Homo Argenteus: Новое мировоззрение

Ноосфера

Ноосфера

Предлагаю Вашему вниманию открытое письмо педагогической элиты России ее президенту — «Обращение к Президенту Российской Федерации В.В. Путину» (источник: https://ss69100.livejournal.com/5010376.html). «Уважаемый господин Президент! Мы обращаемся к Вам в связи со стоящими перед Россией проблемами выбора стратегии развития в XXI веке в том числе и проблемой выживания человечества на Земле. В последние дни в средствах массовой информации, в социальных сетях Интернета появились высказывания высокопоставленных представителей исполнительной и законодательной ветвей власти о том, что, в связи с коронавирусной пандемией и режима самоизоляции, успешный опыт перевода образования в школах и вузах России на дистанционную форму его функционирования, на базе использования информационно-компьютерных технологий (ИКТ), получивших название «цифровых технологий», должен стать «эталоном» будущей системы образования в России. По нашему мнению, такой взгляд является антинаучным, противоречит законам развития психики человека, его духовно-социальной природе. И поэтому несет в себе опасность цифровой формы расчеловечивания человека, резкого падения качества совокупного интеллекта российского общества и соответственно падения качества кадрового потенциала России. К этому стоит добавить, что тотальная цифровизация образования, которую хотят законодательно закрепить, уже вызвала протест среди научно-педагогической общественности и родителей. «Цифровые технологии» должны рассматриваться только как одно из средств повышения качества образования и один из усилителей мощи «естественного интеллекта» человека. Но развитие практики их применения ни в коем случае не может выступать целью образовательной политики. Здесь происходит подмена «средствами» (когда они рассматриваются как цель политики) истинной цели системы образования и воспитания – духовного возвышения человека, его всестороннего и гармоничного развития, вооружения человека мировоззрением, адекватным сложности глобальных проблем, которые ему придется решать в XXI веке. Подмена « средствами» «цели» ведет к известной в кибернетике «ошибке ложной цели», которая направляет управление развитием образования в стране к системной катастрофе. Увлечение политических элит в мире «цифровизацией» рыночных экономик и обществ, попытки установить под «цифровой контроль» поведение всех слоев граждан, попытки с помощью «цифрового управления» тотально контролировать и управлять общественным сознанием – происходит, по оценкам известных ученых России и мира, на фоне развивающихся и ускоряющихся процессов первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы.

Интеллект политических элит стран мира, в целом человеческий разум оказался в состоянии «глобальной интеллектуальной черной дыры», когда темпы роста негативных экологических последствий от хозяйственной деятельности человека на Земле намного опережают темпы познания этих последствий, и соответственны темпы «реакции» со стороны государств мира по их устранению. «Оцифрованное» (опутанное интернетовскими сетями) человечество погружается в «пропасть» возможной экологической гибели уже в XXI веке, в том числе из-за действия, по меткому выражению одного из председателей Давосского Форума в январе 2018 года Шаран Барроу, «законов рыночной алчности», или в определении Н.А. Бердяева, сделанном им за 100 лет раньше, – «безумия» корыстного интереса. В 70- х – 80-х годах в СССР получили развитие отрасли науки, направленные на изучение проблем совместимости интеллекта и психики человека с техникой, технологиями, электронно-вычислительными системами, с которыми он взаимодействует: эргономика, инженерная психология, теория эргатических систем. Требуется возрождение на новой основе эргономики и инженерной психологии, направленных на раскрытие закономерностей взаимодействия интеллекта и психики людей с компьютерной, с «цифровой» и виртуальной «реальностью». Опасность компьютерно-цифровой деградации интеллекта людей, роста их «цифрогенного» отчуждения от реальности, в которой они живут, становится очень большой. Это «цифрогенное» отчуждение затрагивает и бюрократический аппарат, делая его все более далеким от законов функционирования и развития «объекта управления», на управление которым этот аппарат претендует. Человеческий мозг обладает функциональным диморфизмом. Это функционально-диморфное строение естественного интеллекта человека порождено «логикой антропогенеза» не случайно. «Бессознательное» в совокупном интеллекте человека (есть такое предположение) хранит в себе память всего предшествующего развития. Оно – генератор интуиции. Взаимосвязь «сознания», «подсознания» и «бессознательного» в интеллекте (в психике) человека – явление очень сложное. Чрезмерная «цифровизация» интеллекта человека в определенном смысле понижает интуицию человека, превращает его в аналог «цифрового робота». Особенно важна проблема культуры взаимодействия ребенка, подростка, юноши или девушки с «цифровым миром». Она не решена. Как спасти детей от компьютерно-цифровой «игромании»? – Этот вопрос остается на «периферии» общественного сознания.

Человек – существо общественное. Личность – это системно-социальное качество человека. Большую роль здесь играет именно воспитание его через коллектив, через общее дело, через высокие идеалы служения человечеству, России. Это воспитание рождается только через общение внутри коллектива и общение с учителями и родителями. По исследованиям знаменитого психофизиолога академика П.В. Симонова продуктивность человеческого мозга тем выше, чем более он эмоционален. Мозг человека – это «эмотивный мозг». Дистанционное образование не может заменить живое общение, от прикосновения к живому знанию, окрашенного эмоциями педагога, не может заменить учителя и профессора, их духовного примера, демонстрации ими правильного системного мышления. Такое образование порождает «эмоциональный голод» у учащихся и через этот «эмоциональный голод» провоцирует деградацию интеллекта учащихся, резкое падение качества и системности их мышления. И наконец, есть еще одна проблема, рождаемая мифологемами «тотальной цифровизации». Это национальная безопасность России. Создание информационного регистра на всех граждан России, создание информационных банков о здоровье людей, их «биометрических паспортов» и т.п. (которые вот-вот должны быть закреплены законом «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации») может стать в условиях кибервойны против России оружием, направленным как против России, так и против каждого гражданина в частности. Соединение космических средств с информационными средствами поражения может резко изменить качество войны в ближайшем будущем. И Россия становится в этом случае информационно уязвимой в такой войне. Известный русский философ Иван Тимофеевич Фролов, академик АН СССР, и затем РАН, сформулировал тезис, важнейший для образовательной политики России: человек – «мера всех наук». К этому считаем целесообразным добавить следующее. Нужно вспомнить пророчество «отца кибернетики» Норберта Винера, которое он высказал в 1964 году в интервью корреспонденту одного из престижных американских журналов.

Господин президент! Этот диалог знаменитого ученого достоин того, чтобы его знать и соотнести с теми опасностями, которыми чревата бездумная тотальная цифровизация в мире и в России. Приводим его частично (цитируем по книге: Винер Н. «Кибернетика, или управление и связь в животном и машине», 1983): ««Вопрос: Д- р Винер, существует ли опасность, что машины – вычислительные машины – когда-нибудь возьмут верх нах людьми? Ответ: Такая опасность, несомненно, существует, если мы не усвоим реалистического взгляда на вещи… Существует культ техники. Люди заворожены техникой. Машины предназначены для службы человеку, и, если человек предпочитает весь вопрос о способе их употребления передать машине, из-за слепого машинопоклонства или из-за нежелания принимать решение… мы сами напрашиваемся на неприятности. Вопрос: Д- р Винер, не изменяет ли человек окружающую среду свыше своих способностей приспосабливаться к ней? Ответ: Это вопрос №1 Человек, несомненно, изменяет ее чрезвычайно сильно, а делает ли он это свыше своей способности, мы узнаем довольно скоро. Или не узнаем – нас больше не будет». Господин Президент! Первую фазу Глобальной Экологической Катастрофы можно трактовать и как первую фазу Глобальной Катастрофы системной неадекватности человека миру, в котором он живет, что подтверждает прогноз Н. Винера. Не получается ли так, что мы «оцифровываем» процессы экологической гибели человечества на Земле, более того, этим процессом «оцифровывания» увеличиваем системную неадекватность человечества императиву его выживаемости в XXI веке? Мы предлагаем: 1. Направить все усилия в России на создание науки о человеке и его интеллекте. Центром реализации такой цели может стать Ноосферный Институт о человеке, организованный в форме сети институтов, охватывающих все регионы страны; 2. Россия может, а на наш взгляд – и должна стать примером Ноосферного Прорыва человечества к той новой «модели мира», о которой, как задаче для человечества, говорила генеральный секретарь Международной конфедерации профсоюзов Шаран Борроу в январе 2018 года в Давоссе, и которой является только модель ноосферного развития.

Учение о ноосфере В.И.Вернадского в России получило мощное развитие. В России оформилась Русская Ноосферная Научная Школа, которую украшают имена таких ученых как В.И. Вернадский, И.Т. Ефремов, А.Л. Чижевский, А.Л. Яншин, Н.Н. Моисеев, Н.В. Тимофеев-Ресовский, В.П. Казначеев, П.Г. Кузнецов, А.Д. Урсул, Н.Ф. Реймерс и другие. Идет становление Ноосферизма, как научно-мировоззренческой системы XXI века. Разработаны теоретические основы ноосферного непрерывного образования в России. Мы считаем, что наступило время, когда Россия может и должна стать духовным первооткрывателем новой большой идеи, спасающей человечество от гибели, – идеи перехода к единственной модели устойчивого развития – управляемой социоприродной (ноосферной) эволюции, движения к социально справедливому, на базе общественного интеллекта, научно-образовательному обществу. Пора осознать, что образование давно уже стало «базисом базиса» духовного и материального воспроизводства, поскольку резко возросли наукоемкость, интеллектоемкость и образованиеемкость социально-экономических и технологических процессов, а наука стала не только производительной силой, но и силой управления. 3. Таким образом, стратегией России в XXI веке должно стать ее трансформация в социально справедливую и ноосферную Россию. С этой целью должно быть четко сформулирована программа ее развития до конца XXI века, в которую бы входила в том числе, например, целевая программа посадки новых лесов по всей России, и особенно в Сибири, с темпами, превышающими темпы их уничтожения (как за счет вырубки, так и пожаров, породивших региональную экологическую катастрофу, перерастающую в планетарную). В этой стратегии роль образования и науки возрастает, приобретает высший приоритет. Нужно в системе представлений о качестве будущего общества делать ставку не на образ «цифрового общества», а на образ «научно-образовательного общества». Его становление должно стать стратегическим ориентиром научно-образовательной политики российского государства. При этом, необходимо возродить повсеместно подготовку специалистов с высшим 5-летним образованием, особенно это касается сфер инженерной, педагогической и медицинской подготовки, с высоким уровнем, фундаментального образования. В России нужны ученые и эксперты с высоким уровнем самого широкого, энциклопедического образования, готовые стать координаторами в решении сложных глобальных проблем, встающих перед, как региональными союзами государств мира, так и перед всем человечеством.

С этой целью, мы считаем, нужно возродить приоритет фундаментальной подготовки на всех ступенях непрерывного образования, в том числе математического и философского образования, ставящих мышление человека и вооружающих его методологией синтеза научных знаний и целостного восприятия сложности мира. 4. Провести Всероссийское педагогическое собрание и выработать Национальную Доктрину развития всей системы непрерывного образования до 2050 года. Главным должно быть понимание, что устойчивое развитие в виде управляемой социоприродной эволюции требует удовлетворения требований 2-х важнейших законов – Закона Опережающего Развития качества человека, качества общественного интеллекта и качества образовательных систем в обществе и Закона опережения прогрессом человека научно-технического прогресса, в том числе и научно-технического прогресса в области цифровых технологий. 5. Исходить из целевой установки всемерного укрепления Национальной Безопасности России, в том числе и в «цифровой сфере», что требует полностью замкнутых технологий, возрождения собственной электронной промышленности и перевода всех языков программирования и интерфейсов на русскоязычную базу. 6. Провести Съезд всех государственных и общественных академий наук в России с «повесткой дня» по разработке стратегии развития России на долгосрочную перспективу. 7. Резко уменьшить бюрократическое «цифро-бумажное» давление (по отчетности перед вышестоящими органами) на учителя и преподавателя высшей школы. Это давление лишает учителя и профессора времени, необходимого для творчества и учебно-методической работы. Необходимо осознать, что миссия Учителя – самая высокая на свете. Он – Творец Человека. Академик АН СССР, затем РАН, Никита Николаевич Моисеев, осмысливая механизмы перехода человечества в «Эпоху Ноосферы», назвал самым главным таким механизмом «Систему Учитель». В центре образовательной политики должны cтать не «цифровые технологии», а Учитель и Преподаватель высшей школы, как главные фигуры учебно-воспитательного процесса в стране. Мы – великая педагогическая страна, имеющая в наследство от своей замечательной истории педагогических идей школы таких ученых-педагогов всемирного масштаба, какими были Пирогов, Ушинский, Каптерев, Шацкий, Макаренко, Сухомлинский и др. Вместе с тем вызывает тревогу сокращение объемов преподаваемых гуманитарных дисциплин в школах и вузах. 8. Необходимо изменить миссию всех средства массовой информации в стране. Они должны стать частью «Системы Учитель» в России. Главное – это духоподъемный порыв в стране, обращенный к высокой цели – превращению России в ноосферную державу, дающую всему миру пример перехода к эколого-ноосферной стратегии развития, спасающей все человечество от возможной экологической гибели уже в XXI веке.

Уважаемый господин Президент! Мир нуждается в радикальной перестройке основ развитию человечества на Земле, требующей срочной выработки поэтапной стратегии по его выходу из экологического тупика в форме первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы. Действующий императив выживаемости человечества требует рождения нового, ноосферного человека на Земле. Мы считаем, что у России есть духовные и научные силы, чтобы предложить Миру идеологию по его спасению от экологической гибели.

Президент Петровской академии наук и искусств, доктор философских наук, Заслуженный работник Высшей школы РФ, член Общественной палаты Санкт-Петербурга, профессор                                           А.В. Воронцов

Руководитель ООД ВЖС-«Надежда России», кандидат социологических наук                                                        Н.А. Останина

Председатель ВСД «Русский Лад», доктор экономических наук

В.С. Никитин

Почетный президент Ноосферной общественной академии наук, Вице-президент Петровской академии наук и искусств, доктор философских наук, доктор экономических наук, кандидат технических наук, Лауреат Премии Правительства РФ, Заслуженный деятель науки РФ, полковник Космических войск СССР в отставке, строитель Космодрома Плесецк (1959 – 1969гг.), профессор                                                                             А.И. Субетто

Президент Ноосферной общественной академии наук, доктор психологических наук, профессор                                     В.В. Семикин

Исполнительный директор Фонда перспективных технологий и новаций                                                                                 В.Ю. Татур».

А теперь послушаем, что говорит «народ».

«Айв»: «Спохватились. Уже дети, выросшие на этих телефонах и компьютерах, стали взрослыми, уже внуки, выросшие на этих телефонах и компьютерах, скоро школу закончат… Все идет своим чередом, и умный человек найдет, как правильно использовать эту разнообразную технику и уже находит, и зарабатывает на жизнь, и кормит семью. А дурачок будет тупо пялиться в экран, и никому от этого ни пользы, ни радости. Дураков не отменить, умными их не сделать. Что дедушки спохватились? Какая у них главная мысль? «Давайте изучать взаимодействие человека и телефона?» Пусть изучают, кто мешает. Хотят, чтобы Путин забашлял им, не иначе».

«xazzar berlazza»: «Страшны не машины и не скайнет со своим судным днем. Сами люди, которые этим процессом управляют и каких целей хотят добиться. Любое явление можно использовать во благо и во зло. Почему никто не задается вопросом о том, что как так получается, что средства пропаганды уже давно пробили потолок своей эффективности. А ответ прост: люди разучились воспитывать своих детей самостоятельно, спихивая это «бремя» на ясли, детский сад, школу и далее по списку. Вот когда воспитаете свое чадо сами, вот тогда и воздействие агитпропа будет минимальным, а может и вовсе понесет в себе обратный эффект — вызовет неприязнь и отторжение. Не раньше».

«Антон»: «Если и мнение этих уважаемых людей будет проигнорировано, тогда станет абсолютно ясно, что вся эта конспирология насчет электронного концлагеря – правда».

«Леонид»: «Очень своевременное обращение! Опасность «цифры» и ИИ (Искусственный Интеллект) становится очевидной даже для не самых разумных. Хоть не профессор-академик, но подписываюсь под данным обращением. Правда, смущает одно обстоятельство. Следовало бы упомянуть, что человечество Планеты нужно рассматривать не одиноким во Вселенной и признать власть законов Мироздания вместо принятых ныне законов рынка, выгоды и насилия».

Прочитали? Ну и что скажите? А, по мнению автора, правы все – и «педагоги», и «народ». И это радует! Однако ни те, ни другие не знают, что им делать! «Педагоги» вспомнили Вернадского с его «ноосферой», тупо оседлали его идеи и сделали попытку «поехать в светлое будущее». А «народ» прекрасно чувствует эту фальшь, хотя до конца и не осознает ее. И все это – ужасно грустно! В любом случае, все участники выступают «за все хорошее и против всего плохого», но никто не понимает, что им конкретно нужно делать. А между тем, сама по себе, «цифровизация» — неизбежна, как неизбежно и дальнейшее развитие человечества. Вопрос в другом – как эту «цифровизацию» будут использовать власти? Учитывая же тот факт, что современный мир, буквально, погряз в «революционной ситуации» (цивилизационный кризис на дворе, однако), существует только один ответ на данный вопрос – власти будут использовать ее против своего народа. ВСЕМ очевидно, что «главное – это духоподъемный порыв в стране, обращенный к высокой цели – превращению России в ноосферную державу, дающую всему миру пример перехода к эколого-ноосферной стратегии развития, спасающей все человечество от возможной экологической гибели уже в XXI веке». И опять же ВСЕМ абсолютно непонятно, как это можно и нужно сделать. Более того, все семь пунктов, предложенные «педагогами», даже если их осуществить одномоментно, не приведут нашу страну, ни то, что к «духоподъемному порыву», а даже к «небольшой духовной победе». Ведь главное условие любого духовного подъема – это наличие самого духа. А у нынешних, до мозга костей материалистичных людей, этот «Дух», увы,  существует совершенно независимо от их сознания. Автор этого сайта знает, что нужно делать, но он по складу своего ума – естествоиспытатель и ученый, и не умеет доносить свои мысли в увлекательной форме (отчего и читателей у него не дюже много). А «хороший педагог» как раз и отличается от «сухого ученого», прежде всего, наличием такой способности. Однако все нынешние педагоги (что в средней, что в высшей школе) «затырканы» бумажными отписками для вышестоящих «руководителей» —  для тех, кто умеет «руками водить». А потому, первое, что нужно сделать, это избавиться, если не от самих «руководителей», то хотя бы от никому не нужных бумажек. А теперь предлагаю Вам поговорить о ноосфере Вернадского. Ноосфера (от др.-греч. νοῦς «разум» + σφαῖρα «шар»; дословно «сфера разума») — сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития (эта сфера обозначается также терминами «антропосфера»).

Согласно В. И. Вернадскому, «в биосфере существует великая геологическая, быть может, космическая сила, планетное действие которой обычно не принимается во внимание в представлениях о космосе». И эта сила, по мнению Вернадского, «есть разум человека, устремленная и организованная воля его как существа общественного». Само понятие «ноосфера» было предложено профессором математики Сорбонны Эдуардом Леруа, который трактовал ее как «мыслящую» оболочку, формирующуюся человеческим сознанием. Наиболее полное воплощение теория Леруа нашла в разработке Тейяра де Шардена, который разделял не только идею абиогенеза (оживления материи), но и идею, что конечным пунктом развития ноосферы будет слияние с Богом. Ну а термин «антропосфера» ввел в научный оборот Д. Н. Анучин в 1902 году. Вернадский же лишь сформулировал 12 условий ноосферы в будущем мире: 1. Заселение человеком всей планеты (уже произошло). 2. Резкое преобразование средств связи и обмена между разными странами (опять-таки, уже случилось). 3. Усиление связей, в том числе политических, между государствами Земли (а этого пока нет). 4. Преобладание геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере (тоже нет). 5. Расширение границ биосферы и выход в Космос (уже случилось). 6. Открытие новых источников энергии (опять случилось). 7. Равенство людей всех рас и религий (человечество уже стоит на пороге этого). 8. Увеличение роли народных масс в решении вопросов и внутренней политики (а от этого мы сегодня отстоим даже дальше, чем во времена Вернадского). 9. Свобода научной мысли и научного искания от давления религиозных, философских и политических построений и создание в общественном и государственном строе условий, благоприятных для свободной научной мысли (увы, мы далеки от этого). 10. Подъем благосостояния трудящихся. Создание реальной возможности не допустить недоедания, голода, нищеты и ослабить влияние болезней (благосостояние человечества постоянно растет, но, в основном, за счет элиты мира). 11. Разумное преобразование первичной природы Земли с целью сделать способной, удовлетворять все материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения (а это сделано уже давным-давно). 12. Исключение войн из жизни человечества (ну а этого человечество вряд ли вообще когда-то достигнет). Вернадский утверждал, что человечество в ходе своего развития превращается в новую мощную «геологическую силу», своей мыслью и трудом преобразующую лик планеты. Соответственно, оно в целях своего сохранения должно будет взять на себя ответственность за развитие биосферы, превращающейся в ноосферу, а это потребует от него определенной социальной организации и новой, экологической и одновременно гуманистической этики.

В. И. Вернадский писал о «ноосфере» как о состоявшейся реальности, и как о неотвратимом будущем: «Биосфера не раз переходила в новое эволюционное состояние. Это переживаем мы и сейчас, за последние 10-20 тысяч лет, когда человек, выработав в социальной среде научную мысль, создает в биосфере новую геологическую силу, в ней не бывалую. Биосфера перешла или, вернее, переходит в новое эволюционное состояние — в ноосферу — перерабатывается научной мыслью социального человека. Мы живем в небывало новую, яркую эпоху. Человек своим трудом — и своим сознательным отношением к жизни — перерабатывает земную оболочку — геологическую область жизни — биосферу. Он переводит ее в новое геологическое состояние; его трудом и сознанием биосфера переходит в ноосферу. Им создаются в биосфере новые, не существовавшие раньше биогеохимические процессы. Биогеохимическая история химических элементов — планетное явление — резко меняется. На нашей планете создаются, например, в огромных массах новые свободные металлы и их сплавы, в ней никогда не существовавшие. Таковы, например, алюминий, магний, кальций. Резким образом изменяется и нарушается растительная и животная жизнь. Создаются новые расы и виды. Лик планеты меняется глубочайшим образом. Создается стадия ноосферы». Таким образом, понятие «ноосфера» предстает в двух аспектах: — 1. ноосфера в стадии становления, развивающаяся стихийно с момента появления человека; — 2. ноосфера развитая, сознательно формируемая совместными усилиями людей в интересах всестороннего развития всего человечества и каждого отдельного человека. Впрочем, в современном мире очень многие ученые критикуют взгляды Вернадского. Так Российский эколог и климатолог А. Поздняков пишет: «в научной среде России «ноосферогенез» рассматривается как учение. Однако если под учением понимать теорию достижения цели, единственно необходимую последовательность практических действий, то это скорее не учение, а недостаточно обоснованные утопические положения о всемогуществе Человека. В основе этого «учения» — обыкновенное человеческое тщеславие, выливающееся в эго- и антропоцентризм». И, по мнению автора этого сайта, это – вполне справедливая критика. С другой стороны, очень многие критики Вернадского называют его теорию «светской религией». Но автор не видит в этом ничего плохого. Наоборот, он уверен, что в будущем обязательно возникнет единое научно-религиозное учение (ведь любому человеку необходимо верить во все, что он делает).

Плохо другое – очень многие современные ученые воспринимают любое «авторитетное мнение», как доказательство истинности сказанного. А это — уже «не лезет ни в какие ворота». Академик Вернадский – достаточно авторитетный ученый, и авторы открытого письма просто воспользовались его авторитетом в качестве доказательства истинности своих собственных идей (коих, к тому же, оказалось не так уж и много). Авторский же взгляд на мир во многом совпадает со взглядом Вернадского. Однако автор, в отличие от тех же «педагогов», пошел дальше, и наградил разумом не только человека, но и Мироздание. Другими словами, он логично доработал главный тезис материализма – «сознание есть свойство материи», добавив в него всего одно слово – «сознание есть свойство любой материи». А раз так, то именно человек должен брать пример с живой природы, а не противопоставлять ей свою «новую геологическую Силу», как у Вернадского. И изменять окружающий мир, человечество должно не только по своей прихоти, но и по договоренности с Мирозданием. А чтобы достичь такой договоренности, каждый человек на Земле должен научиться общаться с Мирозданием, причем, не на подсознательном уровне, как сейчас, а осознанно. В противном случае «возможны марципаны», вроде нынешнего цивилизационного кризиса. И уверяю Вас, Мироздание возьмет верх в любом случае, хочет того человек или нет. А потому, надо не воевать с ним, а договариваться. Только в этом случае, человечество и Мироздание смогут объединиться друг с другом, и вместе выстроить ноосферу. Кстати, именно к этому и стремится наше Мироздание, а вот к чему стремится современное человечество, оно и само не знает. Именно такой первый вывод мы с Вами сделали после прочтения открытого письма, представленного выше. Вернадский считал, что научная мысль – такое же закономерно неизбежное, естественное явление, возникшее в ходе эволюции живого вещества, как и человеческий разум, развивается она все в том же полярном векторе времени и не может ни повернуть вспять, ни совсем остановиться, тая в себе потенцию развития фактически безграничного. Мы отмечаем, как наука сильно и глубоко активизирует изменение биосферы Земли, она изменяет ситуации жизни, геологические движения, энергетику земного шара.

«В переживаемый нами момент создания новой геологической Силы, научной мысли, резко возрастает влияние живого общества в эволюции биосферы. Биосфера, перерабатываясь научной мыслью Homo Sapiens, переходит в свое новое состояние – в ноосферу. Необходимо подчеркнуть неразрывную связь создания ноосферы с ростом научной мысли, являющейся первой необходимой предпосылкой этого создания, ноосфера может создаваться только при этом условии» (Вернадский, 1927 год). Сейчас в моде пессимистическое отношение к возможностям науки и ее будущему. Это не случайно, поскольку научное знание переживает состояние глубокого кризиса и перестройки. Признаки этого кризиса наблюдались и в первой половине ХХ века, однако сам Вернадский оставался оптимистом и в отношении будущего человечества. Таким же оптимистом является и автор этого сайта. В любом случае, автор согласен с мыслью Вернадского, что современное человечество должно научиться — разумно управлять не только собой, но и окружающей его биосферой. И для этого, ему необходимо — всего ничего — перенимать, по возможности, опыт этой биосферы (живой природы), переосмысливать и использовать его, и для себя, и для природы. А вместо этого человечество противопоставляет себя природе, и добром это точно не кончится. Ведь и нынешний цивилизационный кризис возник, прежде всего, из-за навязывания Воли небольшой части человечества — всему окружающему миру (в том числе, и всему остальному человечеству). А памятуя, как это происходило с природой, нетрудно догадаться, как это будет происходить и с большинством человечества. Именно сегодня это большинство и догадалось об этом, и ему очень не понравились его догадки. Отсюда и «революционная ситуация» по всему миру. И пускай, «революции снизу» вспыхнут хоть по всему миру (это пойдет ему только на пользу), но только не в России. А для этого наша властная элита должна понять ситуацию в мире раньше других, и сделать соответствующие выводы. А вывод напрашивается только один – России необходимо проводить кардинальные реформы, направленные в сторону формирования в стране государственного социального капитализма и нового общества с коммунистическими идеалами. Только это поможет нам преодолеть разрыв между биосферой и человечеством, и приступить к выстраиванию будущей ноосферы.