; может ли существовать нечеловеческое сознание, и как можно определить его наличие; в какой момент зарождается сознание людей; могут ли компьютеры достичь сознательных состояний и пр. Воспринимая какую-нибудь вещь, вспоминая событие, восхищаясь произведением искусства или стремясь к реализации какой-то цели, субъект может не знать о своей психической жизни, которая является условием возможности этих его действий или состояний. Эту психическую жизнь делает доступной рефлексивный поворот взгляда, осуществление внутреннего восприятия. То, что открывается благодаря рефлексии, имеет общее свойство — быть сознанием чего-то, сознанием, в котором что-то осознается. Так, в восприятии нечто воспринимается, в воспоминании — о чем-то вспоминается, и то же относится к боязни чего-то, любви к чему-то и т. д. Это свойство обозначают как интенциональность.
В философии сознание рассматривается, как способность соотноситься, сознавать предмет (Гегель). При этом под «сознанием» понимается не психическая способность тела (как в психологии), а фундаментальный способ, каким человек соотнесен со своим предметом и миром вообще. Об этом говорят, что сознание есть форма или способ данности предмета, форма или способ данности мира вообще. Так понятое сознание есть всегда, не может ни начаться, ни прекратиться, не может исчезнуть, точно так же как не может исчезнуть мир, который сознанием конституирован соотносительно. Сознание и мир — два полюса одного и того же, единой соотнесенности сознания. Именно поэтому в строго философском смысле некорректно рассматривать сознание самостоятельно, в отрыве от его соотносительного полюса — мира (психологизм), как и мир — в отрыве от его соотносительного полюса — сознания (наивность). Но сознание есть не только способность соотношения, но и само отношение. Это явствует из того, что мы не можем отвлечься от сознания, «выйти» за его пределы. По сути, мы тотально охвачены сознанием. Если нет сознания, то для нас нет ничего. В этом смысле сознание само есть некоторая соотнесенность, раздвоенность, разделенность внутри себя. Об этом говорят, что сознание интенционально (Гуссерль). Сознание всегда проявляет себя как структура сознания о чем-то. Более того, философия пытается обосновать тот вывод, что такая природа сознания конституирует саму разделенность между субъектом и объектом, внутренним и внешним, я и миром. Как отношение, сознание есть некоторое переживание, определенный опыт, в котором мы соотносимся с миром. Этот опыт понимается одновременно и как сама деятельность соотнесения в целом, и как переживание субъектом этой деятельности самого себя и своего отношения к миру. Именно поэтому в философии иногда из сознания «выделяют» собственно субъект и под «сознанием» в узком смысле понимают отношение субъекта и его объекта. Об этом говорят, что субъект сознает объект. В то же время термин «сознание» в философии не употребляют, когда речь идет о движении «внутри» мышления, а не собственно о соотнесенности с миром. Это связано с тем, что вне опыта соотнесения с миром сознание теряет свое самостоятельное значение и становится только способностью рефлексии относительно мыслимого содержания. Внутри мышления субъектом движения становится не сознание, а само мышление, понимаемое одновременно и как некоторое всеобщее, безличное пространство деятельности, и как сам субъект этой деятельности. Однако при этом сознание всегда присутствует как возможная позиция, в которую субъект может перейти в любой момент — как опыт возможной соотнесенности с миром.
Выделяют следующие формы сознания: самосознание как сознание сознанием самого себя, рассудок как мыслящее сознание, то есть постигающее мир в понятиях (категориях рассудка), разум как самосознающий рассудок и дух как высшую форму сознания, включающую в себя все другие формы. Различие рассудка и разума состоит в том, что рассудок соотносит свои понятия с миром, и поэтому его критерием истинности является непротиворечивость. Разум как самосознающий рассудок поднимается до диалектического удержания противоречий, поскольку соотносит не только свои понятия с миром, но и самого себя со своими понятиями. Философия пытается ответить на два основных вопроса о сознании: какова природа сознания и как сознание связано с физической реальностью, прежде всего с телом. Впервые проблема сознания в явной форме была сформулирована Декартом, после сознание получило широкое освещение в новоевропейской философии, а также в различных философских традициях, таких как феноменология и аналитическая философия. Среди основных философских теорий сознания можно перечислить следующие: — 1. Дуализм. Теория о том, что существует две разновидности субстанций: сознание и физические объекты. Основателем данной теории является Рене Декарт, который утверждал, что человек является мыслящей субстанцией, способной усомниться в существовании всего, кроме своего собственного сознания, и что сознание, таким образом, несводимо к физическому миру. Платон считал, что тело принадлежит материальному миру и потому смертно, тогда как душа является частью мира идей и бессмертна. Он считал, что душа лишь временно привязана к телу до момента его смерти, после чего душа возвращается в свой мир форм. Душа, в отличие от тела, не существует в пространстве и времени, что дает ей доступ к абсолютной истине мира идей. 2. Логический бихевиоризм. Теория о том, что быть в психическом состоянии означает быть в бихевиоральном состоянии, то есть либо осуществлять некоторое поведение, либо иметь диспозицию (расположение) к такому поведению. Логический бихевиоризм связан с бихевиоризмом в психологии, но их следует различать: в последнем случае бихевиоризм понимается как метод для изучения человеческих существ, но не пытается решить философские проблемы относительно природы сознания и соотношения сознания и тела. Среди представителей логического бихевиоризма можно назвать таких философов, как Гемпель и Райл. Данная теория стремится опровергнуть дуализм Декарта, так как он противоречит тезису единства науки. 3. Идеализм. Теория, согласно которой сознание первично. Субъективный идеализм отрицает существование независимой от сознания реальности. Субъективные идеалисты утверждают, что объекты физического мира не существуют вне их восприятия. Наиболее последовательно этот тезис был развит Джорджем Беркли, который утверждал, что «быть — значит быть воспринимаемым».
- Материализм. Течение в философии, которое в качестве первичной признает материальную субстанцию. Сознание описывается материалистами как свойство высокоорганизованной материи. Материалисты критикуют как дуалистов и идеалистов, так и бихевиористов, доказывая, что поведение не является сознанием, но внутренней физической причиной сознания. Среди материалистов можно упомянуть Фридриха Энгельса, Дэвида Армстронга, Дональда Дэвидсона и других. Обращаясь к истории, проф. И. Кальной и Ю. А. Сандулов отмечают: движущую силу развития французские материалисты XVIII в. видят в просвещении, в распространении положительных идей. Исходный тезис их социальной философии заключается в том, что «мнения правят миром». Немецкие мыслители, лицезрев французскую буржуазную революцию в ее ретроспекции, скажут: «Мнения не только правят миром, но и творят новый мир», от чего шаг — до абсолютизации сознания в формуле «Сознание не только отражает мир, но и творит его». 5. Функционализм. Теория, согласно которой находиться в психическом состоянии значит находиться в функциональном состоянии, то есть выполнять некоторую определенную функцию. С точки зрения функционалистов сознание относится к мозгу так же, как, например, функция показывать время соотносится с конкретным физическим устройством часов. Функционализм занимает критическую позицию по отношению к материализму, так как отрицает необходимую связь между сознанием и мозгом. Так, по мнению функционалистов, сознание потенциально может быть функцией самых разных физических объектов, например компьютера. Функционализм является методологической базой теории искусственного интеллекта и когнитивной науки. К функционалистам можно отнести Дэвида Льюса, Хилари Патнема, Дэниела Деннета и Д. И. Дубровского. 6. Двухаспектная теория. Теория о том, что психическое и физическое суть два свойства некоторой лежащей в основе вещей реальности, которая, по сути, не является ни психической, ни физической. Двухаспектная теория поэтому отвергает и дуализм, и идеализм, и материализм как представления о том, что существует психическая или физическая субстанции. Подобные взгляды характерны, например, для Бенедикта Спинозы, Бертрана Рассела и Питера Стросона. 7. Феноменология представляет собой попытку беспредпосылочного описания содержания опыта без каких-либо утверждений относительно реальности его предмета. Феноменология пытается открыть идеальные (сущностные) черты человеческого мышления и восприятия, свободные от каких-либо эмпирических и индивидуальных вкраплений, и обосновать, таким образом, все остальные науки как основанные на мышлении. Основным свойством человеческого сознания, согласно феноменологии, является интенциональность. Среди сторонников этой теории назовем Эдмунда Гуссерля и Мориса Мерло-Понти.
- Эмерджентная теория. Теория о том, что, хотя сознание и является свойством некоторого физического объекта (обычно мозга), оно, тем не менее, несводимо к физическим состояниям последнего и является особой нередуцируемой сущностью, обладающей уникальными свойствами, подобно тому, как свойства молекулы воды нередуцируемы к свойствам атомов водорода и кислорода. Сознание, однако, является обычным реальным объектом, который должен изучаться наукой наравне со всеми прочими. Среди сторонников данной концепции — Джон Серл. Автор же этого сайта называет себя субъективным материалистом и придерживается взгляда, согласно которому «сознание – есть свойство любой материи». Другими словами, если есть материя, обязательно присутствует и ее сознание. И так называемая «высокоорганизованная материя» обладает «высокоорганизованным сознанием». Согласно же теории «мультиверса», предложенной американским физиком Хью Эвереттом, мы можем существовать одновременно в нескольких параллельных реалиях, в которых объект не может иметь определенное положение и скорость в определенный момент, а все события описываются вероятностями и волнами, которые занимают определенные области пространства. Такие системы относятся к квантовой теории, описывающей состояние вещества на субатомном уровне. Однако наш мозг настроен на то, чтобы воспринимать нашу реальность как единую и неизменную, несмотря на возможное существование множества реалий. Наш мозг принимает во внимание только одно решение о том, как мы должны действовать в определенное время. Например, мы либо останавливаемся, либо продолжаем двигаться, но мы не можем принять оба решения одновременно. Согласно теории, для реализации одного из вероятных вариантов наблюдателю необходимо выполнить акт наблюдения. В момент наблюдения наблюдатель вызывает коллапс волновой функции, что, в свою очередь, нарушает неопределенность. Процесс принятия решений — это процесс наблюдения или измерения. Поэтому, выбирая одно конкретное решение, мы разрушаем неопределенность, и наш мозг переходит из квантового состояния в классическое состояние, следовательно, мы воспринимаем нашу реальность, как единую. Исследователи предполагают, что подавляющее большинство активных действий мозга происходит бессознательно, и наше сознание подобно верхушке «айсберга». Но они утверждают, что также нет четко определенных областей мозга, которые были бы «домом сознания». В какой-то момент нейроны могут выполнять разные функции и сознательной и бессознательной деятельности. Переход от бессознательного состояния к сознанию может произойти через коллапс волновой функции. Таким образом, сознание является самоорганизующимся процессом на границе квантового и классического миров. Несомненно, теория квантового сознания все еще находится в зачаточном состоянии и нуждается в дальнейшем экспериментальном подтверждении или опровержении. Однако она никак не противоречит авторским взглядам, а потому, автор ее вполне принимает, как одну из возможных гипотез.
Впрочем, «сколько людей, столько и мнений». Существует, например, такое: «Сознание — свойство духа. Без него материя — лишь пустой сосуд. Не у каждой материи есть такое свойство. А вот связь, наоборот, существует. Если есть сознание, значит, есть материя». Правда, хозяин данного мнения не объясняет нам, что есть Дух. Другими словами, он подобен плоскому камню, брошенному в воду – тот, подпрыгивая на поверхности воды, находится в полной уверенности, что вода – это твердое тело. И лишь в самом конце, погружаясь в воду, камень может понять, что вода – это все-таки жидкость. С другой стороны, даже материалисты не станут спорить, что каждая клетка нашего организма обладает своим сознанием (пусть невеликим и ущербным). Интересно, что эти клетки думают относительно окружающего их мира? Наверняка, то же, что и человек относительно окружающего его мира – мол, Я являюсь «царем природы», и природа существует лишь для того, чтобы в ней жил Я. А это – чистой воды эгоцентризм сознания, который как раз и указывает на то, что данное сознание – «невелико и ущербно»! Согласно Википедии, эгоцентризм (от др.-греч. Εγώ — «я» и лат. centrum — «центр круга») — фактическая неспособность индивида рассматривать иную точку зрения, как заслуживающую внимания. Восприятие своей точки зрения как единственной существующей или даже единственно возможной. Термин введен в психологию Жаном Пиаже для описания особенностей мышления, характерного для детей в возрасте до 8–10 лет. По различным причинам такая особенность мышления в разной степени выраженности может сохраняться и в более зрелом возрасте. Может обостряться в результате возрастных изменений в ЦНС, или как последствие некоторых неврологических заболеваний. Жан Пиаже в своих книгах описывает несколько проведенных им экспериментов, демонстрирующих детский эгоцентризм. Например: — Эксперимент с игрушкой и горой. Ребенку тщательно, со всех сторон показывают ландшафт в миниатюре, изображающий гору с домиками, деревьями и пр. После этого его сажают на стул перед этим ландшафтом и просят описать, что он видит. Ребенок описывает ту часть «горы», которая ему видна. После этого с противоположной стороны «горы» сажают на стул игрушку, и ребенка теперь просят описать, что видит игрушка. Несмотря на очевидное взрослому различие между тем, что видно со стула ребенка, и тем, что видно со стула игрушке, ребенок повторяет описание, данное в первый раз. Результат был интерпретирован Пиаже как неспособность ребенка, представить себя на месте игрушки. Другой эксперимент заключался в том, что ребенку последовательно задавалось два вопроса: первый — сколько у него братьев и сестер, второй — сколько сестер и братьев у его брата или сестры. Ответ на второй вопрос был всегда на одного человека меньше, чем на первый. Это было интерпретировано как то, что ребенок не считает себя «братом или сестрой», то есть не осознает, что может не быть центральным объектом. Подумайте над этими экспериментами, уважаемый читатель.