Homo Argenteus: Новое мировоззрение

Итоги прошедшего года

Итоги прошедшего года

Автор уже не раз писал здесь, что человек – это двоякая сущность, он одновременно обладает и животной и духовной составляющими. Увы и ах, но современное человечество все больше и больше скатывается к своему животному началу! Вот что по этому поводу думает А. Леонидов в своей статье — «Прогрессивная антропология и изживание капитализма» (источник: https://ss69100.livejournal.com/4829762.html). «Как капитализм может изжить сам себя? И как, наоборот, он может сам себя не изжить, а наоборот, скатиться к худшим, наиболее изуверским своим (ранним) формам? Процесс внутреннего изживания капитализмом самого себя – это ПРОГРЕССИВНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ. Это когда человека становится умнее, образованнее, шире и глубже мыслит, больше знает и умеет. Такой человек (мыслитель) не поклоняется злым стихиям бытия, а спорит с ними, преодолевает их, поняв их природу и строение. Тупой человек, мечтая о дожде в засуху, приносит кровавые жертвы атмосферным стихиям, а умный – строит поливальную установку. Он не клянчит дождя – потому что сам становится повелителем дождя. А все проблемы угнетательских обществ (не исключая, естественно, и капитализма) связаны с непреодолимостью бед для человека. Эта непреодолимость соблазняет и подначивает переваливать беду на чужие плечи. Житейский ум не просто отделяется от нравственности, но становится ей противоположным: когда жить нравственно неумно, а жить с умом – безнравственно. «Не обманешь – не продашь», говорили об этом купцы, что стало известной народной поговоркой. Это противоречие ума и нравственности является главным мотиватором процессов угнетения человека человеком. Хочешь жить комфортно – сделай другому плохо, или сам будешь жить плохо. Не найдешь, на кого свалить свои беды – значит, сам с ними и останешься! Вот как об этом рассуждает Клим Самгин у Максима Горького: «В общественной структуре должны быть люди, лишенные права личной инициативы, права самостоятельного действия». Потом он додумался про слова своего отца о жертвоприношении (!) Авраама «и сердито закурил папиросу». Собственно, капитализм (как и более ранние формы угнетательских обществ) – это и есть жертвоприношение, вполне естественное для человека дохристианских эпох понимание, что за личный успех нужно заплатить чужой смертью. Сильные, захватив власть, приносят в жертву жизни и судьбы всех, кто оказался слабее, оформляя это деньгами (капитализм), или не оформляя (более ранние формы гнета). Как вы понимаете, сами по себе бумажные дензнаки не имеют никакой ценности, ценность их лишь во власти, которая за ними стоит и которая их выпустила в обращение на подконтрольной ей территории. Отсюда и правило: если еды очень мало, то понятно, что ее получат только самые сильные. И только по итогам очень жестокой драки.

Но если еды сделать очень-очень много, то ожесточение в драке за еду пропадёт. Человеку уже незачем драться с другим человеком – если им обоим достаточно. То же самое касается и других материальных благ. Чем их больше – тем менее жестоко за них дерутся претенденты на обладание ими. Идеал – воздух, нужнейшее из материальных благ, и притом бесплатное! Таким образом, перед человеком два пути: сломать другого человека или сломать проблему, заставлявшую ломать другого человека. Второе решение прямо и неразрывно связано с развитием науки и техники, с умственным и нравственным развитием человеческого общества. Для того, чтобы сломать проблему, непобедимую на животно-зоологическом уровне, нужно перестать быть животным. Пока человек близок к животному – он будет ломать других людей, как это делают все животные с конкурентами в межвидовой и внутривидовой конкуренции. Таким образом – преодоление капитализма и вообще угнетательского устройства – в умственном и духовном развитии человека. Что же касается развития производительных сил, то их прогресс лишь вторично отражает (и при этом далеко не всегда пропорционально) умственное и духовное развитие человека. Для создания умной машины, преодолевающей страдания чернорабочего, или преодолевающей нехватку того или иного блага в обороте, нужны: — Умственные способности (их развитие). — Нравственные мотивации сделать другим лучше (потому что технический ум вполне можно направить и на решение противоположной задачи: как сделать другим хуже). Глупый человек из капитализма не выйдет, как не выйдет из него и человек жестокий, злой, с умом глубоким – но направленным на разрушение и подавление. Отсюда и разгадка реставрации капитализма – а точнее, наиболее архаичных и варварских его форм: умственная и нравственная деградация возвращает именно туда, откуда его вывели умственное и духовное развитие. Погружая в зоологические отношения все более и более грубых форм угнетения человека человеком. Что и случилось у нас в ходе «перестройки» и «реформ». Человек потерял человеческое в себе – и мир людей вокруг него стал преображаться в звериный мир, в дикую природу. Там, где вчера было безопасно – стало опасно. Где было сыто – стало голодно. Где вчера не было каннибалов – сегодня они появились.

Видели ли вы, как лес отвоевывает у человека заброшенную пашню? Это очень сходный процесс, суть которого в преображении антропогенного ландшафта обратно в дикую, естественную среду. Человек бросил поле – а лес бросил в поле семена своих деревьев. С годами семена стали тонкими деревцами, а после – вырастают в самые обычные, лесные деревья. И некогда расчищенное поле превращается обратно в первозданный лес. Это и есть «реформы» 90-х: зарастание антропогенного ландшафта флорой и фауной первобытности. Чем меньше человек владеет стихиями – тем больше жертв он им приносит. И объективно – потому что иначе не получается. И субъективно – когда одни пытаются отобрать у других как можно больше благ. Где нет экскаваторов – людей мучают лопатами, где нет самосвалов – людей заставляют таскать носилки и надрываться с тачками. Где мало пищи – там она удел победителей. Где много – ее могут распределять по принципам, близким к коммунизму: кушай, не жалко, все равно не знали, куда девать. Капитализм может изжить себя, изжив в себе вложенную в него изначально жестокость каннибализма: подставить под беду вместо себя другого человека. Нет беды – и подставлять никого не нужно. Примитивное производство не только низкопродуктивно, но и чудовищно жестоко. Развиваясь технически, производство дает все больше, а требует от человека – все меньше. Происходят чудеса прогресса: человек, работавший час, особо не напрягаясь, произвел больше продукта, чем человек, тяжко работавший 14 часов! Как такое возможно? Только благодаря развитию техники. Но если снижается производственная жестокость в базисе – снижаться будет и человеческая жестокость в надстройке. Место угнетателя уже не так ценно в глазах масс, а место рабочего – уже не так страшно, не так незавидно. Драка за руководящие места – уже не такая страшная. Иногда даже начинает вестись по правилам – а не как у гопоты в подворотне. Если вы сделаете судьбу рабочего не страшной, то и классовая борьба станет не страшной. Ведь одно вытекает из другого: чем хуже человеку в подвале, тем жестче он пытается оттуда вырваться.

Следовательно, капитализм может изжить сам себя, умственно и духовно развивая человека. И все это классический марксизм, в котором прогресс производственных отношений следует за развитием производительных сил. А вот теперь – в пику марксизму. Никакого автоматизма в духовном и интеллектуальном развитии человека нет. Не рождается младенец с инстинктивной жаждой поскорее сесть за парту и побольше знаний получить! Развитие человека – не инстинкт, подобный дыханию или сердцебиению. Человек из поколения в поколение может развиваться – накапливая знания, а может и деградировать, теряя их. Что делать во втором случае – марксизм не отвечает. Он такой ситуации не рассматривал. Марксизм говорит: производительные силы должны созреть. Но то, что может созреть – может и перезреть, и сгнить. Созревающие плоды не только развиваются в спелый фрукт, но и разлагаются. На наш взгляд все определяется культурно-образовательной средой, формирующей внутренний мир человека. Хорошо сформированный человек – хорошо организует и производительные силы вокруг себя, разумно подбирая инструменты. Они же не просто так развиваются, производительные-то силы! Их же развивают конкретные умы, изобретатели, рационализаторы, инженеры, конструкторы и т.п. А если человек культурно-образовательной средой сформирован плохо? Как мы в 80-е годы? Если школьник 80-х (скажу самокритично) вырастает духовным дегенератом? Какие производительные силы вокруг себя он сможет, да и захочет развивать? Если мы дали маху в культурно-образовательной сфере, выпустили человека из разумных форм духовного воспитания – то крах производительных сил лишь дело времени. Современные проблемы ведь не в том, что производительных мощностей нет. Так проблема стояла перед бодрыми людьми 20-х годов – и они эту проблему решили индустриализаций. А сегодня проблема в том, что имеющиеся производительные силы не используются. Предприятия работают в пол-силы, выпускают куда меньше продукции, чем могли бы в обычном своем режиме… Так в чем проблема – в производительных силах или в духовной деградации общества? У нас человек духовно и умственно не здоров. У него в голове разные химеры, галлюцинации и противоречивая бредятина, помесь Солженицына с леваками. У него нет чутья на ложь, на туфту и фуфло, которыми его закармливают. А производительные силы у него есть, стоят в режиме простоя, просто он ими не пользуется…

Марксизм я дополняю таким вот открытием: если внутренние мотивации человеческой деятельности стали звериными, то вся внешняя окружающая человека среда начнет деградировать до первобытной. Если ты хочешь только того, чего хочет животное, то и жить ты будешь только в том, в чем живут животные. Я не знаю (это дискуссионный вопрос) насколько сознательно голем капитализма в рамках самосохранения применил «деструктивную антропологию». Отчасти, возможно, голем сознавал, что делает (план Даллеса), отчасти схватился за дегенератов инстинктивно, как утопающий за бревно, отчасти просто так сложились обстоятельства, совокупность случайностей. Но голем капитализма не хочет умирать – а в мире развития человека и прогресса науки он умирает. Звериная безусловность собственника сменяется в мире прогресса компетентностью, а ее нельзя купить или унаследовать, необходимо самостоятельно обрести в занятиях и тренировках. В раннем средневековье большая часть королей безграмотна, и подписывается крестами, в позднем – никто в королевских фамилиях роскоши не учиться грамоте себе уже позволить не может. Прогресс – то, что нельзя хапнуть за один миг или унаследовать – как собственность или корону. Человек может жить чужим трудом, паразитируя на нем, но он не может умственно развивать себя чужим чтением. Если другой работает на меня – богаче становлюсь я, а не он. От того, что другой читает – умнее становится он, а не я. Голем капитализма (его коллективное самоосознание) если не умом понимает, то сердцем чувствует, что в прогрессе его смерть. И спасая себя, он запустил технологии массовой деградации «человеческого материала». Кто-то первым сказал, а другие подхватили: в глупости человеческой наше спасение! Формируя умных – мы формируем своих если не могильщиков, то заместителей, вытеснителей! В обществе людей, чтобы руководить, нужно быть умнее всех. Иначе – если подчиненные умнее тебя – возникает кризис руководства. Но как добиться преобладания в этой сфере? Самому ли учиться больше всех? Или других опускать на дно примитива, чтобы для них человек с тремя классами реального образования казался академиком? Второй путь – легче. Если общество состоит из дебилов, то ими легко руководить, и особо напрягаться над собственным интеллектуальным качеством не придется. И капитализм на наших глазах превратился в фабрику по производству дебилов. Он ими спасается.

В мире деградации психики сложные формы мышления, при всей их разумности и полезности, которую легко доказать тем, кто способен воспринимать рациональные аргументы – оказываются невостребованными. Незрелый умственно и психически человек не может вести зрелый образ жизни, глупый человек не может умно хозяйствовать. Это вызывает обиду интеллектуалов на людей, которые «не поддержали», и т.п. Но! Интеллектуалы эти не понимают важной вещи: глупо навязывать людям то, что им не нужно, ими не востребовано – а потом обижаться, что люди не горят энтузиазмом тебе помогать. Либо людям это нужно; либо это еще рано. А может быть – уже и поздно. Ибо плод бывает незрелым, зрелым и сгнившим. Момент созревания плода не длится вечно. А кроме процессов созидания бывают еще и процессы распада. Жизнь не является «восхождением в одном направлении» – она может идти вверх, падать вниз, или уходить куда-то в сторону, в тупики. А что такое «верх» и «низ»? Они определяются от того, что человек считает идеалом, идеальным состоянием (сравните чаяния культурного рабочего, тянущегося к знаниям, и его коллеги-алкоголика, наркомана). То есть идеал, дающий направление стремлениям – тоже зависим от духовного развития человека. Если человек глуп – то и мечты, чаяния у него глупые. А если превращен в животное – то все его устремления животны, зверины. Животное вообще развиваться не способно, его жизненный цикл замкнут в круг возобновляемых поколений. Поколения меняются, а больше ничего не меняется… Можно считать «пролетариями» лошадей и ослов – их, как мускульную силу, используют не только в сельском хозяйстве, но порой даже и в промышленности (вращать какие-нибудь колеса). И что – лошади с ослами созреют для революции? Дождутся, пока их погонщики не могут управлять по старому и не захотят жить по-старому из-за резкого обострения своих мучений? Лягнуть они, конечно, с досады могут – но не более того.

Марксизм говорил, что капитализм изживет себя через собственное развитие, самосовершенствование. Имел в виду – развитие производительных сил. А мы добавляем очень важное: но развитие производительных сил производно от развития человека, от прогрессивной антропологии, а не наоборот! Тогда происходит обозначенная нами динамика: Капитализм изживает сам себя (что, собственно, ждали от него и марксисты). Но иначе, чем марксисты себе это представляли. С удалением жестокости происходит конвергенция образов жизни угнетателя и угнетенного. Вначале между ними пропасть – что, собственно, и породило необходимость угнетения в глазах и психологии угнетателя. Это ужасная работа в ужасных условиях, которую кто-то должен делать, а тебе не хочется. Как только работа перестает быть ужасной, и условия перестают быть ужасными, то и страх перед ними, заставляющий быть жестоким – тоже ослабевает. Есть такие виды работ, которые охотно примеряют на себя графы и князья: литературное творчество, научные исследования, тонкие виды рукоделия. Они так привлекательны сами по себе, что никого не пугают (другое дело, что не всем нравятся). Нельзя напугать ребенка словами – «будешь плохо учиться – станешь писателем». Ничего страшного в том, чтобы стать писателем – нет. В отличие от целого ряда других профессий, пугающих и условиями труда, и мизерной оплатой. Никакого автоматизма в процессе нет. Описанная динамика работает только в мире духовно восходящего человека, в мире торжествующего Разума. В мире дегенеративном (как нынешний XXI век) никакую проблему люди не могут решить уже по той первой из тысячи причин причине, что они не в состоянии ее поставить, сформулировать. Откуда же возьмется ответ – если и вопрос-то не поставлен?! Главное в прогрессе – наличие человека, умеющего формулировать вопросы. Решение проблемы приходит (пусть и не сразу) – туда, где проблему осознали, как проблему. А там, где ее не видят, где она утоплена в быту, всем кажущемся «совершенно естественным» и «безальтернативным» – там, конечно, не найдут и решения, рождаясь и умирая по кругу сколь угодно много поколений. Это и есть главный урок тысячелетий древней, дохристианской истории человечества, в наше время неплохо изученной.

Где во зле и жестокости, грязи и скверне, людоедстве не видят ничего противоестественного или уродливого, там они и не преодолеваются никак, сколько бы времени история людям не отпустила. Создайте человека, умеющего ставить вопросы, задаваться вопросами «почему это так?» – и вы решите (со временем) любые задачи! Вот стержень и средоточие жизни, вот дух истории и цивилизации» (Леонидов). Возможно, кто-то из читателей и возьмется поспорить с Леонидовым, но в одном тот, безусловно, прав – классовая борьба может исчезнуть только в том случае, когда подавляющее большинство жителей какого-то государства представляют собой «средний класс». Понятное дело, что останутся и бедные, и более или менее богатые, главное, чтобы не было нищих и «безумно богатых». А что мы сегодня видим у себя в стране? На этот вопрос отвечает Александр Колпакиди в своей статье «Итоги 2019 года» (источник: https://www.nakanune.ru/articles/115750). «Итоги 2019 года надо обсуждать в первую очередь с точки зрения итогов 20-летнего правления нынешней команды «властителей». 20 лет прошло, и что мы видим? За 20 лет после окончания Гражданской войны Советский Союз был одной из двух сильнейших и крупнейших стран в мире. А мы сейчас боремся за то, чтобы к 2024 году стать пятой страной в мире, обогнать Индию. Единственное, что в чем мы «преуспели» – мы на первом месте по росту социального неравенства. Если сталинская Россия была первой по развитию науки, экономики, то нынешняя Россия – по росту социального неравенства. Хотя по Конституции у нас формально и «социальное государство». Народ отвлекают всякой чушью. Повесили желания на елку, дети загадали на Красную площадь попасть – да, сто долларовых миллиардеров исполнят желания ста детей из нищих семей. И это показывают по всем программам с утра до ночи, и все должны быть счастливы. Но что дальше ждет этих детей, нищая жизнь? Как выдающееся достижение нам преподносят Крымский мост, но его даже нет в списке 35 крупнейших мостов в мире. Да, это очень хорошо, что построили этот мост, но это не результат для 20 лет. Газопровод «Сила Сибири» – замечательно, что с китайцами дружба, жвачка, военные учения проводим – это очень хорошо. Но какой экономический ущерб понесем мы от этого газопровода? Никто не говорит. Судя по всему, он просто экономически нам не выгоден. Такая же история с Украиной — бодались-бодались, в результате потеряли почти 6 млрд. долларов на ровном месте. Ну, а символом года, конечно, является пенсионная «реформа» – это просто символ 20-летнего правления. В этом году мы наблюдали провал «мусорной реформы», провал оптимизации медицины. Ну, если вы провалили – кто-то же должен быть наказан, какие-то выводы должны быть сделаны? Нет – ничего. Самый страшный провал – это, конечно, провал с демографией.

Рост коррупции очевиден, это ФСБ-шные, МДВ-шные миллиарды – это просто чудовищно. Рост преступности, причем на 17% больше ущерб в этом году, чем был в прошлом. Почти по 50 регионам преступность выросла. Первое место у нас, как я уже сказал, по росту неравенства. То есть государство пухнет, а народ нищает. 21 млн. нищих, живущих за чертой бедности. И более ста долларовых миллиардеров. То есть 100 человек имеют столько же, сколько 21 миллион. Экономика. В лучшем случае рост ВВП составляет 1% – это все признают. Однако власти говорят, что создали мощный фундамент для рывка. 20-30 лет его создавали. Теперь сколько лет еще ждать рывка? Почему Сталин сразу осуществил рывок – не имея ни газа, ни нефти, ни цветных металлов? А у этих – вы друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь. Культура. Под Новый год решили полить грязью декабристов. Это даже не вранье, а просто приспосабливание истории к современной политике. Бунтовать нельзя, власть всегда хорошая, все бунтовщики – западные агенты, они все недалекие люди… Вот просто вместо Рылеева героя надо было назвать его «Навальный» – и все всем стало бы понятно. Осовременивание истории касается и прославления Николая I. А что хорошего он сделал? Человек, которого прозвали «Николай Палкин»? Который заморозил всю страну? Который довел ее до позорного состояния, полной изоляции международной? Позорного военного поражения? Да, действительно в советское время про него много лишнего говорили, это правда. Но сейчас мы можем объективно судить. В конце фильма сказано – он подготовил страну к освобождению крестьян. 30 лет он ее готовил, как и здесь – 20 лет готовят для экономического рывка. Николай умер, так и не освободив крестьян. А потом, когда их освободил его сынок, так их ограбили и потом это все привело к революции, а оказались, во всем виноваты большевики. Это не просто случайно – мол, «художник так видит». Этот самый художник до этого снимал про Колчака, то есть сознательно обществу навязываются через художественные произведения некие идеологемы. А они заключаются в том, что вы холопы, должны терпеть. А будете бунтовать – будет все плохо. Фильмом года признан по всем опросам «Т-34». Ну, слава богу, что не «Ржев». Сказать, что «Т-34» – это плохой фильм, я не могу. Но по сравнению с советским «Жаворонком», можно оценить и сказать – где искусство, а где просто халтура. Во всех смыслах. Нам снова как будто пытаются внушить, что вся власть от Бога, но в истории нашей Церкви произошла чудовищная катастрофа. Столетиями не было такого раскола в православии. Столетиями! Вроде бы, началось объединение церквей, а чем кончилось? То, что сейчас происходит – это чудовищная трагедия в истории православной веры. Кто виноват? Американское ЦРУ?

Зато спорт – наше все. Еще несколько лет назад говорили, что среди достоинств 20-летнего правления – сочинская Олимпиада. Сейчас она уже ассоциируется не столько с победами, сколько с допингом. Вот вам в этом году еще один допинговый скандал. Это для чего? Причем реакция нашего премьер-министра – «можно подумать, они допинг не принимают?» – это говорит человек с юридическим образованием. Вы их поймайте, разоблачите, и потом кричите, что они принимают. Этот уровень рассуждения – просто поражает. Из разряда «а кто не пьет?» Правильно Фетисов сказал, что мы превратились в самую позорную страну в истории спорта. Тогда как мы при Советском Союзе были самой уважаемой страной. А ведь явно хотели спорт сделать одно время национальной идеей, вкладывались немерено. И вот чем кончилось. Отношения с соседями. Избрали Зеленского, провалились переговоры в Париже. Явно никто не хочет вопрос закрывать, потому что всем выгодно продолжать конфликт. То, что там действительно фашисты, и то, что у них действительно режим бандеровский, никто не спорит, но я при этом не вижу, чтобы реально происходила какая-то борьба с ним. Вот это меня смущает, хотя возможности, казалось бы, у нашей страны огромные. С Белоруссией опять какой-то облом. За 20 лет ни одна республика в состав федерации не вернулась. Говорят про Союзное государство. Говорят-говорят, и сколько говорят? Еще при Ельцине начали 25 лет говорят. Получается анекдот какой-то. Умер в конце года замечательный критик, писатель Владимир Бушин. Вообще все молчат – я не говорю, что должны по всем каналам об этом говорить, но ведь вообще ничего – в рот воды набрали. А ведь действительно был выдающийся человек, солдат, прошел войну. Но зато поставили памятник Гранину, о моральном облике которого говорить даже противно накануне Нового года. Вот кто герои этой «элиты» – продолжают строить «Ельцин-центр» в Москве, ставят памятник Гранину. А Владимиру Сергеевичу Бушину – ничего. Даже не вспомнили…» (Колпакиди).

Вторит ему и Мельниченко: «Пережить эту власть — наша главная национальная идея» (источник: https://svpressa.ru/economy/article/253712/). «Вымирающие российские деревни — это не только провал аграрной политики нынешней власти, но и угроза целостности страны. Подмосковное Рогово. Лет 30 назад, проезжая на свои подмосковные сотки, дачный народ непременно останавливался тут. Не было подворья без сисястых коров, иной прочей живности — без которой крестьянское хозяйство и не хозяйство. Коровы эти паслись на огромных лугах, по двум берегам совхозного пруда. Если подгадать время дойки, можно было тут же купить трехлитровую банку парного молока за пару-тройку рублей. Постепенно стада уменьшались, потом и вовсе исчезли. Не стало совхоза. На месте заливных лугов выросли цветные корпуса по производству памперсов, пеленок… Поднялись жилые коробки — Москва расширилась. Молодежь разъехалась в поисках работы, лучшей жизни. Сельское хозяйство уже много лет планомерно уничтожается, безработные жители покидают земли дедов и отцов. Разруха далеко шагнула вглубь страны: в Сибирь, на Дальний Восток, где приметой ее — огромные заброшенные территории с безлюдными селами, деревнями, малыми городами. Так «сжимается» и сама страна. Потому что, «на земли без народа придут народы без земли». Россия — единственное государство, погибающее в мирное время… «СП»: — У зампредседателя правительства, курирующего АПК, Алексея Гордеева иное мнение. На селе, в сельском хозяйстве, как и в целом по стране — «все в порядке». Теперь «давят» на продажу сельхозпродукции за границу. Экспорт планируют увеличить с прошлогодних $ 20 млрд. до $ 45 млрд. в 2024 году. А вы не раз говорили, что сельское хозяйство стагнирует. От голода спасут посылки Запада. Где правда, если по Доктрине продовольственной безопасности практически все выполнено, как заявляет правительство? — Есть правда, а есть полуправда. Да, некоторые целевые показатели, если брать по обеспечению зерна, то они выполнены. Подняли производство свинины за счет строительства многих комплексов. Подняли производство мяса курицы, яиц.

Но обратите внимание, завалив нас количественными показателями, вице-премьер застенчиво замалчивает о качестве произведенной продукции. Практически он признает, что продуктовый вал далек от безопасности, напичкан добавками, анаболиками и антибиотиками. Так, на больших фермах, крупных комплексах обязательно вводятся в рацион антибиотики для производства мяса, молока. Но не может корова жить в такой скученности, не гуляя по улице. Нельзя ей без антибиотиков — она умирает очень быстро. Дело в том, что мы не производим молоко по нормам. Сегодня у нас дефицит молока, даже по нашим внутренним нормам, превышает где-то 8−9 миллионов тонн. Нет коров — нет и натурального молока. Потому и зерно свое продаем за рубеж. Ну, что может убитое российское сельхозпроизводство еще экспортировать? Понемногу — зерно, рыбу, масличные культуры. Больше продавать нечего. Мы — неконкурентоспособные. Значит, будем продавать то самое сырье. Выход — развивать отечественное крестьянство, без этого никакого качественного, безопасного продовольствия у нас не будет. Но у власти иные ориентиры: строительство крупных молочных, свиноводческих комплексов и агрохолдингов. А Россия останется голодной, с суррогатом еды. Создание 3−5 миллионов крестьянско-фермерских хозяйств по 100−200 коров, развитие современной инфраструктуры на селе спасут страну от разора, обеспечат продовольственную безопасность. Но для этого надо сменить аграрно-промышленную политику. Сменить ее некому. Решится ли министр сельского хозяйства приступить к формированию кадрового состава, специалистов-профессионалов в своем ведомстве? Туда должны прийти агрономы, зоотехники, инженеры — те, кто работал на земле. «СП»: — В таком случае, надо было бы и самого министра сменить на профильного специалиста? — Согласен, у нас сложилась нездоровая традиция, когда профильные министерства возглавляют люди, далекие от отраслевой специализации этих самых организаций. Например, начинается новый рабочий год, кое-как обсудили бюджет. Но я не вижу, насколько он поможет форсированному развитию сельского хозяйства, крестьянства, обеспечению россиян качественной натуральной продукцией. Обратите внимание, правительство почти не говорит о развитии экономики — всей отечественной промышленности. Есть только отчеты — «Сила Сибири», «Северный поток», «Турецкий поток», газ, нефть. Ни намека на строительство новых заводов, фабрик… Следовательно, у нас не будет квалифицированных кадров, а программа по созданию 25 миллионов новых высококвалифицированных рабочих мест — блеф. В стране сегодня десятками тысяч сокращаются рабочие места — вот реальность и правда. Правительство Медведева говорит о развитии здравоохранения, образования, жилищного строительства. Но если это посмотрим в комплексной программе развития сельской территории, то ее отменили, закрыли. И это при том, что самая беднота, социально незащищенная — это деревенские люди, сельчане.

Сейчас взамен закрытой, невыполненной программы написали очередную комплексную программу развития села до 2024 года. Ну, какое-то магическое число, власть вдруг встрепенулась все враз улучшить до 2024 года. Не верится. А где она была 20 лет своего правления? Медведев решил все просто: никакого спуска, предложил на всех нерадивых чиновников «доносы» писать… Неплохо, конечно, у нас есть на кого писать доносы. Вот такой российский феномен решения проблем. Был съезд сельских кооператоров. Так вот, сельской кооперации никакой в России нет, а съезд есть. Был съезд сообщества, там большая секция развития сельских территорий. Секция есть, развития сельских территорий совершенно нет. Почему так? Например, в Курганской области еще 4−5 лет назад было село, допустим, на 200 домов, где-то в 60−70 домах жили люди. Сейчас осталось 10−15. Люди покидают сельские территории. Мы так «развивались», что село российское уничтожили. В село больше никто не поедет работать: здесь нижайшая зарплата, рабский труд, узаконенный государством Российской Федерации. Если мы не дадим сегодня 50.000 рублей, как минимальную зарплату в селе, значит, пишите, пропало. Никакого развития села не будет. Никакие программы правительства не сработают однозначно. Нужны немедленно сельские специалисты. Нужны немедленно профессионалы в правительстве. Другого рецепта нет, а народу предлагают «доносы» писать. На кого?! «СП»: — Может, Запад нам поможет? На базе Высшей школы экономики создается центр по развитию сельских территорий. Привлекаются немецкие специалисты. В чем интерес у немецких аграриев? — Заработать у нас в стране деньги. Плохо, что именно Высшей школе экономики поручили создать такой центр. У нас есть центр компетенций — МСП: корпорация развития, которая отвечает за развитие кооперации на селе и создание крестьянско-фермерских хозяйств. Она-то есть, а коопераций-то нет, и не будет. Точно так же, уверен, в ВШЭ будет центр, но никакого развития села не увидим. Высшая школа экономики и развитие экономики страны — это несовместимые понятия. Что, Высшая школа экономики будет меня учить пасти коров? Я сам это знаю, как и знаю свою землю. Но у меня нет доступа к ресурсам. Где-нибудь, хоть в одной программе, прописано, что будет доступ к ресурсам? Что у нас будут специализированные банки развития территорий, доступ к финансам? Зато полная поддержка иностранных компаний. У нас крупнейшая молочная немецкая компания «Эконива» запросто брала деньги на создание своих молочных комплексов. На эти деньги, что создавался только один их комплекс, можно было поднять сельское хозяйство наших трех муниципальных районов!

Они вне очереди получают любые субсидии и дотации. Можете себе представить, чтобы один российский фермер получил бы 9 миллиардов рублей субсидий? «СП»: — Есть опасность в совместных сельхозпредприятиях и иностранных резидентах именно в пищевой промышленности? — Никакой опасности не было бы, если у нас развивались свое крестьянское хозяйство, своя кооперативная переработка. Но у нас же даже нет инструмента, как продавать это продовольствие за рубеж. Где те самые ЛПХ — наши личные подсобные хозяйства? Где 20 миллионов личных подсобных хозяйств, вовлеченных в экономику? У нас, может, есть организация, которая этим занималась, есть какая-то международная продовольственная биржа? Тогда давайте совместно создадим кооперативное предприятие, производство. Давайте производство семян будем развивать, чтобы дать людям их выращивать. Давайте все создадим. Это нормально — это мировая практика. А у нас есть написанная программа, но методики, как ее выполнить, до сих пор нет. В итоге наше продовольствие сегодня зависимо от Запада на 80%-90%. «СП»: — Реально ли в предстоящую трехлетку донести до правительства важность типовых моделей развития села, деревни, без которых, как вы говорите, невозможно развитие сельских территорий? — Донести можно, да возьмут ли они это все? Я же целый пакет документов донес до премьер-министра Дмитрия Анатольевича Медведева, вручил ему из рук в руки, даже поговорил с ним. Он согласился, подтвердил, что «ну я же сказал, что теперь деньги все — на село». А где эти деньги? У власти другие, отличные от народа, страны, интересы. Поэтому ждать каких-то перемен — не надо. Надо относиться с пониманием к тому, что заявляет Гордеев. У него работа такая. Он должен так заявлять. Даже если это совершенно не соответствует действительности. И у Медведева такая работа. И у Путина такая работа. Они не лгут, они просто выполняют свои должностные полномочия, не более того. Все — на продажу, посмотрите, сколько земель сельхозназначения выставлено на торги. Так что, как в той песне: деревня будет только сниться, в полях, поросших бурьяном, бродит мгла… Поэтому, пережить эту власть — наша главная национальная идея» (Мельниченко). Единственное, что можно сюда добавить, так это то, что подобные итоги уходящего года наблюдаются во всем мире. А это означает только одно – современное человечество деградирует.